В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Цель наших соревнований – создать эффективную модель для развития любительского спорта, в которой государство, региональные и муниципальные власти, общественные организации и спортивные клубы могут работать вместе, улучшать качество мероприятий и создавать положительный экономический эффект в местах проведения соревнований.
Наши соревнования собирают до 2 тыс. участников плюс болельщики и зрители. Самая проблемная группа – это местные жители и туристы. Если первыми тремя категориями мы можем управлять и понимаем, чего они хотят, куда пойдут и чем будут недовольны, то от других можно ожидать чего угодно – как тотального негатива, так и вовлечения в зрительские ряды, то есть увеличения нагрузки на зрительские зоны.
С точки зрения безопасности один из самых важных моментов – изолирование спортсменов во время гонки от внешних факторов. Им никто и ничто не должно мешать проходить дистанцию. Что я имею в виду? Например, велогонка – один из этапов соревнований по триатлону, где скорости на спусках доходят до 80 км/ч и выход на трассу болельщика, а далее столкновение могут привести к очень тяжелым последствиям для обоих участников происшествия. Поэтому мы организуем зоны для болельщиков в наиболее безопасных местах.
Количество участников соревнований всегда ограниченно. Мы его заранее понимаем и прогнозируем также примерное число болельщиков. С этими данными и работаем: подбираем локации, зонируем их, разводим потоки. Принимая решение о проведении соревнования в конкретном месте, мы опираемся не на возможность площадки вместить текущее количество людей, а смотрим хотя бы на пять лет вперед. Так, на первые соревнования IRONSTAR в Сочи в 2015 г. приехали 150 участников, а в июне 2018 г. их было уже почти 2 тыс., и каждый привез до четырех болельщиков – членов своей семьи, друзей. Сами видите, рост впечатляющий. К стандартным рискам на массовых мероприятиях, как уже было сказано выше, добавляются риски, связанные с разделением спортсменов на трассе и зрителей.
В первую очередь мы организуем охрану общественного порядка, подключая полицию и ЧОП.
Обязательна медицинская помощь. Все соревнования проходят летом, болельщики, зрители да и сами спортсмены зачастую находятся на солнце, начиная со старта в 07:00 и до финиша последнего участника в 23:00. Тепловые удары – одна из самых частых причин обращения за медицинской помощью.
Кроме того, в соревнованиях по триатлону есть так называемая транзитная зона – площадка, где паркуются велосипеды участников, стоимость которых доходит до 1 млн рублей. При 2 тыс. участников можно посчитать общую стоимость велосипедов, находящихся на этой площадке. Для нас важной задачей является сохранность "железных коней", которой мы добиваемся установкой ограждений, выставлением сотрудников ЧОП по периметру и организацией видеонаблюдения.
Спортивные площадки, как правило, оснащены средствами контроля, досмотра и имеют на своей территории сотрудников ЧОП. Мы под свои соревнования не всегда выбираем спортивные объекты, и приходится самим с нуля разрабатывать пути эвакуации, обеспечивать безопасность. В случае со спортивными объектами многие эти вопросы снимаются автоматически.
Триатлон – это спорт, связанный с большими рисками получения травм по причинам высоких скоростей, длительных нагрузок, влияния погодных условий (например, высокая температура воздуха) и др.
Когда ты видишь перед стартовой линией 1 тыс. человек (а через минуту это уже 1 тыс. шапочек), создающих руками и ногами в воде эффект стиральной машинки, дух захватывает. Ситуации бывают разные: кто-то стукнул пяткой в лицо или грудь – перехватило дыхание, кто-то притопил во время гребка рукой соперника, кто-то просто устал и т.д. Наша задача – обеспечить безопасность всех участников.
Каждый из них обязан надеть на заплыв шапочку, которую выдали организаторы, и это требование с нашей стороны в первую очередь связано с тем, что мы производим шапочки яркого цвета, чтобы участники были хорошо заметными на воде.
При входе в стартовый накопитель все спортсмены проходят визуальный осмотр сотрудником медицинской бригады. Иногда бывает, что психологически участник испытывает непреодолимое волнение перед заплывом в открытой воде, которое может привести к трагическим последствиям. Это важно выявить по первичным признакам. На заплыв привлекаются внушительные силы. Соревнования IRONSTAR в Казани известны беспрецедентными мерами.
На 1 тыс. участников мы привлекаем 27 плавсредств: семь лодок, четыре гидроцикла, четыре катера (один с реанимационным оборудованием) и 12 каяков. Их обслуживают 53 человека – 22 спасателя, 15 судоводителей, одна реанимационная бригада, 14 спортсменов Федерации гребного спорта РТ.
Маршалы-каякеры выполняют наблюдательную функцию и могут оказывать минимальную помощь, а профессиональные спасатели на лодках и катерах – это "тяжелая артиллерия". Обязательным является наличие водолазного оборудования.
Мы используем электронные системы хронометража для контроля ситуации во время заплыва. Каждому участнику выдается браслет с чипом, имеющим уникальный ID, а на старте и финише заплыва устанавливаются специальные антенны, фиксирующие факт пересечение их чипом. Таким образом, мы понимаем, сколько человек вошло в воду и сколько вышло, и можем делать выводы о ситуации.
Основной риск велогонки – высокие скорости. На спусках маршрута соревнования в Сочи скорость участников доходит до 80 км/ч.
Здесь важно полное изолирование трассы соревнования от посторонних. Если соревнования проводятся в городской среде, необходимо правильно организовать ограничение действующего дорожного движения. Причем нужно понимать: чем грамотнее будет построен маршрут, чем больше организатор оставит возможностей проезда и объезда жителям или гостям места проведения, тем меньше будет возмущений и рисков прорыва перекрытия действующего дорожного движения. Для ограничения движения на соревнованиях на дистанции 113, которая включает в себя 90-километровую велогонку, мы привлекаем 52 машины тяжелой техники для перекрытия выездов, прилегающих к маршруту, с возможностью прорыва. Другими словами, это места, где можно разогнаться, прорвать ограждение и выехать на трассу. Кроме того, задействуются до 30 экипажей ГИБДД, а на соревнованиях в Казани для перекрытия работали 130 сотрудников ЧОП. Все это меры, направленные на обеспечение безопасности участников.
На соревнованиях крайне важно присутствие бригад скорой помощи, причем общепрофильных бригад недостаточно, нагрузки и риски высокие, поэтому привлекаются только реанимобили. Минздравами субъектов Федерации под соревнования выделяются койкоместа в близлежащих больницах под различные виды травм – куда-то повезут пострадавшего с челюстно-лицевыми травмами, куда-то – с ожогами и тепловыми ударами, а в третьей больнице будут выделены места для пострадавших с переломами.
Существуют определенные регламенты, например, посты скорой медицинской помощи должны располагаться не реже, чем каждые 4 км дистанции.
Еще одной мерой безопасности является проверка медицинского допуска участников. Спортсмен, которому становится плохо из-за состояния здоровья во время соревнования, будет реальной угрозой для других участников на любом из этапов, поэтому мы и вводим эту меру и не планируем отказываться от нее, в отличие от других организаторов и несмотря на недовольство участников. При этом мы работаем над тем, чтобы участники могли комфортно для себя пройти реальные осмотры. Более того, проверка медицинских справок – это требование государства.
Перед соревнованиями разрабатывается схема связи между членами команды для всего мероприятия и для отдельных зон по принципу пирамиды. Волонтеры сообщают информацию своим кураторам, так называем тим-лидерам, те сообщают выше и так далее до сотрудника, уполномоченного принять решение. Ключевые позиции всегда снабжены рациями для быстрой оперативной связи.
Основной проблемой при ЧП является неспособность четко передать суть происходящего выше по схеме связи. Часто бывает, что ошибаются с местом происшествия, а иногда, находясь под впечатлением, передающий раздувает проблему и, например, приехавшая скорая обнаруживает участника с легкой ссадиной вместо ожидаемых переломов или увечий. Этакий "испорченный телефон".
Задействование волонтеров – основной способ обеспечить безопасность. Представьте, что на мероприятии находится 300 волонтеров, они разбросаны абсолютно по всем зонам, и это 300 пар глаз, которые так или иначе следят за происходящим.
Волонтеры – это наша гордость, мы проводим инструктажи и стараемся работать с устоявшейся командой, у нас есть довольной большой костяк волонтеров, принявших участие в двух-трех и более наших мероприятиях, и на них можно положиться.
Ветер и другие стихии, бывает, преподносят сюрпризы. Соревнования изобилуют быстровозводимыми временными конструкциями, поэтому организаторам всегда нужно делать поправку на возможное изменение погоды. Ветер, как мне кажется, – одна из самых больших проблем организаторов. Меры простые: укреплять и утяжелять.
Кроме того, участники зачастую находятся на дистанции с 07:00 часов утра до 23:00 часов вечера, и половину этого времени – под палящим солнцем. Мерами в этом случае будет наличие:
Таким образом, обеспечить максимальную безопасность на массовых спортивных мероприятиях возможно только при комплексном подходе. И тогда соревнования станут настоящим праздником.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2018
Посещений: 3263
Автор
| |||
В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций