Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Беспроводные технологии для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Беспроводные технологии для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт является одним из самых востребованных способов перевозки пассажиров и грузов в России. Для обеспечения безопасных перевозок и эффективной работы сотрудников в РЖД регулярно производится модернизация оборудования и внедрение новых средств автоматики. В статье рассмотрим примеры реализованных проектов и пилотных зон с использованием беспроводных систем безопасности на железнодорожном транспорте
Василь Кровяков
Начальник технического отдела ООО "СМ-Уфа"

Обеспечение безопасности перевозки пассажиров и охраны труда сотрудников является одним из приоритетных направлений деятельности РЖД.

Переезд

Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных и ответственных участков пути. Несмотря на то что все переезды оборудованы автоматической светозвуковой сигнализацией, предупреждающей о приближении поезда, нештатных ситуаций избежать не удается. Ежедневно на путях гибнут 3–4 человека. Только за 2017 г. на переездах было зафиксировано 266 дорожно-транспортных происшествий. Учитывая, что скорости передвижения и трафик с каждым годом растут, в РЖД проводится модернизация и внедрение нового оборудования для предотвращения чрезвычайных ситуаций. Примером является беспроводная система оповещения дежурного по переезду и дистанционного управления заградительной сигнализацией.

Принцип работы системы заключается в том, что при приближении поезда к переезду информация в автоматическом режиме поступает на персональный носимый браслет дежурного по переезду (вибрация, текст, звук), а также отображается на блоке индикации и управления, установленном на посту.


После поступления сигнала дежурный по станции должен убедиться в корректном срабатывании автоматики переезда и отсутствии посторонних предметов на путях. В случае обнаружения нештатной ситуации он обязан включить заградительную сигнализацию для машиниста. В случае нештатной ситуации, например, если на путях находится транспортное средство или животное, дежурный нажимает кнопку на браслете и для приближающегося поезда включается запрещающий сигнал семафора.

Еще одна важная задача – это контроль выполнения дежурным по станции своих обязанностей. Датчик неподвижности позволяет следить за тем, чтобы сотрудник не заснул или не вышел за зону рядом с постом охраны. В случае нарушения информация поступает диспетчеру.

Станция

Рассмотрим использование беспроводной системы оповещения и контроля персонала на станциях на примере Московского центрального кольца. Сегодня оно обслуживает не только грузовые, но и пассажирские перевозки высокой интенсивности. На каждой станции ежедневно работают несколько рабочих бригад. Станции оборудованы автоматикой, которая отслеживает перемещение поездов с указанием расстояния и номера пути.

Одна из важных задач обеспечения безопасной работы сотрудников – своевременное оповещение о приближении поезда. При этом стоит учитывать следующие условия:

  • интервал движения поездов меньше пяти минут;
  • необходимо оповещать только ту бригаду, которая находится в непосредственной близости от пути, по которому едет поезд;
  • высокий уровень фонового шума на станции.

Эффективно выполнить эти задачи позволяют персональные носимые устройства с GPS/ГЛОНАСС, интегрированные в общую систему автоматизации станции. На сервер системы с узлов автоматизации поступает информация о приближении поезда с указанием координат и номера пути. Одновременно с этим передаются координаты всех носимых устройств рабочих бригад. Персональное оповещение о приближении поезда приходит в автоматическом режиме тем сотрудникам, которые находятся в непосредственной близости от пути следования состава.


Помимо автоматического оповещения, система поддерживает функцию отправки групповых или персональных сообщений на браслеты с контролем доставки, что позволяет оперативно передавать поручения бригадам.

Другая задача – контроль состояния и местонахождения сотрудников. В случае нештатной ситуации необходимо нажать тревожную кнопку. Информация о происшествии с указанием координат поступит на центральный пункт диспетчера. Аналогичным образом передается тревога при неподвижности. Данные о тревогах и история перемещения каждого сотрудника сохраняются на сервере и позволяют контролировать выполнение бригадами своих обязанностей и получать статистику по числу нештатных ситуаций.

Перегон

Все железные дороги требуют непрерывного контроля состояния путей и сооружений (в том числе тоннелей и мостов), их текущего содержания и ремонта.

Данные работы связаны с повышенной опасностью, поскольку в большинстве случаев ведутся без остановки движения поездов, скорости движения которых превышают 110 км/ч, на перегонах отсутствует стационарная автоматизация. В момент приближения поезда к участку пути, на котором ведутся работы, необходимо экстренное оповещение работников, и наиболее эффективным способом оповещения является персональное оповещение.

Передающим устройством оборудуется локомотив, и при приближении на расстояние до трех километров от проведения работ информация автоматически поступает на устройства персонального оповещения рабочих. Помимо этого, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сигналист может экстренно передать сигнал "Тревога" на центральный пункт с указанием координат.

Перевозка грузов

В России ежегодно перевозятся сотни тысяч грузовых вагонов, более миллиарда тонн грузов. Поскольку грузы имеет большую стоимость, а время доставки, как правило, составляет несколько дней, необходимо обеспечить сохранность имущества на всем протяжении пути.

Применение беспроводных систем безопасности позволяет существенно повысить степень защиты грузов и сотрудников ведомственной охраны или военнослужащих, а также скорость реагирования в случае несанкционированного проникновения или другой нештатной ситуации. Комплект оборудования для охраны грузов включает в себя центральный блок, ретрансляторы, охранные извещатели и устройства персонального оповещения.

Развертывание такого комплекта занимает 30–40 минут, не требует прокладки проводов и подведения внешнего питания и обеспечивает:

  • определение места проникновения (как внутрь вагонов, например при движении, так и пересечение охраняемого периметра во время стоянки);
  • оповещение сотрудников о тревогах в автоматическом режиме;
  • контроль состояния и местонахождения сотрудников.

Терминалы и вокзалы

В отдельный пункт можно выделить пожарную безопасность объектов, находящихся в эксплуатации, – железнодорожных вокзалов и станций, которые являются объектами массового пребывания людей. Поэтому крайне важно обеспечить максимально надежный уровень их безопасности, включая пожарную, как во время эксплуатации, так и при проведении реконструкции. По данным РЖД, только в 2018 г. планируется отремонтировать 127 таких объектов. Преимущества современных беспроводных систем безопасности в данном случае:

  • время монтажа в пять раз меньше, чем в проводных системах;
  • не требуется вывод объекта из эксплуатации при установке оборудования;
  • не требуется прокладка линий связи после проведения реконструкции;
  • обеспечение работоспособности системы за счет резервирования и автоматической перестройки маршрутов даже при выходе из строя части оборудования (например, при пожаре);
  • стоимость под ключ не дороже проводных систем.

Использование беспроводных систем позволяет решить еще одну важную задачу – обеспечить персональное оповещение и локализацию персонала и сотрудников службы безопасности внутри помещения. Персональные носимые устройства получают координаты установленных извещателей, что гарантирует точность определения местонахождения каждого браслета вплоть до помещения (извещателя).

С другой стороны, развернутые на станциях системы персонального оповещения и контроля сотрудников позволяют быстро и без затрат на прокладку линий связи и установку контрольных приборов развернуть систему пожарной/охранной безопасности.

Развитие и перспективы

Учитывая стремление руководителей отрасли к повышению безопасности, уровень развития технологий, а также успешные примеры использования современных беспроводных систем сигнализации и оповещения на железной дороге, есть уверенность, что в скором времени удастся существенно повысить безопасность людей и эффективность отрасли в целом.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2018
Посещений: 19685

  Автор

Василь Кровяков

Василь Кровяков

Начальник технического отдела ООО "СМ-Уфа"

Всего статей:  2

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций