Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Хранители древностей

В рубрику "Опыт и проблемы потребителей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Хранители древностей

Обеспечение неприкосновенности культурного наследия - важнейшая задача всего российского общества и государства. О том, как сохраняется национальное богатство России, мы решили узнать из первоисточника. На наши вопросы любезно согласился ответить Юрий Геннадьевич Ломакин, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина по техническим вопросам и безопасности.

- Расскажите, пожалуйста, о специфике обеспечения безопасности в ГМИИ им. Пушкина. Каковы условия охраны музея по сравнению с другими крупными объектами, такими как супермаркет или стадион?

- Начнем с того, что ГМИИ им. Пушкина абсолютно уникален и условия функционирования музея резко отличают его от любого другого объекта. Это музей федерального значения, он наряду с другими музеями входит в государственный перечень особо ценных объектов культуры. Здания музея сами по себе являются памятниками архитектуры, и закон предъявляет особые требования к мерам, обеспечивающим сохранность коллекций и помещений музея. Это администрация магазина или стадиона может себе позволить выбирать любые средства охраны, нанимать любой персонал и заключать договоры с любыми охранными предприятиями. Меры же, предпринимаемые руководством музея для его охраны, напротив, строго ограничены - существует государственный перечень технических средств, которые могут быть использованы на территории музея, определенные требования предъявляют ся к охранным предприятиям, с которыми подписываются контракты.

Музей -это сложный организм, и безопасность его приходится обеспечивать по многим направлениям. Конечно, в их число входит и физическая защита зданий и коллекций музея от несанкционированных проникновений, от хищений, террористических актов, актов вандализма и прочих незаконных действий. Но понятие безопасности музея включает в себя и защиту от пожара, и сохранность фондов. Все эти задачи решаются комплексно, и то, каким образом они будут решены, зависит от множества взаимодополняющих факторов. Службы безопасности и прочие инженерные службы должны быть четко скоординированы - поэтому, например, я не только отвечаю за охрану музея, но и являюсь заместителем директора по техническим вопросам.

В соответствии с действующим законодательством безопасность музея обеспечивается силами вневедомственной охраны, взаимодействие с которой, тем не менее, представляет собой лишь часть обширного комплекса охранных мероприятий.

В охране музея принимают участие многочисленные структуры и подразделения музея. В музее есть собственная служба безопасности, служба смотрителей, которые осуществляют наблюдение в залах за охраняемыми объектами и посетителями. Смотрители могут не только помочь посетителю и предоставить ему необходимую информацию, но и сообщить службе безопасности о нештатной ситуации, предотвратить кражу или акт вандализма.

Еще одна важная составляющая системы безопасности - служба хранителей. Ведь в понятие безопасности музея входит в том числе и сохранность его зданий и фондов, сведение к минимуму разрушительного действия колебаний температуры, сырости, загрязнения воздуха, микроорганизмов. Вот за сохранность коллекций и отвечает главный хранитель музея и его сотрудники. На данной службе лежит очень большая ответственность, ведь хранение произведений искусства зачастую требует создания особых условий для каждого предмета в отдельности. Мало того, в каждом помещении музея должен быть установлен свой тщательно подобранный климатический режим, существуют и разные требования к пожарной безопасности различных объектов и помещений музея.

- Значит, различные помещения музея охраняются по-разному? На каких принципах основывается защита зданий музея, музейных ценностей, хранилищ?

- Принципы охраны везде одинаковые, разница заключается главным образом в отсутствии доступа посетителей в некоторые помещения. Конечно же, в каждом помещении есть несколько рубежей охраны. Контролируются и периметр, и стены, и объем залов музея.

В структуре систем безопасности отличие общедоступных залов от остальных помещений музея отражается в наличии специальных служб, которые контролируют и обеспечивают безопасность как посетителей, так и произведений искусства. В соответствии с требованиями времени каждого посетителя встречают на входе, он проходит проверку с использованием металлодетектора, при необходимости производится и личный досмотр. Разумеется, есть возможность и контролировать вызвавшего подозрение посетителя музея. Все эти меры осуществляются при помощи частного охранного предприятия. ЧОПы наряду с вневедомственной охраной принимают широкое участие в охране столичных музеев, и ГМИИ им. Пушкина не является исключением. Кстати говоря, контроль входящих в музей людей является совсем не лишним дополнением к системе безопасности. В течение 2004 года при прохождении посетителей через металлодетектор было изъято огромное количество опасных предметов: 2663 ножа, 965 газовых баллончиков, 72 баллона с краской, пневматические и газовые пистолеты, петарды и даже ракетница. Страшно подумать о том, что хотя бы что-то из этого перечня могло быть случайно или преднамеренно пущено в ход. Так что, пожалуй, главным принципом нашей работы можно назвать профилактику правонарушений, то есть устранение угрозы безопасности еще прежде, чем она начнет реализовываться.

- А как решается задача, например, пожарной безопасности в музее, в разных его помещениях?

- Естественно, меры пожарной безопасности в музее очень разнообразны - это, в частности, является следствием того, что в состав комплекса входит 16 зданий, все они построены в разное время и находятся в разном состоянии. Главное здание музея построено в позапрошлом веке, система пожарной безопасности много раз менялась и, конечно, в защите такой конструкции от огня есть определенные сложности. Сейчас ведутся работы по подготовке комплекса мер, направленных на реорганизацию не только противопожарной системы, но и всего здания, вплоть до капитального ремонта.

- Возвращаясь к охране музейных ценностей, давайте поговорим о том, как распределяются приоритеты в обеспечении безопасности музея. Ориентирована ли система безопасности на защиту всех фондов музея в равной степени или все же отдельные экспонаты охраняются особо тщательно?

- Ответ на этот вопрос может быть только один: все экспонаты музея, все фонды в равной степени бесценны. Наш подход к сохраняемым ценностям абсолютно однозначен, все они должны быть сохранены. Из-за такой бескомпромиссной позиции у нас даже бывают проблемы с оценкой произведений искусства при оформлении страховки - естественно, страховые компании пытаются что-то оценить выше, что-то ниже. Мы одинаково охраняем все достояние музея, ведь речь идет не столько о рыночной стоимости наших экспонатов, сколько о культурном, духовном богатстве, которое не имеет цены.

- И все-таки как реализована охрана таких различных экспонатов, как, допустим, статуя весом в несколько тонн и золото Шлимана?

- Конечно, есть разница в технических средствах, например, золото Шлимана, как и многие другие малоразмерные экспонаты, находится в специально защищенных витринах. Крупные экспонаты защитить, может быть, труднее. Но я еще раз подчеркиваю, что персонал музея одинаково бережно, если хотите, даже трепетно относится к сохранности каждого экспоната, независимо от того, сколько места этот экспонат занимает и насколько сложно его охранять.

- А Вы можете в общих чертах рассказать, какие именно технические средства используются?

- Хотелось бы начать с разъяснения вопроса о том, каким образом осуществляется выбор систем безопасности для музея. Согласно российским законам, ГМИИ им. Пушкина, как объект федерального значения, в обязательном порядке должен организовывать тендер на оборудование помещений музея. Это значит, что по существующему порядку мы должны опубликовать в периодической печати объявление о проведении конкурса среди поставщиков технических средств безопасности. В объявлении указываются задачи, которые музей ставит перед потенциальными партнерами, а также технические параметры, которым должно отвечать представленное на конкурс оборудование. В реальности получается так, что каждый желающий может подать заявку на конкурс, и мы обязаны будем показать ему все помещения музея, рассказать все о наших охранных системах. Естественно, нас это не устраивает. И музею удается отстаивать свои интересы, в частности, в тексте объявления указывается, что поставщик должен иметь опыт работы с музеями, что необходимы рекомендации и т.д. В конечном итоге, разумеется, последнее слово в выборе победителя в тендере принадлежит музею.

Надо подчеркнуть, что во всех конкурсах на оборудование музея участвуют исключительно российские производители и поставщики оборудования. Многие из них используют импортные приборы и материалы, но все оборудование, устанавливаемое в музее, сертифицировано согласно российским стандартам и входит в соответствующий государственный перечень технических средств, допущенных к установке на подобных объектах.

Нередко системы безопасности создаются специально для конкретного объекта, и музеи в этом отношении не являются исключением.

Как ранее было отмечено, ГМИИ им. Пушкина - уникальный комплекс зданий и сооружений, требующий особого подхода к обеспечению безопасности. Поэтому мы используем много разработок, созданных специально для оборудования музея. В частности, можно упомянуть уникальную систему охранной сигнализации, разработанную компанией "Элерон".

Процесс реорганизации и усовершенствования системы безопасности музея является постоянным и рассчитан на долгие годы. Уже сейчас в музее установлено такое количество оборудования, так высока степень защиты, что необходимость в проведении тендеров возникает все реже.

- А как система безопасности музея будет совершенствоваться в ближайшие годы? Например, каким образом будут защищены строящиеся сейчас корпуса музея?

- Как я уже упоминал, в настоящее время осуществляется предварительная подготовка к модернизации главного здания музея. Естественно, планируется при ремонте вывести безопасность музея на еще более высокий уровень. Оборудование музея инженерными системами безопасности будет производиться в процессе реконструкции здания по заранее разработанному плану, таким образом будет достигнуто взаимодействие всех составляющих безопасности музея. Случайности при таком подходе сводятся к минимуму.

То же самое можно сказать и об оборудовании новых зданий музея. Основы интегрированной системы безопасности закладываются в них в процессе строительства. Я могу, опираясь на собственный опыт, сказать, что надежность функционирования систем безопасности музея уже сейчас очень высока. Какие-либо инциденты, связанные с реализацией чьего-то преступного замысла, почти исключены.

- А Вы можете привести примеры из собственной практики, когда благодаря свое временно принятым мерам удалось пресечь акты правонарушения на территории музея?

- Честно говоря, трудно даже вспомнить, когда в последний раз подобное происходило. Наверное, стоит постучать по дереву, но попыток испытать на прочность систему охраны практически не бывает. Сохранность фондов просто отличная, и какие-либо ЧП происходят крайне редко. Приходит в голову разве что случай, относящийся к очень давнему времени, когда еще отсутствовал контроль на входе в музей. Тогда служители заметили, что один из экспонатов исчез и тут же сообщили начальнику службы безопасности. В музее объявили тревогу, посетителям запретили выходить из здания. В итоге похищенная картина была обнаружена - ее просто бросили в одном из залов.

Конечно, сейчас подобная ситуация практически не может возникнуть. Системы безопасности за последнее время стали гораздо совершеннее.

Ю.Г. Ломакин,
заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по техническим вопросам и безопасности

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 15238

  Автор

Ломакин Ю. Г.

Ломакин Ю. Г.

заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по техническим вопросам и безопасности

Всего статей:  1

В рубрику "Опыт и проблемы потребителей" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций