Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Инновационный Кировск. Автоматизация информационной системы для ЖКХ

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Инновационный Кировск.Автоматизация информационной системы для ЖКХ

С момента первых шагов реформирования местного самоуправления в современной России значимость и ответственность муниципальной власти в разы возросли. Примером использования инноваций в муниципальном управлении стал проект автоматизированной информационной системы для городской объединенной диспетчерской службы ЖКХ, реализованный в Кировске (Ленинградская область) в 2010 г. За семь лет эффект от внедрения и эксплуатации автоматизированной системы ощутили все участники сферы ЖКХ: жители, администрация муниципального образования, управляющие компании, поставщики жилищно-коммунальных услуг
Сергей Худяев
Сопредседатель Ленинградского областного отделения
общероссийской общественной организации "Деловая Россия",
заместитель руководителя Экспертной группы АСИ

Эффективная городская инфраструктура означает безопасность и комфорт в широком смысле этого слова. Это общие требования к состоянию дорог и общественному транспорту, наличие школы и детского сада рядом с домом, возможность сходить в кинотеатр и поплавать в бассейне, получить качественное медицинское обслуживание и купить продукты в близлежащем магазине. И, конечно, сфера ЖКХ здесь занимает первое место.


А дальше то, что встречается, к сожалению, в большом количестве городов и деревень России. Житель города N, выходя из своей квартиры в темный обшарпанный подъезд дома, на грязное крыльцо и далее по тротуару, если тот имеется, оценивает риски по маршруту своего движения до ближайшего магазина. И когда аварийная ситуация застает врасплох, знание о минимальных действиях и уверенность в реагировании городских служб, локализующих или предотвращающих развитие аварии, вселяет уверенность в жителей любого поселения.

Драйверы автоматизации

Проект автоматизированной информационной системы для городской объединенной диспетчерской службы ЖКХ (АИС ГОДС ЖКХ) был реализован в Кировске (Ленинградская область) в 2010 г. (начало реализации проекта – 2008 год). К работе над проектом подтолкнули большие материальные и финансовые потери при отсутствии взаимодействия между администрацией муниципального образования "Кировск", управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Не последнюю роль сыграли:

  • отсутствие объективной информации от управляющих организаций о состоянии дел на подведомственных им территориях;
  • низкое качество выполнения жилищно-коммунальных услуг;
  • социальная напряженность, растущая из-за нерешаемых вопросов в сфере ЖКХ на территории муниципального образования.

Концепция и структура системы

В рамках проекта АИС ГОДС ЖКХ была реализована модель взаимодействия субъектов сферы ЖКХ как универсальное решение, адаптированное к специфичным задачам по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения современных городов, что для России является наиболее актуальным.

Использование автоматизированной информационной системы в функционировании объединенной диспетчерской службы ЖКХ открыло новые возможности взаимодействия органов местного самоуправления, поставщиков и потребителей услуг и ресурсов ЖКХ. Для администрации муниципального образования – это наличие большого объема статистической информации, необходимой для оперативного принятия правильных управленческих решений в сфере городского хозяйства. Для поставщиков ЖКХ – гарантия законности и правильности начислений за оказанные услуги и производимых финансовых операций. Для населения – оперативная ликвидация аварийных ситуаций и, соответственно, уменьшение материальных потерь, разъяснительная работа, проведение перерасчетов, подтверждение оказания услуг поставщиками.

Механизм работы системы

В основе АИС ГОДС ЖКХ находится облачное технологическое решение. Система построена в формате одного окна (входа, обработки и выхода) информационного обмена.

АИС ГОДС ЖКХ предназначена для автоматической (системы диспетчеризации, телеметрии и Интернет) и полуавтоматической (диспетчерская служба) обработки потоков входящей и исходящей информации, поддержки принятия управленческих решений администрациями муниципальных образований, а также для оперативного управления ликвидацией аварийных ситуаций на объектах ЖКХ, контроля принимаемых решений и подготовки отчетной документации в режиме повседневной деятельности.

АИС ГОДС – это технологическая информационная платформа для взаимодействия субъектов сферы ЖКХ, включающая в себя базу данных и интерфейсы для разных групп пользователей с различным и специфичным функционалом для каждого интерфейса. Администрация муниципального образования, жители, управляющие и ресурсоснабжающие организации, сервисные компании, диспетчерская служба – каждая группа пользователей имеет свой интерфейс и доступ к информации, которая предназначена только для конкретного пользователя. Для каждой группы пользователей реализован специфичный набор функциональных возможностей.


Пользователь авторизуется в системе с помощью логина и пароля. Доступ к АИС осуществляется с любого устройства, имеющего доступ в Интернет (компьютер, планшет, смартфон). Житель оставляет обращение через личный кабинет или звонит в объединенную диспетчерскую службу ЖКХ города, работающую в нескольких режимах. Диспетчер операторской службы сообщает ему уникальный номер обращения и в процессе приема заносит обращение в базу данных автоматизированной информационной системы ГОДС. Обращения жителей передаются посредством автоматизированной информационной системы в управляющие или ресурсоснабжающие организации, где автоматически появляются на мониторе компьютера дежурного, который делает отметку, что обращение принято, и после решения задачи отмечает выполнение. Автоматизированная информационная система покажет нормативное время на выполнение обращения и отследит его состояние.

Результаты внедрения и эксплуатации системы

Внедрение комплексного решения АИС ГОДС ЖКХ позволило существенно повысить:

  • энергетическую эффективность муниципального образования "Кировск" (сокращение сроков локализации и устранения аварийных ситуаций, а соответственно, сокращение потерь) – посчитать можно эмпирическим путем;
  • качество предоставления жилищно-коммунальных услуг жителям (резкое уменьшение повторных обращений граждан и сокращение сроков реагирования на обращения, статистика, накопившаяся за семь лет);
  • уровень информационного обеспечения администрации и населения муниципального образования (получение различной статистической информации в различных разрезах деятельности сферы ЖКХ города);
  • оперативность и обоснованность реагирования администрации муниципального образования на аварийные ситуации и происшествия (объективная и актуальная информация в режиме онлайн);
  • безопасность жизнедеятельности населения (жители знают, куда звонить, и могут получить оперативную информацию по действиям в аварийных ситуациях в системе ЖКХ).

Снизилась социальная напряженность, связанная с обслуживанием жилого фонда управляющими компаниями за счет мониторинга органами управления муниципального образования в режиме онлайн качества оказываемых потребителям услуг и скорости реагирования на обращения жителей.


Повысилась безопасность жизнедеятельности и минимизированы потери в случае аварийной ситуации за счет сокращения времени на реагирование на обращения и ликвидацию аварийных ситуаций.

И жители, и администрация муниципального образования видят в режиме онлайн всю предоставляемую АИС информацию об обращениях и работе управляющих компаний.


У администрации муниципального образования появился эффективный механизм управления жилищным хозяйством.

  1. Резко повысилось качество обслуживания населения в сфере ЖКХ.
  2. Радикально изменен уровень информационного обеспечения населения и администрации муниципального образования.
  3. Реализована бесплатная поддержка в актуализированном состоянии информации о жилом и нежилом фонде, не зависящая от изменений в составе обслуживающих жилой фонд компаний.
  4. Осуществлен автоматический контроль временных параметров исполнения обращений потребителей по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг.
  5. Реализован механизм автоматического формирования и выдачи отчета рейтинга управляющих компаний.

Автоматизированная информационная система стала источником объективной информации для граждан и СМИ о работе управляющих организаций и состоянии объектов ЖКХ. АИС предоставила возможность:

  • формировать и анализировать информацию о повышении энергоэффективности объектов;
  • гибко и эффективно планировать программы капитального ремонта;
  • контролировать исполнение программ капитального ремонта и целевого расходования бюджетных средств и средств граждан.
АИС ГОДС ЖКХ – это современный управленческий инструмент на основе информационных технологий, включающий в себя инструменты общественного контроля за качеством предоставляемых управляющими компаниями услуг

Кому выгодна автоматизация ЖКХ

Жителям. Уверенность в органах управления

Жителям города АИС ГОДС ЖКХ дала возможность получать информацию о проблемах, связанных с ЖКХ, в режиме реального времени. Авторизовавшись в системе, житель может: оставить обращение, увидеть справочную информацию по организациям, обслуживающим его объект, – УК, ТСЖ, ресурсоснабжающим организациям, сервисным организациям, установленные тарифы на услуги и ресурсы; изучить обобщенную информацию в паспорте объекта и приборах учета; использовать системы диспетчеризации, телеметрии и сигнализации, а также оповещения.

Благодаря АИС ГОДС ЖКХ появилась возможность более оперативно ликвидировать аварийные ситуации и, соответственно, уменьшать материальные потери; осуществлять разъяснительную работу; проводить перерасчеты, подтверждать оказание услуг поставщиками.

Администрации. Объемная статистика

Администрация муниципального образования получила большой объем статистической информации, необходимой для оперативного принятия правильных управленческих решений в сфере городского хозяйства. Администрация использует возможности АИС ГОДС ЖКХ в подготовке общегородского Регламента взаимодействия служб города по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий на объектах городской жилищно-коммунальной инфраструктуры. В число задач, выполняемых автоматизированной информационной системой, входит сбор, упорядочение и обеспечение возможности получения всей необходимой информации, позволяющей принимать решения по поводу любой аварии или нештатной ситуации, возникающей в жилищно-коммунальном хозяйстве города.

Развитие информационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и удовлетворяющей потребности в информационных услугах жителей города, управляющих, ресурсоснабжающих компаний и органов местного самоуправления, – одна из задач, реализуемых автоматизированной информационной системой ГОДС ЖКХ.

  • Комплексный подход к решению задач повышения эффективности управления сферой ЖКХ в муниципальном образовании.
  • Содействие в координации действий служб при аварийных ситуациях и авариях на объектах ЖКХ.
  • Взаимодействие с диспетчерскими службами ГО и ЧС, ГОВД, медпомощью, транспортом, компаниями по уборке мусора, пожарной охраной и др.
  • Мониторинг состояния предоставления коммунальных услуг и ресурсов.

Управляющим организациям. Оптимизация работы, снижение затрат

АИС ГОДС ЖКХ мотивирует управляющие организации работать качественно, без аварий. Если же качество плохое, значит, количество аварий резко возрастает. Поэтому УК заинтересованы в том, чтобы лучше обслуживать и, соответственно, снижать не только количество обращений, но и объем финансовых затрат на реагирование на обращения жителей. Внедренная АИС ГОДС ЖКХ позволяет руководству управляющих компаний оптимизировать логистику работы, количество и качество ремонтного персонала своих предприятий. Сокращение своих диспетчерских служб позволило им в том числе сэкономить на содержании штатной численности.

Поставщикам услуг ЖКХ. Правильность начислений

АИС ГОДС ЖКХ позволяет гарантировать законность и правильность начислений за оказанные услуги и производимых финансовых операций.

Инновационность и тиражируемость

Инновационность АИС ГОДС ЖКХ заключается в создании формализованной среды для организации технологического процесса по информационному взаимодействию, а значит обработке и получению объективной информации о происшествиях в сфере ЖКХ в режиме реального времени. Это и было основной задачей при создании и внедрении системы – организация эффективного взаимодействия между поставщиками и потребителями жилищных и коммунальных услуг конкретного поселения: жителями, управляющими и ресурсоснабжающими предприятиями, органами управления и т.д.

Проект является тиражируемым. Он "привязывается" к конкретному муниципальному образованию в срок, не превышающий трех недель. Общение с органами управления муниципалитетов северных европейских стран и даже Марокко вызывало неподдельный интерес и заинтересованность в реализации.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2017
Посещений: 4602

  Автор

Сергей Худяев

Сергей Худяев

Сопредседатель Ленинградского областного отделения
общероссийской общественной организации "Деловая Россия",
заместитель руководителя Экспертной группы АСИ

Всего статей:  1

В рубрику "Директор по безопасности" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций