Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Проблемные вопросы досмотра при посадке пассажиров в поезда дальнего следования

В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Проблемные вопросы досмотра при посадке пассажиров в поезда дальнего следования

Требования многих нормативных актов по транспортной безопасности часто не учитывают технологические процессы железнодорожного транспорта и тот факт, что железнодорожный транспорт – это линейный объект. Перевозчиков больше всего беспокоит упорное желание разработчиков нормативных актов унифицировать законодательство в сфере транспортной безопасности и взять за основу систему безопасности локальных объектов, таких как аэропорты и порты, где она действительно комплексная и позволяет защитить пассажира, объект и транспортное средство
Дамир Гарифзянов
Заместитель начальника Управления транспортной безопасности
АО "Федеральная пассажирская компания"

Можно обезопасить локальные объекты (мосты, вокзалы) или даже отдельно взятые участки железнодорожных путей, в отношении которых наиболее вероятны угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Однако обеспечить защиту всего транспортного комплекса за счет субъектов транспортной инфраструктуры или перевозчиков сегодня невозможно.

Как соблюдаются интересы перевозчика?

Законодательство обязывает перевозчика проводить досмотр на входе в вагон, если мероприятия по досмотру не были проведены на объекте отправления (проследования). Проект Требований тоже предполагает такой подход.

Что это означает для компании? В служебном расписании движения пассажирских поездов для поездов формирования АО "ФПК" предусмотрено около 2000 раздельных пунктов отправления (проследования). Мало это или много? Можем сравнить. Морских портов в реестре Росморречфлота – 67, речных не более 150. В реестре Росавиации гражданских аэродромов и вертодромов – 259.


Законодательство не обязывает инфраструктуру осуществлять досмотровые мероприятия в интересах перевозчиков. Если на вокзалах и осуществляются мероприятия по досмотру, направлены они прежде всего на защиту самих вокзалов и пассажиров, которые находятся в нем. Москва тому типичный пример, где на данный момент только на 2 вокзалах из 9 осуществляется досмотр и в интересах перевозчиков. И перевозчик в результате обязан выполнять досмотр пассажиров на входе в вагон на 2000 остановках.

Моделирование ситуации

Попробуем смоделировать данную ситуацию по закону. Пункт 157 Правил проведения досмотра (приказ Минтранса №227 от 23.07.2015 г.) требует: "На ТС, предназначенных для перевозки пассажиров в дальнем сообщении, досмотр на посту (в случае если он не проводился на ОТИ отправления, проследования ТС) осуществляется с использованием ручных (переносных) средств досмотра, а также способами, указанными в пункте 57 настоящих Правил".

Пункт 57 вышеуказанных Правил гласит: "В случаях, когда физические, биологические характеристики объектов досмотра делают применение средств досмотра затруднительным или невозможным, а также при выходе из строя средств досмотра, объекты досмотра через такой КПП (пост) в зону транспортной безопасности или ее часть не допускаются до момента достижения целей досмотра в отношении таких объектов досмотра. В качестве таких способов досмотра планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС предусматриваются:

  • визуальный осмотр;
  • использование одорологических способностей служебных собак;
  • ручной контактный способ досмотра".

В АО "ФПК" провели пробные испытания некоторых ручных средств досмотра, способных идентифицировать пары взрывчатых веществ, в пассажирских поездах дальнего следования. Испытания показали, что эти детекторы имеют ограничения по температурному режиму и влажности. При температуре ниже +5 °С и во время дождя они уже не работают. Это означает, что в этих условиях необходимо осуществлять досмотр способами, указанными в пункте 57 Правил досмотра. То есть на входе в вагон устанавливать раскладной столик и осуществлять визуальный осмотр материальных объектов досмотра и их содержимого.

Трудности досмотра

Проблема даже не в том, что пассажиру будет некомфортно на морозе или во время ливня распаковывать чемоданы и выкладывать все содержимое на раскладной столик, иначе пункт 57 Правил досмотра невозможно трактовать, а в том, каким образом перевозчику за одну минуту провести досмотр на входе в вагон.


В служебном расписании движения пассажирских поездов сегодня предусмотрено около 4000 стоянок для посадки (высадки) пассажиров всех поездов АО "ФПК", из них:

  • 719 стоянок продолжительностью 1 минута;
  • 996 стоянок продолжительностью 2 минуты;
  • 712 стоянок продолжительностью от 3 до 5 минут.

При этом стоянки продолжительностью от 3 до 5 минут предусмотрены для поезда, в схеме продажи билетов которого будут вагоны с массовой посадкой (высадкой) пассажиров (от 15 до 40 человек). Досмотреть за 5 минут 20 человек с ручной кладью, багажом и личными вещами даже с использованием стационарных средств досмотра весьма затруднительно.

Следовательно, можно с уверенностью сказать, что в более чем в 50% случаев досмотр при входе в вагон не смогут провести по объективным причинам. Либо надо прекратить перевозку пассажиров.

Финансовая составляющая

Единственный путь в отношении железнодорожных транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, – это досмотр объектов непосредственно в вагоне, применительно к лицам, во внешнем виде и поведении которых присутствуют признаки подготовки к совершению АНВ. Однако и это весьма затратное мероприятие для перевозчиков.

Для примера обратимся к производственным показателям компании за 2016 г.:

  • поезда находились в пути 4 972 400 часов;
  • при средней стоимости услуг инспектора по досмотру подразделения транспортной безопасности 300 руб./ч затраты компании составят 2,98 млрд руб. И это только 2 человека на пассажирский поезд.


Принимая во внимание, что в ближайшие 3 года по истечении срока службы из парка будут исключены порядка 4700 вагонов и для его восполнения необходимо инвестирование в закупку подвижного состава около 30 млрд руб. в год, а также что 52% перевозок пассажиров в АО "ФПК" осуществляется в регулируемом государством сегменте, при этом расходы на обеспечение транспортной безопасности при перевозке пассажиров в поездах дальнего следования не включены в тариф проездных документов (билетов), эта сумма весьма внушительна для компании. Она равна чистой прибыли АО "ФПК" в 2016 г., которая вся будет направлена на закупку нового подвижного состава.

Что делать?

Необходимо определить этапы реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и синхронизировать их на объектах транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" по маршрутам и направлениям, исходя из статистики угроз совершения АНВ в субъектах Российской Федерации. В этих целях требуется внести изменения в закон "О транспортной безопасности".

При этом будущее – за инновационными технологиями, а человек должен привлекаться только на этапе задержания нарушителя и принятия решения.

Для этого следует внедрять в производство современные технологии, создавать оборудование, которое будет способно определять наличие паров запрещенных веществ самостоятельно и передавать такую информацию без участия человека. И разрабатываемые законы должны быть направлены именно в эту сторону, а не на создание армии "Транспортная безопасность".

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2017
Посещений: 7594

В рубрику "Антитеррористическое и досмотровое оборудование" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций