Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мониторинг транспорта на охраняемой территории предприятия

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мониторинг транспорта на охраняемой территории предприятия

Хищения на промышленных предприятиях были и остаются насущной проблемой для большинства компаний во всем мире, причем одной из самых неискоренимых. Один из главных вопросов заключается в том, что служба безопасности готова отражать внешние угрозы, а между тем подавляющее большинство инцидентов происходит по вине работников компании или организованной ими группы. В 90% случаев хищения происходят по сговору со службой охраны, чаще всего при этом используется автомобильный транспорт. В данной статье рассмотрим задачи, связанные с контролем передвижения транспорта и персонала по территории объекта, которые могут быть решены с помощью систем спутникового мониторинга
Никита Демехин
Генеральный директор ООО "НТЦ "Пожинжиниринг"

Спутниковый мониторинг транспорта – чрезвычайно востребованная сегодня технология, позволяющая не только контролировать местонахождение автомобиля в реальном времени, но и получать информацию о его различных параметрах, например о скорости движения, расходе топлива, нагрузке на оси и др.

Нормативные документы обязывают оснащать аппаратурой спутниковой навигации общественный транспорт и другие транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. Впрочем, сфера применения систем мониторинга не ограничивается указанными видами транспортных средств, так как собственники любых автомобильных парков отлично понимают, что их использование позволит сократить издержки на эксплуатацию автомобилей и повысить уровень безопасности. Общим местом в данном случае является то, что в первую очередь рассматривается вопрос контроля транспорта вне территории предприятия, но не менее актуальным для крупных промышленных объектов и других организаций, имеющих большую территорию, является контроль движения автомобилей на охраняемой территории.

Особенности безопасности территории крупных объектов

Промышленные предприятия, в особенности связанные с опасными производственными процессами, логистические парки и складские комплексы, имеющие распределенную территорию, являются объектами, на которых необходимо претворять в жизнь хорошо продуманную политику безопасности. Разработка и планомерное применение комплекса организационно-технических мер в данной области позволит предотвратить хищение материальных ценностей и другие преступные посягательства Более того, последовательная работа в этом направлении в целом повышает уровень трудовой дисциплины, что приводит к снижению производственного травматизма и росту производительности труда.

Стоит отметить, что, как правило, на объектах подобного рода "безопасность до проходной" организована хорошо - бывшие сотрудники силовых структур и вооруженных сил, зачастую выступающие в роли руководителей служб безопасности, разрабатывают и внедряют необходимые процедуры. Получение пропуска на территорию, не говоря уже о несанкционированном проникновении на объект, становится непростой задачей. Однако после пересечения границы контрольно-пропускного пункта транспортное средство и водитель зачастую оказываются предоставленными сами себе, что может привести к нежелательным последствиям.

Конечно, на промышленных предприятиях обычно внедрена практика, когда постороннее транспортное средство допускается на территорию только в сопровождении ответственного сотрудника предприятия, но здесь уже вступает в действие пресловутый человеческий фактор. Значительное количество преступлений является результатом действий собственного персонала - как говорят в народе: "Кто что охраняет, тот то и имеет". Многие руководители служб безопасности считают, что на помощь в этом случае должна приходить система видеонаблюдения, но исследования показывают, что один человек может контролировать в реальном времени не более 4 камер, и на практике эти системы используются больше для расследования уже случившихся преступлений, чем для их предупреждения. Задачу слежения за перемещениями автотранспортного средства в полной мере позволяют решить только системы спутникового мониторинга транспорта.

Алгоритм работы спутникового мониторинга

Данный вид технологического мониторинга основывается на комбинации средств спутниковой навигации на базе систем ГЛОНАСС/GPS и систем сбора, хранения и передачи информации. Наиболее распространенными на данный момент являются системы, обеспечивающие дистанционную передачу данных о транспортных средствах на пульт контроля в онлайн-режиме, чаще всего посредством сети мобильной связи на базе стандарта GSM.

С технической точки зрения устройство мониторинга представляет собой устанавливаемый на транспортном средстве прибор, имеющий в своем составе приемник спутниковых сигналов от систем GPS/ГЛОНАСС, модуль сбора и хранения информации и модуль передачи информации для онлайн-систем. Данные от устройств мониторинга поступают на пульт контроля, где они принимаются, обрабатываются и хранятся на сервере, а также выводятся на рабочее место администратора или диспетчера.

Контроль транспорта

Наибольшее распространение рассмотренные выше технологии имеют в области мониторинга автомобильного транспорта, принадлежащего предприятию и осуществляющего выезды вне его территории. Действительно, иных способов доставить информацию до пункта контроля за исключением применения существующих общедоступных средств мобильной связи в данном случае не существует. Однако будут ли целесообразны неотъемлемые затраты на поддержание в рабочем состоянии системы подобного рода, включающие в себя, например, оплату услуг операторов сотовой связи при использовании системы мониторинга транспорта внутри территории предприятия, и может ли существующее оборудование решить все проблемы обеспечения безопасности распределенного объекта?


Рассмотрение данных вопросов необходимо вести с учетом специфики поставленной задачи, которая заключается в следующих исходных требованиях:

  • Территория, на которой необходимо осуществлять мониторинг, ограничена.
  • В большинстве случаев необходима информация только о местоположении, следовательно, дополнительные датчики и другие возможности не нужны.
  • Транспортные средства, перемещение которых подлежит отслеживанию, могут не принадлежать предприятию, что требует использования мобильных устройств мониторинга, которые можно быстро установить на автомобиль и демонтировать.
  • Желателен максимальный уровень интеграции системы мониторинга транспорта и других систем безопасности, используемых соответствующими службами, в частности, очень актуальна интеграция с существующей системой видеонаблюдения.
  • Техническое решение должно обеспечивать максимальный уровень надежности одновременно с минимальными затратами на внедрение и эксплуатацию.

В данном случае более перспективным как с организационной, так и с экономической точки зрения выглядит подход, основанный на создании собственной радиосети, предназначенной для передачи данных от приборов спутниковой навигации.

Аналогия с беспроводными ОПС

Беспроводные технологии в специализированных системах применяются очень широко, что выражается, к примеру, в большом количестве объектов, оснащенных системами пожарной и охранной сигнализации, в которых передача информации осуществляется по радиоканалу. Подобные системы просты в программировании и монтаже, имеют широкий спектр функций и отличные показатели с точки зрения экономики внедрения и эксплуатации. В этой связи абсолютно оправданным является перенос существующего позитивного опыта в данной области в сферу мониторинга автомобильного транспорта.

Беспроводные системы охранно-пожарной сигнализации имеют свою специфику, и прямо скопировать используемые в них технологии для реализации системы мониторинга невозможно. Однако российские инженеры уже представили радиосистемы, в которых работают и свободно перемещаются до 2000 мобильных устройств, при этом система ретрансляции позволяет обеспечивать дальность связи до 50 км.

Внедрение такой технологии снимает все барьеры перед созданием мобильных беспроводных устройств, имеющих в своем составе ГЛОНАСС/GPS-трекер и модуль приемопередатчика на специализированном радиоканале. Данные устройства выпускаются в различных исполнениях с целью обеспечения контроля передвижения по территории не только транспортных средств, но и людей - посетителей или сотрудников охраны.

Межсистемная интеграция

Применение специализированных систем для целей мониторинга передвижения посетителей и транспорта имеет ряд очевидных преимуществ:

  • отсутствие зависимости от зоны покрытия мобильной связи на территории объекта;
  • простота работы с устройствами и их универсальность;
  • возможность легкой интеграции с существующими системами безопасности;
  • минимальные затраты на создание сети и практически отсутствие затрат на ее содержание.

Важность интеграции, в особенности с системами видеонаблюдения, трудно переоценить, так как подобное межсистемное взаимодействие позволит максимально автоматизировать работу оборудования и снять нагрузку с оператора. Примером такой совместной работы может служить процесс въезда и регистрации транспортного средства в системе, когда его номер считывается видеокамерой, стоящей на КПП, и автоматически передается в программу рабочего места оператора, где ему присваивается определенное устройство слежения. С другой стороны, интеграция, например с системами складского учета, даст возможность автоматически формировать разрешенный маршрут передвижения по территории логистического комплекса, исходя из характера груза, заявленного в накладной. Все, что нужно сделать охраннику, – это несколько раз щелкнуть мышью и надежно закрепить маяк на корпусе автомобиля.

Безусловно, интеграционные возможности системы мониторинга не исчерпываются указанными вариантами. Сейчас на рынке начали появляться видеокамеры, имеющие возможность наведения и фокусировки по заданным координатам, что в комбинации с рассматриваемыми решениями дает инженерам, создающим системы безопасности, неограниченные возможности для творчества.

Оптимальное решение

Несмотря на то, что системы спутникового мониторинга транспорта, основанные на комбинации средств навигации и устройств передачи данных на базе стандарта GSM, в настоящее время активно разрабатываются и внедряются, они не могут решить всех вопросов, связанных с требованием передачи координат объекта на пункт контроля. В частности, такой задачей является контроль передвижения транспорта по территории объекта. Разворачивание собственной радиосети для передачи данных, основанной на современных беспроводных технологиях, обеспечивающих возможность одновременной работы большого количества устройств и их свободное перемещение по территории, является оптимальным решением. Такой подход открывает новые возможности для руководителей служб безопасности с точки зрения интеграции с различными системами и автоматизации работы сотрудников охраны и, что крайне важно в текущей экономической ситуации, позволяет сделать это максимально экономически эффективно.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2016
Посещений: 8492

  Автор

Никита Демехин

Никита Демехин

Генеральный директор ООО "НТЦ "Пожинжиниринг"

Всего статей:  1

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций