Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарные автомобили нового поколения: эффективные решения

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарные автомобили нового поколения: эффективные решения

В последнее время в нашей стране было начато техническое перевооружение пожарных подразделений. На смену пожарным автомобилям, выпускавшимся во второй половине прошлого века, начала приходить техника XXI века. Значительно расширился спектр решаемых оперативных задач, усложнились условия использования труда пожарных и эксплуатационных характеристик пожарных машин. Развитие получили технологии, способствующие улучшению их тактических характеристик. Ведущие российские изготовители пожарных автомобилей (ПА) встали на путь инновационного развития. Но в дальнейшем процесс затормозился из-за введения санкций против российских производителей
Юрий Яковенко
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО
МЧС России, к.т.н., академик НАНПБ

Реализация концепции многофункциональности автомобилей тушения

Во всех странах задачи, стоящие перед пожарной охраной, ежегодно усложняются. Причем фирмы поставляют на рынок продукцию с функциональными свойствами, адекватными происходящим изменениям. При этом парк пожарных автомобилей, находящихся на вооружении пожарных подразделений в Европе, в основном (на 75– 80%) состоит из пожарных автоцистерн, техническая концепция которых сформировалась в 1950-е гг. и с некоторыми изменениями действовала до начала нового века.

В общем виде эти изменения можно отнести к следующим положениям.

  1. В связи с расширением функциональности боевой расчет предлагается увеличить с формулы 1+5 до формулы 1+8, однако последнее слово остается здесь за потребителем: фирма может поставить HLF в той или иной конфигурации (HLF – пожарно-спасательный автомобиль).
  2. Комплектация HLF по сравнению с АЦ существенно расширена за счет включения в нее гидравлического оборудования (инструмента), светотехнического комплекса, а в некоторых случаях – медицинского оборудования для оказания первой помощи пострадавшим на пожаре.
  3. Расширение комплектации предлагается осуществлять за счет количества вывозимой воды, которое для городских ПСА должно составлять 2000, 2400 или 3000 л; при этом рекомендованная подача насоса – 2000 л/мин. при напоре 10 бар.
  4. На ПСА генерации 2015 г. предлагается вернуться к подзабытым (по крайней мере, в нашей стране) рукавным катушкам, размещаемым в задней части ПА. При этом возможны варианты как с одной, так и с двумя катушками, обслуживаемыми одним пожарным (каждая катушка).

Вариант технического исполнения городского пожарно-спасательного автомобиля новой генерации показан на рисунке 1. Обращает на себя внимание актуализация размещения оборудования на этом автомобиле, номенклатура которого существенно увеличена по сравнению с классической автоцистерной, на базе которой он создан.


Известной инновационной разработкой ООО "Велмаш" является НРК "Поток", назначение которого аналогично комплексу "Шквал". В состав НРК "Поток" входит несколько модулей; комплекс может комплектоваться ими в следующих вариантах:

  1. модуль насосный + модуль рукавный;
  2. два модуля рукавных;
  3. два модуля насосных.

НРК "Поток" был удостоен золотой медали на Дне инноваций МЧС в 2011 г. Все модули (комбинации модулей) монтируются на платформе одного шасси.

Как показано выше, основной тактической единицей как в нашей стране, так и за рубежом является пожарная автоцистерна расширенной функциональности.


Отметим: автоцистерны как тип ПА не исчезли из программы производства фирм-изготовителей. К ним относят по-прежнему АЦ тяжелого класса с боевым расчетом 3 человека (1+2). Причем и на этих ПА стремятся ввести инновационные элементы, расширяющие их функциональность.

Для примера на рис. 2 показана тяжелая АЦ (по нашим определениям это ПА пенного тушения), функциональность которой расширена за счет применения ствола-мачты Stinger с дистанционным радиоуправлением и системой видеонаблюдения (наведение ствола на очаг горения). Высота подъема стрелы ПА, равная 16,5 м, достаточна для тушения пожара в резервуарном парке. Две опоры под основанием башни обеспечивают устойчивость автомобиля при подаче 4500 л/мин. воды и 15 кг/с порошка по трубопроводам, проложенным внутри стрелы.


Ход работ по созданию комплекса ПА новой генерации показал, что старая система их создания с жесткой технологией в новых условиях неэффективна. Ее недостатком является то, что она не дает возможности в короткое время и с минимальными затратами ставить на производство новые модели машин, проводить глубокую модернизацию серийных моделей, быстро адаптироваться к требованиям рынка. Для изменения ситуации предлагается использовать новый концептуальный подход к созданию ПА, основанный на применении гибкой модульной технологии. Новизна идеи модульной концепции базируется на том, что создаваемый ПСА строится из ряда модулей, функционально и компоновочно связанных между собой и имеющих идентичные присоединительные размеры. С помощью ограниченной номенклатуры модулей можно существенно трансформировать свойства ПА с целью достижения заданного уровня функциональности, а в случае надобности – легко перестраивать его путем перекомпоновки.


Применение модульной технологии позволит решить одну из важнейших проблем при создании ПА – проблему многовариантности компоновки. Но при перекомпоновке возможно изменение массы автомобиля, что в той или иной степени влияет на показатели безопасности: изменяются распределение массы по осям, высота центра тяжести, моменты инерции. Это сказывается на показателях устойчивости, управляемости, тормозных свойствах и плавности хода машины. Однако эта проблема решаема. Таковы смысл и новизна идеи модульной концепции. Ее реализация позволит при ограниченных финансовых ресурсах в сжатые сроки создавать конкурентоспособные отечественные пожарно-спасательные автомобили новой генерации в номенклатуре, установленной официально утвержденным на период до 2025 г. типажом. Исходя из задач, определенных выше, обозначен перечень работ, необходимых для реализации технической политики.

Перспективы рынка

В приведенном прогнозе приведены инновационные разработки отечественных производителей, представленные на рассмотрение специалистов пожарной охраны в последние три года. Как скоро они будут реализованы в производстве, покажет уже недалекое будущее. Вместе с тем, имеются и другие инновационные решения, полный перечень которых представлен в банке инноваций, разработанном ВНИИПО. Он включает в себя все прогрессивные разработки ПА и их компонентов, выполненные и реализованные отечественными и зарубежными изготовителями. Современные ПА относятся к высокотехнологичной технике – как в производстве, так и в оперативном использовании и сервисном обслуживании. Те инновационные решения, которые рассмотрены выше, продиктованы опытом эксплуатации и рано или поздно будут востребованы отечественной практикой. Тем более, в связи с тенденцией организации совместного производства ПА с ведущими зарубежными фирмами: Magirus, Rosenbauer, Everdigm.


Будущее – за такой техникой. Но необходимо учитывать, что конечный успех или неуспех реализации инноваций имеет экономическую подоплеку. Создание инновационной продукции требует значительных финансовых затрат. Это неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта. В результате в условиях жесткой ценовой конкуренции, характерной для российского рынка ПА, а также при отсутствии гарантированного рынка сбыта предприятия, предлагающие более качественные (с признаками инновации), но и более дорогие модели пожарных машин, обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. В итоге сам потребитель, отдавая предпочтение менее совершенным, но более дешевым моделям, становится препятствием на пути внедрения новых технических решений. Определенный риск от внедрения инноваций в производство ПА нового поколения есть, но этот риск оправдан.

Перечень работ, необходимых для реализации технической политики развития ПА

1. Разработка и апробация перспективного типажа пожарных автомобилей на период до 2020 г.

2. Разработка требований и организация производства специальных шасси для пожарных автомобилей, включая шасси в северном исполнении.

3. Создание комплекса пожарных машин (на базе северных шасси), адаптированных к эксплуатации в условиях холодного (ХЛ) и очень холодного (ОХЛ) климата.

4. Создание комплекса многофункциональных высотно-спасательных пожарных автомобилей, обеспечивающих тушение пожаров и спасение пострадавших на объектах высотой до 60 м, в том числе в исполнении "Север".

5. Разработка высокопроизводительного пожарного автомобиля для тушения пожаров высокократной пеной.

6. Разработка устройств для получения газонаполненной пены и тонкораспыленной воды с целью использования их на пожарных автомобилях нового поколения (установки типа CAFS, Hiromax и др.).

Предстоит расширить использование в конструкции ПА современных материалов, повышающих надежность и срок службы машин, а также модернизировать производство на базе современных технологий. Необходимо разработать комплекс мер, в том числе экономических, повышающих ответственность производителей за обеспечение надежности и организации сервисного обслуживания выпускаемых ПА. Устранение отказов ПА, выявленных в период гарантийного срока, должно выполняться за счет производителя. Для отработки конструкции ПА на надежность потребуется создание (или модернизация) испытательной базы на предприятиях, а также полигонов для дорожных и функциональных испытаний ПА.


7. Сделанные выводы по работе направлены на решение проблем создания ПА нового поколения, которые могут быть востребованы при проведении реструктуризации парка в среднесрочной перспективе (2014–2018 гг.). Очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку регионам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России. Пилотные проекты предлагаемых к поставке новых моделей и модификаций ПА, включая их ориентировочную стоимость, целесообразно апробировать в регионах России.

Все обозначенные пути системного совершенствования ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий, занятых в сфере создания и производства ПА.

Заключение

Проведенный анализ и систематизация данных о структуре поставок ПА в подразделениях ФПС позволили выявить основные проблемы в техническом оснащении пожарной охраны, характеризующем ее оперативный потенциал. Прежде всего, это количественные параметры парка, его качественный состав и целевая адаптивность. Важной проблемой является также действующая система организации поставок, причем не только количественная составляющая поставок, но и технический уровень и качество поставляемых пожарной охране типов и моделей пожарных машин. Формально поставляемые образцы ПА относятся к технике нового поколения, фактически же большинство из этих образцов за редким исключением – это слегка модернизированная техника, концепция создания и идеология поставок которой относятся ко второй половине прошлого века. Объемы закупаемой техники заметно уступают реальной потребности пожарной охраны. Это ведет к дальнейшему старению (стагнации) парка, затрудняет (или делает невозможной) его качественную реконструкцию. К тому же, все закупки сконцентрированы в основном на приобретении пожарных автоцистерн, модельные ряды которых отличаются чрезмерной частотой (особенно в зоне вместимости цистерны 3–4 м3).

Закупки специальных ПА (СПА) вообще чрезвычайно малы: по некоторым типам этих автомобилей закупки практически не производятся (нулевые поставки за предыдущие 5 лет). Это не означает, что такие ПА не востребованы пожарной охраной. Они имеются во всех гарнизонах и используются при тушении крупных и затяжных пожаров; соответственно, наработка их невелика, и оперативная готовность этих ПА может поддерживаться методами и средствами технической эксплуатации после истечения нормативного срока службы до списания (10 лет). Что, фактически, и происходит, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Анализ техники, поставленной в подразделения в предыдущие 5 лет, показал, что ее инновационный уровень пока недостаточен для проведения качественной реконструкции парка. Хотя за последние годы создано несколько принципиально новых типов ПА, которые можно рассматривать как инновационные (АЦ с подъемным устройством, ПСА в исполнении "Север", ПСА с компонентами фирмы Rosenbauer, ПА с реверсивным движением, АЦ "Игл" и др.), в структуре поставок они не значатся: их высокая стоимость препятствует объемным поставкам.

Пока самым востребованным типом ПА в структуре поставок являются пожарные автоцистерны – модели с вместимостью цистерны 3,0, 5,5 и 8,0 м3: на их долю приходится более 50% от всего объема поставок АЦ, из них около 10% – модели с комбинированным насосом. Остальные АЦ оснащены 40-литровым насосом, который был создан еще полвека назад. Проведение ценового анализа на данном этапе работы техническим заданием не предусматривалось, однако предварительное рассмотрение представленной информации показало, что стоимостные показатели ПА одного класса от разных производителей отличаются большой неравномерностью. Это означает, что в условиях дефицита финансовых ресурсов на первый план выходит ценовая конкуренция, наименее продуктивная по сравнению с конкуренцией качества. В результате покупают изделие не самое качественное, а самое дешевое, что затрудняет модернизацию парка ПА. Очевидно, что необходима активизация маркетинговой политики производителей ПА, направленной на поставку региональным центрам пожарных машин более высокого качества при относительно умеренных ценовых параметрах, соответствующих реальной экономической ситуации в России. Все обозначенные направления совершенствования парка ПА по-своему важны. Однако осуществить предлагаемые меры можно будет лишь в том случае, если будут соответствующие инвестиции в инновационную и производственную деятельность отечественных предприятий в сфере создания и производства пожарных автомобилей, с одной стороны, и будет устранен дефицит финансовых ресурсов пожарной охраны на приобретение этих автомобилей – с другой.

Лишь при реализации этих условий возможна реальная качественная реконструкция парка пожарных автомобилей в России.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 19738

  Автор

Яковенко Ю. Ф.

Яковенко Ю. Ф.

Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций