Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Как мы тушили башню

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как мы тушили башню

Оговорюсь сразу, этот материал не претендует на всестороннее описание и изучение пожара, произошедшего 2 апреля 2012 г. в строящейся башне "Восток" комплекса "Федерация" Московского международного делового центра (ММДЦ) "Москва-Сити". Работа по всестороннему анализу пожара и действий по его тушению еще проводится. Здесь вы найдете лишь взгляд на произошедшие события одного из непосредственных участников
Александр Теленков
Начальник отдела пожаротушения и
проведения аварийно-спасательных работ
Государственного казенного учреждения
города Москвы "Пожарно-спасательный центр",
спасатель международного класса

Итак, 2 апреля 201 2 г около восьми часов вечера на пульт "01" ЦУКС МЧС России по Москве стали поступать звонки от очевидцев. Люди с разных концов города сообщали, что видят густой черный дым, поднимающийся с одной из башен "Москва-Сити". Как потом выяснится, некоторые люди наблюдали слабый дымокс вершины башни примерно за час до поступления первой заявки в пожарную охрану. Об этом говорил, в частности, капитан одного из судов, базирующихся на причале около гостиницы "Украина". Однако, зная, что в "Сити" стройка идет полным ходом, люди не придавали дыму никакого значения, пока одна из башен не стала напоминать проснувшийся вулкан.

Путь к башне

По первому сообщению к месту пожара был выслан караул 9-й СПЧ 21-го отряда ФПС ГУ МЧС России по Москве на двух автоцистернах и автомобиле газодымозащитной службы, оперативный дежурный ФПС по ЦАО Москвы и дежурная смена пожарно-спасательного отряда № 207 Государственного казенного учреждения Москвы "Пожарно-спасательный центр" на четырех основных и специальных автомобилях. Следует отметить, что ПСО № 207 базируется в депо, расположенном непосредственно в "Сити". При создании этого подразделения подразумевалось, что его основной задачей будет именно охрана комплекса ММДЦ. Однако, как всегда, что-то где-то не совпало, и существующая схема организации дорожного движения оказалась такова, что машины ПСО № 207, выезжая по вызову в "Сити", либо должны ехать навстречу потоку, спускающемуся с Третьего транспортного кольца (что практически нереально), либо объезжать весь комплекс по кругу, прихватывая заодно и Центр международной торговли. В результате, несмотря на то что пешком от ворот депо до основной массы башен несколько сот метров, машинам нужно проехать до них около четырех километров по узким, заставленным машинами улочкам.


Однако тактические занятия и тренировки, регулярно проводимые работниками ПСО № 207 на комплексе ММДЦ, сделали свое дело, и старший дежурной смены ПСО № 207 нашел нужную "нору", позволившую ему прибыть к башням "Федерации" буквально через пару минут после вызова. Еще в пути следования он передал, что видит густой черный дым с верхних этажей строящего здания и, предполагая наличие строителей на верхних этажах, а также зная сложность объекта, объявил пожару ранг "Пожар № 2".

Условия возгорания

Строящаяся башня "Восток" комплекса "Федерация" к этому моменту доросла до 64 этажей. Утром 2 апреля рабочие приступили к отливке 65-го этажа. К тому времени на 64-м, 65-м этажах была смонтирована сгораемая опалубка, опиравшаяся на металлические крепи. На улице было еще холодно, и для обеспечения необходимого при заливке бетона температурного режима рабочие укрывали место проведения работ сгораемыми тентами, а обогрев производился "тепловыми пушками", работающими на дизельном топливе, и обогревателями, изготовленными из обрезанных двухсотлитровых бочек. Кроме того, на этих этажах находилось несколько двухсотлитровых бочек с дизельным топливом, несколько пропановых баллонов от газосварочных установок, значительное количество пиломатериалов и сгораемых элементов опалубки.


По версии, которая скорее всего станет официальной, пожар возник от сгораемого тента, который оторвало ветром и бросило на работающий прожектор. В нашей истории это принципиального значения не имеет. Важнее другое:

  • пожар происходил на высоте около 240 м от уровня первого этажа;
  • к моменту прибытия первого пожарного подразделения площадь пожара достигла 50-80 кв. м, и он стремительно распространялся по значительной горючей загрузке, чему способствовал очень сильный (более 15 м/с) порывистый ветер;
  • на горящих уровнях отсутствовали объектовые системы пожаротушения за исключением нескольких десятков огнетушителей, спешно собранных рабочими по всему зданию.

Существовала также угроза распространения пожара и на нижележащие этажи, поскольку горящие фрагменты падали в недостроенные открытые лифтовые и технологические шахты.

Пожарная безопасность башен

Уместно сказать пару слов о том, как обеспечивается пожарная безопасность в строящихся башнях. Ведь монтаж всех заложенных проектом систем безопасности происходит намного позже отливки бетона, монтажа остекления и отделки. Однако с первых этажей вместе с башней начинают расти подъемные краны, труба для подачи бетона и водопроводная труба, предназначенная как для обеспечения технологических нужд строителей, так и для использования в качестве противопожарного водопровода. На этажах размещают пожарные щиты и запас рукавов со стволами.

Поскольку городской водопровод не способен обеспечить подъем воды на необходимую высоту, через определенные промежутки на этажах размещают мотопомпы и промежуточные емкости. В нашем случае это была МП-800 с емкостью 4 т где-то в районе 41-го этажа.

Однако странное стечение обстоятельств, которое можно объяснять разными причинами и по-разному трактовать, привело ктому, что технологический водопровод застрял где-то между 50-м и 60-м этажами. К чести строителей следует отметить, что когда первые пожарные подразделения поднялись на горящие уровни, то увидели там проложенные рабочие линии от того самого водопровода. Но, к несчастью, мотопомпа, которая должна была повысить давление, не завелась. А совладать со стремительно развивавшимся пожаром одними лишь огнетушителями уже было невозможно.

Значительную роль в организации пожаротушения сыграл тот факт, что подъем до уровня 56-го этажа осуществлялся наружным строительным лифтом большой грузоподъемности Он позволил первым подразделениям быстро подняться наверх, провести разведку и затем обеспечить боевое развертывание подразделений в довольно сжатые сроки.

Подача воды на высоту

После объявления пожару повышенного ранга к месту вызова выехали как дополнительные силы гарнизона пожарной охраны Москвы, так и оперативные должностные лица гарнизона. Среди первых прибывших дополнительных сил был и автомобиль контейнерного типа ПСО № 207, который в этот раз нес "на спине" контейнер для тушения пожаров в высотных зданиях.

Своему появлению в московском гарнизоне пожарной охраны этот автомобиль, как и множество других инноваций, обязан Герою России, полковнику внутренней службы Евгению Николаевичу Чернышеву, ранее возглавлявшему службу пожаротушения гарнизона пожарной охраны Москвы. Когда в Москве началось массовое строительство небоскребов, именно он, несмотря на все заверения проектировщиков, архитекторов и строителей об абсолютной безопасности таких зданий, настаивал на том, что необходимо быть готовыми тушить высотки и спасать из них людей только силами пожарной охраны, без использования объектовых систем.

Идея рукавного контейнера
Первые учения по подаче воды на высоту 164 м прошли под руководством Евгения Чернышева на высотном здании "Триумф палас" в Москве. Тогда в перекачку через одну мотопомпу пожарно-спасательные подразделения обеспечили работу двух стволов "Б" на высоте 1 64 м. Тогда-то и родилась идея рукавного контейнера, которая спустя несколько лет была реализована в составе контейнерного комплекса.

За шторками рукавного контейнера прячутся 10 тележек, или, как их еще прозвали, мини-контейнеров. На каждом из них расположены:

  • мотопомпа с производительностью до 500 л/мин и максимальным напором до 150 м с системой автоматического заполнения насоса;
  • 5 магистральных и 5 рабочих рукавов;
  • трехходовое разветвление, переходные гайки, комбинированный ствол;
  • 10 рукавных задержек, 10 рукавных зажимов, спасательные веревки для крепления рукавов.

При необходимости в мини-контейнер можно добавить еще пару магистральных рукавов, всасывающие рукава и мягкую промежуточную емкость объемом три кубометра. Эти принадлежности расположены на полочке выше каждого мини-контейнера.

В задней части большого "родительского" контейнера имеется также мотопомпа производительностью 800 л/мин с напором до 150 м и запасом рукавов, предназначенная для использования в качестве головного насоса в линии перекачки.

Мини-контейнеры выполнены на колесном ходу, что позволяет, несмотря на немалый вес (около 250 кг), транспортировать их по твердому покрытию двум-трем спасателям. Ширина тележки не превышает 700 мм - ее можно доставить в здание по пандусам через стандартные дверные проемы и воспользоваться грузовым лифтом для подъема на этажи. Для подъема на этажи с использованием подъемных кранов можно применять расположенные в верхней части каждой тележки строповочные проушины.

Таким образом, полностью развернутый контейнер обеспечивает подачу воды на расстояние до двух километров от головного насоса, как по горизонтали, так и по вертикали.

Испытания рукавного контейнера
Первое применение рукавного контейнера состоялось во время пожарно-тактического учения, проводившегося в марте 2010 г на тогда еще строившейся башне "Империя тауэр" ММДЦ "Москва-Сити", соседке "Федерации". Это учение готовил лично Евгений Чернышев. К сожалению, 20 марта 2010 г. он трагически погиб, спасая людей на пожаре, произошедшем на севере столицы. Работу рукавного контейнера на учении он увидеть не успел.

Дальнейшая работа с контейнером на занятиях показала, что при достаточном количестве воды "на земле" необходимость в промежуточных емкостях отсутствует, так как мотопомпы, оснащенные системой автоматического заполнения насоса, легко справляются даже с обрывом столба воды. После выхода на режим и заполнения рукавной линии водой помпы могут работать практически без вмешательства человека - требуется лишь дозаправка. Например, при пожаре на "Федерации" насосы не выключались более 1 2 часов.

Привлечение сил и средств

Итак, с прибытием дополнительных сил и развертыванием штаба пожаротушения сначала Центрального округа, а потом и Москвы, основные усилия были направлены на решение следующих задач:

  • развертывание рукавного контейнера и организацию устойчивой подачи воды на высоту;
  • ограничение развития пожара до выхода ствольщиков на позиции;
  • недопущение распространения пожара через технологические проемы в перекрытиях, лифтовые шахты и другие проемы на нижележащие этажи, а также на соседние здания от разлетающихся углей и головней.

Доставка мини-контейнеров   на  этажи  осуществлялась наружным строительным лифтом На этажи, расположенные выше 56-го, ПТВ доставлялось по маршевым лестницам. Прокладка магистральной линии   производилась по маршевой лестнице. Питание   всей   схемы осуществлялось        от насоса, установленного на пожарный гидрант на расстоянии около 100 м от здания, через автоцистерну с насосом высокого давления, расположенную прямо у входа на маршевую лестницу.


Еще на этапе развертывания рукавного контейнера к месту пожара прибыли вертолеты Сначала один Ка-32, затем к нему присоединились другой Ка-32 и Ми-26. Один из Ка-32 был оборудован системой горизонтального тушения, другие вертолеты несли выливные устройства, предназначенные для сброса воды в очаг пожара.

Нужны ли вертолеты?

Надо отдать должное профессиональному мастерству и, откровенно говоря, героизму вертолетчиков, которые при ограниченной видимости (к этому времени стемнело), крайне стесненных условиях (вокругстояли другие башни, а над горящей к тому же поднимались два башенных крана), порывистом ветре и непредсказуемых турбулентных потоках, гулявших между башнями, сумели выполнить задачу по сбросу воды.

Оправданность же применения вертолетов в данной конкретной ситуации вызывает сомнения. Во-первых, из-за сильного ветра и мешавших снизиться кранов сбросы, произведенные с большой высоты, или не достигали цели совсем, или в значительной степени рассеивались. Даже после попадания в цель горение возобновлялось с новой силой уже через секунды после сброса. Во-вторых, на время работы вертолетов по соображениям безопасности было прекращено функционирование наружного грузового лифта, обеспечивавшего развертывание рукавного контейнера и доставку личного состава, что значительно замедлило подачу стволов на тушение. В-третьих, тоже по соображениям безопасности, с позиций были отведены люди, которые ограничивали распространение огня имеющимися первичными средствами пожаротушения.

Развитие пожара

Задержка с подачей нормально работающих стволов на горящие этажи имела еще одно неприятное последствие. Сгораемая опалубка перекрытия 65-го этажа и поддерживающие ее металлические конструкции потеряли прочность в результате длительного воздействия температуры. Залитый только утром бетон не набрал достаточной прочности - в результате произошло частичное проседание, а местами и обрушение перекрытия. При этом под рухнувшим или, правильнее сказать, стекшим на перекрытие 64-го этажа бетоном, продолжалось скрытое горение оставшихся там сгораемых материалов. Теперь огонь скрыто распространялся внутри бетонного "пирога", попутно выскакивая через технологические проемы на 64-й этаж. Начали обгорать технологические межэтажные лестницы на 65-м, 64-м и 63-м этажах. На 65-м этаже огонь бушевал практически по всей площади. Площадь пожара составила к этому моменту около 300 кв. м.

Вот такая обстановка сложилась к тому моменту, когда вертолеты отошли.

Уникальное тушение

В течение следующих 10-1 5 минут была закончена сборка насосно-рукавной системы, и ствольщики вышли на позиции с комбинированными стволами. При этом после запуска мотопомп давление на стволах, работавших на отметке 260 м, составило 4-6 атмосфер, имелся запас мощности по его повышению. Всего в цепочке было задействовано 5 мотопомп, расположенных на 20-м, 30-м, 41-м,49-м и 60-м этажах здания.

После обеспечения бесперебойной подачи воды началась планомерная работа по ликвидации пожара. В течение 30 мин. пожар был локализован, а затем и ликвидирован, однако разборка и проливка бетонных "нор", в которых сохранялись отдельные очаги открытого горения, продолжались до 10 утра 3 апреля.

При пожаре в башне "Восток" ММДЦ "Федерация" впервые в мире пожаротушение на высоте 260 м от уровня земли осуществлялось собственными средствами пожарно-спасательных подразделений без использования противопожарных систем объекта.

Успешная ликвидация пожара была обеспечена хорошей подготовкой и грамотными действиями личного состава, а также наличием у пожарно-спасательных подразделений современного оборудования.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2012
Посещений: 9718

  Автор

Теленков А. М.

Теленков А. М.

Начальник отдела пожаротушения
и проведения аварийно-спасательных работ
Государственного учреждения города Москвы
"Пожарно-спасательный центр",
спасатель международного класса

Всего статей:  3

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций