В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации метрополитены относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Они характеризуются массовым пребыванием людей в подземных сооружениях, сложной планировкой и ограниченным количеством выходов на поверхность, неприспособленностью тоннелей для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров, наличием оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением, а также большим количеством других факторов, затрудняющих тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно федеральному закону [1], пожарный риск является одним из основных показателей, определяющих обеспеченность пожарной безопасности объекта. Однако в настоящее время утвержденная в установленном порядке методика определения пожарного риска для объектов метрополитена отсутствует, что не позволяет оценить пожарную безопасность указанных объектов в соответствии с положениями федерального закона. Вместе с тем использование расчетной оценки применительно к данным объектам является чрезвычайно важным, поскольку станции метрополитенов характеризуются массовым пребыванием людей и являются сложными инженерными и архитектурными сооружениями, которые требуют разработки соответствующих систем противопожарной защиты и расчетов безопасности людей при пожарах.
Основой для разработки Методики определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена послужили действующие в настоящее время документы [2] и [3]. Принципиальным отличием разработанной Методики от упомянутых аналогов является различный подход к определению пожарного риска для работников Rраб и посетителей метрополитена Rпос.
Расчетная величина пожарного риска для работников и посетителей в сооружениях метрополитена вычисляется по общей формуле:
где j – номер сценария пожара;
J – количество возможных сценариев пожара;
Qj – частота реализации j-го сценария пожара;
Sj – условная вероятность воздействия ОФП на человека при реализации j-го сценария пожара.
Однако значение для работников и посетителей определяется по-разному. Условная вероятность воздействия ОФП на посетителей метрополитена при реализации j-го сценария пожара Sj, по аналогии с [2], рассчитывается по формуле
где Kап,j – коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения нормативным документам по пожарной безопасности;
Рпр,j – вероятность присутствия посетителей;
Рэ,j – вероятность эвакуации посетителей;
Kп.з,j – коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение при пожаре безопасной эвакуации посетителей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Условная вероятность воздействия ОФП на работника метрополитена при реализации j-го сценария пожара определяется по аналогии с подходом, предусмотренным в [3], по формуле:
где qi – вероятность присутствия работника в i-м помещении;
N – количество помещений, в которых работник может находиться;
– условная вероятность воздействия на работника опасных факторов пожара при его нахождении в i-м помещении при реализации j-го сценария пожара; РЭij – вероятность эвакуации людей, находящихся в i-м помещении здания, при реализации j-го сценария пожара.
Такое различие в подходах позволяет получить наиболее информативную оценку пожарной опасности для людей, находящихся в сооружениях метрополитена при пожаре.
В проекте Методики приводится необходимая для проведения расчетов информация, учитывающая специфику объектов метрополитена, в том числе:
Литература
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2018
Посещений: 3935
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций