Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Модель управления комплексной безопасностью индустриальных парков типа "Гринфилд" (Greenfield)

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Модель управления комплексной безопасностью индустриальных парков типа "Гринфилд" (Greenfield)

Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание проблемам создания и эффективного функционирования индустриальных, агропромышленных и технологических комплексов. Важное место в этой области занимают индустриальные парки, успешно внедряемые и функционирующие в промышленно развитых районах страны. В России насчитывается более 600 таких площадок, являющихся центрами инвестиционного благоприятствования, экономического роста и развития производства, – индустриальных парков (ИП)
Ян
Сычев
Генеральный директор OOO "Эксперт Профи"
Василий
Мурашка
Генеральный директор ООО "Саламандра", к.т.н.
Светлана
Червоноокая
Доцент кафедры МИГ Академии ГПС МЧС России

Отличительная особенность данных объектов заключается в концентрации предприятий многопрофильной отраслевой направленности с различной степенью опасности на единой территории. Такие ИП функционируют вдали от населенных пунктов и относятся к типу "Гринфилд" (Greenfield).

Угрозы и риски есть, управления безопасностью – нет

Индустриальный парк как "инструмент" современной экономики, в котором сочетаются различные инновационные технологические процессы, вещества и материалы, требует особого внимания к решению комплекса вопросов по обеспечению безопасности и защите окружающей среды от различных внешних и внутренних угроз. Последствия деструктивных событий в промышленных кластерах такого типа приводят к возникновению различного рода чрезвычайных ситуаций (ЧС): аварий, взрывов, пожаров, обрушений, экологических катастроф, травмы персонала и т.д. и, как следствие, к крупным материальным потерям. В настоящее время вопросы обеспечения комплексной безопасности индустриальных парков как новых объектов экономики не исследованы. Под обеспечением и управлением комплексной безопасностью нами понимается исследование всех видов опасностей, угрожающих индустриальному парку; оценка рисков, связанных с этими опасностями, и разработка методов и способов управления рисками для снижения их значений до допустимых уровней. Для решения этой задачи необходим детальный анализ объема оперативной работы аварийно-спасательных служб (АСС), разработка методов и средств организации системы обеспечения комплексной безопасности с целью ее эффективного функционирования. Сегодня не существует единой структуры (службы) в ИП, которая бы имела рациональный набор сил и средств для мониторинга и управления процессом предупреждения и ликвидации деструктивных событий (ДС), проявляющихся при эксплуатации парков различного рода ЧС.


Статистика боевых выездов подразделений АСС, впервые проведенная в одном из самых крупных в России индустриальном парке типа "Гринфилд" (Greenfield) за четыре года (2012– 2015 гг.), показывает, что максимальное количество выездов приходится на следующие деструктивные события: пожары и возгорания – 48%, нарушения правил ведения огневых и газоопасных работ – 25%. На другие виды ДС приходится 27% боевых выездов, в том числе на дорожно-транспортные происшествия – 10%, аварии – 6%, оказание медицинской помощи персоналу предприятий – 6% и т.д.

Оптимальное решение – создание модели

Целевой задачей является не просто обеспечение безопасности ИП, но и создание рациональной модели системы обеспечения комплексной безопасности (СОКБ), предусматривающей повышение уровня всех видов предупреждения и ликвидации ЧС на объектах ИП с обоснованными финансовыми расходами на эти цели.


Создание единой СОКБ ИП должно основываться на определенных правилах, закрепленных в нормативных документах. Никогда прежде органы управления регионов и индустриальных парков не решали такой задачи. Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения комплексной безопасности действующих и строящихся индустриальных парков, затрудняет определение необходимых сил и средств и организацию соответствующей координирующей структуры (службы). В связи с этим актуальным является создание модели управления СОКБ для ИП, а также разработка практических рекомендаций по созданию системы обеспечения комплексной безопасности индустриальных парков (рис. 2).

Построение структуры СОКБ

Основой СОКБ ИП служит, во-первых, подсистема мониторинга и анализа опасностей и рисков, угрожающих ИП, отслеживающая возникновение всех деструктивных событий на территории ИП и прилегающей к нему зоны обслуживания; во-вторых, подсистема ликвидации последствий ЧС, обеспечивающая режим постоянной готовности и экстренного реагирования на ДС с целью их ликвидации.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Проанализировать мировой и отечественный опыт существующих систем обеспечения безопасности индустриальных парков.
  2. Провести комплексный анализ опасностей и оценить риски, угрожающие стабильному функционированию индустриальных парков, и разработать методы управления ими.
  3. Провести анализ текущего и прогностического объема оперативной работы по обеспечению комплексной безопасности индустриальных парков.
  4. Синтезировать модель управления комплексной безопасностью индустриальных парков на основе анализа статистических данных, характеризующих деятельность существующих подсистем системы обеспечения комплексной безопасности на территории индустриальных парков.
  5. Оценить финансово-экономический эффект на основе расчета затрат при создании аварийно-спасательной службы системы обеспечения комплексной безопасности исследуемого индустриального парка.

При решении данных задач необходимо провести обобщение опыта передовых стран в области организации систем обеспечения безопасности техногенных объектов такого типа, изучить проблемы при их реализации. Проведенный анализ, применительно к индустриальному парку, позволит выявить роль отдельных факторов риска и возможности управления рисками с целью ослабления негативного воздействия на функционирование объекта защиты в целом.


На устойчивое функционирование ИП оказывают негативное воздействие различные виды угроз, источниками которых являются структура внутренних факторов производства существующих предприятий и объектов (техногенная и инфраструктурная опасности) и внешних – окружающая среда (экологическая опасность), а также социальный фактор, определяемый составом и количеством персонала на предприятиях ИП. Поэтому в первую очередь важно обеспечить безопасность именно в этих направлениях (рис. 3).


Модель СОКБ предлагается оценить в соответствии с назначением и профильной специализацией предприятий ИП. Цель создания СОКБ здесь рассматривается не как главная задача, а как подчиненная обеспечению жизнедеятельности предприятий-резидентов, персонала и работников, то есть безопасность ИП как объекта техносферы – не самоцель, а средство его выживания (рис. 4).


При создании данной структуры необходима разработка проекта организационно-штатной структуры и функционирования СОКБ как в целом, так и отдельных подразделений, служб и аппарата управления в частности. С учетом специализации технологических процессов и других параметров индустриально-промышленной среды нами представлена модель управления СОКБ ИП (рис. 5) для эффективного управления комплексной безопасностью ИП и координации специализированных служб экстренного реагирования. Основными структурными звеньями СОКБ являются подразделения аварийно-спасательных служб.

Ожидаемые результаты

Создаваемое на базе СОКБ ИП дежурно-диспетчерское подразделение управления силами и средствами позволит осуществлять постоянный мониторинг текущей оперативной обстановки в зоне ответственности на производствах и объектах резидентов ИП, обеспечить контроль развития возникающих угроз безопасности объектов и действий специализированных оперативных подразделений АСС по их ликвидации, информационную поддержку действий оперативных подразделений дежурных смен АСС и принятия управленческих решений, разработку планов оперативного реагирования на возникающие угрозы и своевременное оповещение персонала ИП и руководства производств о фактах и условиях возникновения ДС и ЧС.

При использовании разработанной модели управления СОКБ ИП одновременно со снижением рисков возникновения ЧС в индустриальных парках будет достигнуто сокращение социально-экономического ущерба на объектах резидентов и собственников.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2017
Посещений: 5923

  Автор

Ян Сычев

Ян Сычев

Генеральный директор OOO "Эксперт Профи"

Всего статей:  1

  Автор

Василий Мурашка

Василий Мурашка

Генеральный директор ООО "Саламандра", к.т.н.

Всего статей:  6

  Автор

 

Светлана Червоноокая

Доцент кафедры МИГ Академии ГПС МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Комплексные системы безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций