Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

АПК "Безопасный город" в Курской области. Концепция безопасности на единой платформе

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

АПК "Безопасный город" в Курской областиКонцепция безопасности на единой платформе

Сегодня реализуемый Администрацией Курской области комплексный и системный подход к построению системы обеспечения безопасности дает положительные результаты по недопущению развития ЧС и устойчивому функционированию всех сфер жизнедеятельности. Запускаются пилотные проекты, уже развернут ряд подсистем и программно-аппаратных комплексов. Администрация Курской области поделилась текущими результатами в построении комплексной системы безопасности, ключевыми задачами и направлениями работы на 2015 г.
Василий Зубков
Заместитель губернатора Курской области, председатель
комитета по осуществлению полномочий в области
гражданской обороны, защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области

На территории Курской области отдельные элементы системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения создаются с 2010 г. в рамках Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, утвержденной министрами МЧС, МВД и ФСБ.

Реализация пилотных проектов

Сегодня в регионе уже реализован ряд пилотных проектов, в том числе:

  • разработаны Концепция и системный проект Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Курской области, определяющие конфигурацию системы в целом;
  • во всех муниципальных образованиях, экстренных оперативных службах созданы и функционируют органы повседневного управления и проводятся мероприятия по развитию ситуационных центров КЧС и ОПБ Администрации Курской области и муниципальных образований;
  • в 2013 г. прошла госиспытания и введена в эксплуатацию Система-112, которая является базовым организационным и технологическим ядром основных систем безопасности в Курской области;
  • выполнено сопряжение опытного образца системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с Системой-112, и проведены комплексные испытания, по итогам которых система "ЭРА-ГЛОНАСС" признана готовой для постоянной эксплуатации;
  • в рамках создания навигационно-информационной системы определен региональный оператор ОАО "РЦНУ по Курской области", на базе которого развернуто ядро информационно-управляющей системы и 12 функциональных подсистем;
  • в 2014 г. завершены мероприятия по развертыванию системы ГЛОНАСС, проведены ее государственные испытания, и система введена в постоянную эксплуатацию;
  • с целью использования результатов космической деятельности в интересах Курской области в 2014 г. разработан и принят системный проект создания региональной системы комплексного использования спутниковых навигационных технологий и средств дистанционного зондирования Земли, создание ядра данной системы спланировано в 2015 г., что позволит значительно улучшить организацию межведомственного взаимодействия и обмена информацией для принятия управленческих решений, а также усилит контроль в области комплексной безопасности, в первую очередь – на транспорте.

На сегодня в рамках реализации данного проекта создан учебно-тренировочный макет, который является основой ядра системы и имеет возможности обучения персонала, а также принята одна подсистема мониторинга и управления территориальным планированием и градостроительством Курской области.

Система экстренного оповещения

Необходимо отметить, что одним из основных элементов комплексной безопасности является система экстренного оповещения населения, работу по созданию которой мы проводим с 2013 г. в соответствии с Указом Президента

№ 1522. Всего на территории области определено 11 зон экстренного оповещения, из которых сегодня 9 уже развернуто, и в 2015 г. в рамках реализации 2 и 3 этапов по созданию КСЭОН будет завершено развертывание системы на региональном уровне и проведены ее государственные испытания.

Комплекс мониторинга

На территории региона на базе ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области" развернут аппаратно-программный комплекс системы мониторинга, охватывающей 14 подсистем мониторинга:

  • мониторинга радиационной обстановки, включающая в себя 18 стационарных постов, размещенных на территории области с учетом потенциальных угроз радиационной опасности;
  • инженерного мониторинга, позволяющая в реальном времени наблюдать за уровнем текущей нагрузки на объектах электроснабжения, контролировать температуру и давление теплоносителя на всех звеньях сети теплоснабжения от источника до потребителя;
  • химического мониторинга, позволяющая проводить непрерывные измерения концентрации токсичных газов в местах установки датчиков-анализаторов на потенциально опасном объекте;
  • сегменты управления системой защиты, информирования и оповещения населения на транспорте;
  • мониторинга состояния социально значимых объектов, которые оборудованы системами противопожарной защиты (автоматическими установками пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). Организован круглосуточный удаленный мониторинг за состоянием указанных систем при помощи программно-аппаратного комплекса "Сирена МЧС", к которой в настоящее время подключены 1389 объектов, в том числе 274 объекта социальной сферы оборудованы программно-техническим комплексом "Альфа-Безопасность", посредством которого организована корректировка в ежесуточном режиме паспортов комплексной безопасности на объекте;
  • космического мониторинга, обеспечивающая доступ к данным дистанционного зондирования Земли;
  • видеомониторинга федеральных автомобильных дорог, позволяющая осуществлять контроль на наиболее загруженных участках и включающая в себя 13 постов, оснащенных видеокамерами, метеокомплексами и средствами прогнозирования обстановки;
  • видеомониторинга лесопожарной обстановки на территории Курска посредством 6 видеокамер, охватывающих наиболее крупные городские лесные насаждения, с возможностью управления камерами в реальном времени и наблюдения в тепловизионном режиме, а также ряд других.

Всего системами мониторинга охвачены 15 потенциальных рисков как природного, так и техногенного характера, имеющихся на территории Курской области.

Видеонаблюдение и видеофиксация

Одним из элементов системы комплексной безопасности является подсистема видеонаблюдения, которая сегодня развернута на территории 8 населенных пунктов области: в Курске, Железногорске, Курчатове, Рыльске, Льгове, Обояни, Судже и сл. Белая. Подсистема представляет собой более 100 видеокамер, информация с которых поступает на мониторы в дежурные части ОВД, а также более 1500 видеокамер объектов различных форм собственности, с которыми заключены соглашения о взаимодействии.

На базе УМВД России по городу Курску был создан и функционирует Центр управления нарядами, который помимо видеокамер и автомобилей, оборудованных спутниковыми навигационными системами, имеет возможность использовать сеть из 23 стационарных пунктов экстренного вызова "гражданин–полиция" и систему циркулярной радиосвязи, обеспечивающую голосовую ретрансляцию данных.

В рамках работы по созданию и совершенствованию системы видеофиксации нарушений ПДД на территории области на сегодня действуют 38 стационарных комплексов идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам, 64 передвижных комплекса, имеющих функции фотовидеофиксации и работающих в автоматическом режиме, 4 комплекса фиксации нарушений правил парковки, а также 268 видеорегистраторов, установленных на патрульных автомобилях ГИБДД.

Координационные работы

С целью объединения всех элементов системы безопасности в единую комплексную систему в рамках работы Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Курской области на территории региона планово и последовательно создается система комплексной безопасности жизнедеятельности населения Курской области, которая теперь приобрела официальное общесистемное наименование "Безопасный город".

Необходимо отметить, что до 2014 г. внедрение и развитие систем безопасности на территориях всех субъектов РФ, а также в министерствах и ведомствах носило разобщенный и бессистемный характер в связи с отсутствием на федеральном уровне единых подходов и требований по созданию системы, а также отсутствовало программно-целевое финансирование на эти цели.

Для координации данной работы, создания единых подходов к комплексному решению задач и объединения государственной информационно-аналитической системы мониторинга состояния общественной безопасности и ведомственных комплексов поручением Президента от 27 мая 2014 г. № 1175 и Постановлением Правительства от 20 января 2014 г. № 39 была образована Правительственная Межведомственная комиссия и утвержден план мероприятий.

В рамках его реализации основной задачей в 2014 г. была разработка федеральной Концепции, федеральной целевой программы и выбор пилотных регионов, куда вошла и Курская область.

Концепция АПК "Безопасный город"

На территории Курской области для координации данной работы распоряжением Администрации от 8 мая 2014 г. № 338-ра также была создана межведомственная рабочая группа и определен совет конструкторов, что позволило нам синхронизировать работу по созданию системы. 5 августа 2014 г. в Курске было проведено выездное совещание Правительственной комиссии, на котором рассматривались вопросы выработки единых подходов по созданию системы и проект Концепции АПК "Безопасный город". По итогам данного совещания Правительственной комиссией отмечен положительный опыт и дана высокая оценка проделанной работе на территории Курской области по созданию системы безопасности.

3 декабря 2014 г. постановлением Правительства № 2446-р была утверждена Концепция АПК "Безопасный город", которая предусматривает участие в создании системы всех структур, в том числе организаций и предприятий.

Концепцией определены базовые принципы построения, основными из которых являются:

  • максимальное использование уже существующей инфраструктуры и всех ранее достигнутых результатов в области комплексной безопасности;
  • создание условий для повышения эффективности выполняемых и финансируемых федеральных и других программ по созданию и развитию информационной инфраструктуры в области обеспечения безопасности и их интеграция в АПК "Безопасный город";
  • базовым уровнем построения и развития системы является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;
  • АПК "Безопасный город" базируется на единой интеграционной платформе, основным элементом которой является "Система 112 – ГЛОНАСС", и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия.

Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли и других видов космического обеспечения.

Реализация Концепции в Курске

В соответствии с Концепцией, механизмом построения и развития комплекса "Безопасный город" с 2016 г. будет выступать федеральная целевая программа, региональная государственная программа и муниципальные программы с возможностью создания государственных частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования.

В рамках подготовки и реализации данных программ на территории Курской области проводится работа по подготовке проектов и определению порядка финансирования, с этой целью определено пилотное муниципальное образование – это Курск. С учетом Концепции разработан проект по дальнейшему развитию сегмента системы на территории Курска, на условиях государственно-частного партнерства подобран инвестор. Сейчас прорабатывается совместный план работы на 2015 г. и подписываются инвестиционные соглашения о сотрудничестве администраций Курской области и муниципального образования Курск с акционерным обществом "Ростелеком".

Одновременно проводится аналогичная работа в Курчатове и Железногорске, где сегодня проводится предпроектное обследование и формирование планов по построению сегментов системы на 2015 г.

Приоритетные задачи в 2015 г.

Основными направлениями работы по созданию комплексной системы безопасности в 2015 г. являются:

  • доработка Концепции внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории Курской области и разработка технического задания и рабочего проекта по построению системы;
  • комплексное обследование всей уже созданной информационно-управляющей инфраструктуры на территории всех муниципальных образований для ее последующей интеграции в АПК "Безопасный город";
  • после принятия ФЦП "Безопасный город" разработка проекта подпрограммы "Безопасный город" за счет перераспределения финансовых средств из других программ, направленных на создание различных систем безопасности, и внесение ее в государственную программу Курской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
  • муниципальными образованиями также спланированы мероприятия по созданию и финансированию муниципальных сегментов АПК "Безопасный город";
  • разработка регламентов межсистемного и межведомственного взаимодействия;
  • ключевым моментом в 2015 г. будет реализация опытного участка АПК "Безопасный город" на территории Курска, после апробации которого предполагается развитие системы на территории других муниципальных образований;
  • на региональном уровне итогом данной работы должно стать создание ситуационного центра губернатора Курской области и его сопряжение с ситуационными центрами других ведомств и муниципальных образований.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2015
Посещений: 15414

  Автор

Василий Зубков

Василий Зубков

Заместитель губернатора Курской области, председатель
комитета по осуществлению полномочий в области
гражданской обороны, защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Курской области

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций