Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Здоровый консерватизм. Организация контроля доступа автотранспорта

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Здоровый консерватизм.Организация контроля доступа автотранспорта

Редакция журнала СБ предложила экспертам компаний "дормакаба Россия", "АРМО-Системы" и "ААМ Системз” оценить важность задач СКУД, связанных с транспортом, и выбрать три главные. Эксперты прокомментировали свой выбор, расширили список задач дополнительными, рассказали об технологических изменениях и описали примеры использования СКУД для транспортных задач
Евгений
Кин
Директор департамента продаж решений ООО "дормакаба Россия"
Олег
Тихонов
Директор департамента ИСБ и автоматики ООО "АРМО-Системы"
Дмитрий
Шипелов
Технический директор компании "ААМ Системз"

Основные задачи СКУД, связанные с транспортом

  1. Автоматизация управления въездом/выездом автотранспорта через КПП.
  2. Мониторинг перемещений транспорта и грузов через КПП.
  3. Дистанционная идентификация автотранспорта и водителя.
  4. Повышение антитеррористической защищенности.
  5. Снижение издержек и потерь, связанных с транспортом. 
  6. Повышение дисциплины водителей.
  7. Интеграция с CRM- и ERP-системами предприятия.
  8. Предотвращение нарушений (любого характера).

Звездочкой отмечены наиболее важные задачи с точки зрения экспертов

Евгений Кин, "дормакаба Россия"
Из перечисленных – в порядке убывания важности: 4, 5, 8, 6. Задачи 1, 2, 3 и 5 являются не самоцелями, а скорее способами решения первых четырех пунктов.

Олег Тихонов, "АРМО-Системы"
Я объединил бы первые два пункта списка и оставил бы их на первом месте, ведь основная задача СКУД на любом объекте – автоматически управлять доступом с/на территорию, при этом ведется распознавание и мониторинг перемещений транспорта и грузов через КПП.

Второе место в рейтинге отдаю пункту 8 – "Предотвращение нарушений", поскольку СКУД призваны пресекать нарушения режима пребывания на объекте, защищать от проникновения посторонних и нежелательных визитеров. Применительно к транспортным объектам в качестве одной из функций СКУД стоит отметить предотвращение таких нарушений, как несанкционированный ввоз/вывоз грузов через КПП. Таким образом, пункт 5 (потери) также присоединяем сюда.

Дистанционная идентификация. Считаю, что это удобно и современно, особенно на офисных парковках, платных трассах. У нас есть опыт оснащения парковок системами контроля доступа с дальней идентификацией – отзывы только положительные. Все остальные пункты. По большому счету, они являются следствием решения первых двух задач из приведенного списка.

Дмитрий Шипелов, "ААМ Системз"
Для каждого типа объектов приоритет по задачам абсолютно разный.

Если брать государственные объекты, связанные с организацией въезда/выезда транспорта, то, конечно, на первое место выходит задача повышения антитеррористической защищенности. Эта задача является комплексной и включает в себя несколько перечисленных задач, например дистанционную идентификацию автотранспорта и водителя, мониторинг перемещений транспорта и грузов через КПП. Для таких объектов также очень важно обеспечить качественный досмотр транспорта. На рынке имеются системы автоматического сканирования днища автомобиля или досмотр при помощи больших рентген-установок.

Если речь идет о логистических объектах, то на первое место можно поставить автоматизацию управления въездом/выездом автотранспорта через КПП, затем интеграцию с CRM-и ERP-системами предприятия, мониторинг перемещений транспорта и грузов через КПП. Есть другой класс объектов, который работает с большими потоками автотранспорта, например пункты пропуска на платных магистралях, парковки аэропортов. В этом случае главными задачами является повышение надежности работы автоматических въездных/выездных групп и их быстродействие.

Все объекты, вне зависимости от их типа, перед СКУД ставят одну главную задачу – предотвращение любого рода нарушений. Будь это несанкционированный въезд/выезд автотранспорта, незаконный провоз различных грузов и т.д.

Дополнительные задачи СКУД, связанные с транспортом

Евгений Кин, "дормакаба Россия"
Оптимизация распределения пассажиропотока на входных группах крупных транспортных пассажирских терминалах (хабах) – уменьшает время ожидания и увеличивает пропускную способность этих объектов, в то же самое время снижая возможность (и привлекательность) организации на них терактов.

Олег Тихонов, "АРМО-Системы"
Исходя из опыта реализации различных проектов в данной сфере, я отметил бы следующие задачи, которые ставят заказчики.

1. Контроль группового заезда, когда нужно идентифицировать всех прибывших на каком-либо транспортном средстве. В качестве решения мы предлагаем снабдить сотрудников охраны на КПП мобильными терминалами-считывателями.

2. Управление доступом посетителей. Например, на гостевых парковках необходимо предусмотреть контроль заезда посетителей на автомобилях. В качестве решения можно предложить выдачу разового PIN-кода, доставляемого на телефон гостя с помощью SMS-сообщений, а в будущем, возможно, получат большое распространение мобильные идентификаторы, которые передаются на смартфон пользователя через защищенный канал мобильного Интернета.

Дмитрий Шипелов, "ААМ Системз"
Очень важной задачей на объектах транспорта является интеграция систем регистрации пользователей и регистрации автотранспорта. Такая взаимосвязь, во-первых, позволяет организовать двухфакторный доступ транспорта на объект – одновременная идентификация водителя и идентификация самого автомобиля. В этом случае водитель, садясь в автомобиль, вставляет свою стандартную карту доступа в специальное устройство – бустер. Автомобиль идентифицируется по номеру бустера, а водитель – по номеру карты. Другой вариант – когда на транспорт устанавливается полупассивная или пассивная метка, разрушающаяся при снятии. Во-вторых, можно составить расписание, когда и какой водитель может покидать территорию предприятия на конкретном транспортном средстве. Описанный функционал в первую очередь актуален для крупных транспортных компаний, таких как автобусные парки, логистические компании или дорожно-эксплуатационные предприятия. Данный функционал реализуется обычно с помощью программных алгоритмов.

Дополнительные задачи СКУД, связанные с транспортом

  1. Оптимизация распределения пассажиропотока на входных группах крупных транспортных пассажирских терминалах.
  2. Контроль группового заезда (идентификация всех прибывших на транспортном средстве).
  3. Управление доступом посетителей (например, на гостевых парковках).
  4. Интеграция систем регистрации пользователей и регистрации автотранспорта

Как изменилось оборудование для дистанционной регистрации и управления движением транспорта в СКУД за последние 3 года?

Евгений Кин, "дормакаба Россия"
Говорить о появлении каких-то революционных технологий, которые привели к качественному прорыву в указанных направлениях за последние годы, не приходится. Ведущие игроки данного рынка последовательно улучшают технические и пользовательские характеристики своего товарного предложения. Следует заметить, что транспортная отрасль, в силу существующих в ней рисков, связанных как с экономическими составляющими, так и с обеспечением безопасности человеческих жизней, никогда не была полем для экспериментов, связанных с использованием новых, но не до конца отработанных технологий. Отрасли свойственен здоровый консерватизм.

Олег Тихонов, "АРМО-Системы"
Изменения в данной области произошли в самой технологии: все большую популярность набирает дальняя идентификация в UHF-диапазоне. И здесь можно выделить следующие преимущества: дальность идентификации достигает 10 м, и ее можно настраивать, используются пассивные метки (не нужны элементы питания), а также возможно распознавание множества идентификаторов одновременно. Таким образом, из всех обозначенных сегментов системы наибольшим изменениям подверглись средства идентификации.

Дмитрий Шипелов, "ААМ Системз"
Можно отметить изменения по нескольким направлениям.

1. Активное развитие средств идентификации автотранспорта 865– 868МГц – УВЧ(UHF)-диапазона частот. Появилась широкая гамма считывателей с вполне достойной для транспорта дальностью чтения и возможностью использовать идентификаторы (карты, метки) пассивного типа. Такие решения стали доступны более широкому кругу потребителей, чем решения 2,45 Г Гц вследствие более низкой цены на считыватели и идентификаторы. Кроме того, УВЧ-идентификаторы пассивного типа не имеют источника питания и не ограничены по сроку службы. УВЧ-идентификаторы отличаются широкой гаммой форм-факторов – от стикера на лобовое стекло до привычной карты или вибро- и ударопрочной метки на бампер.

2. Развитие устройств преграждающих управляемых (УПУ). Усовершенствовались привычные всем шлагбаумы. Это касается и применяемых в их корпусах материалов, и функциональных возможностей. Многие производители разработали модульные конструкции, удобные для монтажа и ремонта, в которых применяются современные коррозионно-стойкие сплавы. Заказчику предлагается широкий выбор устройств безопасности, гарантирующий сохранность автомобиля в нештатных ситуациях – от привычных проблесковых ламп и фотоэлементов до датчиков касания, механизмов реверса стрелы и индукционных петель. Блоки управления шлагбаумами также усовершенствовались, появились новые функции, стало возможно управлять шлагбаумами по сети через Web-интерфейс.

Расширилась на отечественном рынке также номенклатура противотуманных устройств.

Примеры использования СКУД для решения задач, связанных с транспортом.

Евгений Кин, "дормакаба Россия"
Портфолио продукции нашей компании для оборудования входных групп на объектах пассажирского транспорта, прежде всего при помощи высокоскоростных сенсорных барьеров, позволяет осуществлять комплексный, глубоко проработанный подход к решению задач обеспечения безопасности пассажиропотока в самых крупных аэропортах по всему миру, в том числе в ключевых воздушных гаванях РФ – Домодедово, Кольцово, Самара и Нижний Новгород. Разработанные с максимальным учетом требований операторов аэропортов турникеты (сенсорные барьеры), оснащенные устройствами чтения посадочных талонов при помощи интегрированных считывателей баркодов или QR-кодов, предназначены для организации ускоренного прохода и выхода пассажиров на посадку. Система датчиков скоростных турникетов HSB-M03 гарантирует безопасный проход одного авторизованного пассажира с автоматически определяемым багажом.


В линейке продукции нашей компании есть предложения не только для терминалов аэропортов. На протяжении вот уже семи лет весь автобусный парк ГУП "Мосгортранс", ежедневно обслуживающий миллионы пассажиров столичных маршрутов, оборудован специальной компактной моделью трехштангового турникета для проверки проездных документов. Ресурс данной модели турникета позволяет по сей день использовать ее с минимальными затратами на сервисное обслуживание.

Олег Тихонов, "АРМО-Системы"
Наша компания реализовывала проекты по созданию СКУД на парковках различного типа, и мы имеем положительный опыт внедрения UHF-идентификации автотранспорта. Например, мы успешно применили эту технологию на парковках в бизнес-центре "Двинцев" (Москва) и в жилом комплексе в Воронеже, реализуемом компанией "Два Капитана". Системы на этих объектах были построены с использованием средств управления и UHF-идентификации марки Smartec и шлагбаумов FAAC и CAME. Мы также прорабатываем проект для одного из московских автопарков по идентификации автобусов с помощью UHF-считывателей и меток.

Дмитрий Шипелов, "ААМ Системз"
"Алые Паруса" – один из самых известных офисно-жилых комплексов в Москве. В 2011 г. он был удостоен премии "Лучший жилой комплекс премиум-класса". Комплекс состоит из семи высотных зданий, насчитывающих от 27 до 48 этажей. На закрытой территории площадью около 15 га, помимо жилых корпусов и бизнес-центров, располагается собственная набережная с яхт-клубом, футбольное поле, аквапарк и многоуровневые подземные паркинги для собственников и арендаторов.

При проектировании системы управления проездом автотранспорта ЖК "Алые Паруса" стояли две одинаково значимые задачи:

  1. ограничение проезда посторонних лиц на территорию жилого комплекса;
  2. предоставление комфортного проезда жильцам и приглашенным посетителям.

При этом требовалось, с одной стороны, обеспечить мощный функционал мониторинга и управления точками проезда, с другой – стабильную работу оборудования в любое время года и при любых погодных условиях. Для решения этих задач была выбрана система управления парковкой на основе программного комплекса LyriX и контроллеров APOLLO, немецких шлагбаумов ELKA, бесконтактных Proximity-считывателей, охранных панелей и IP-видеокамер.

Кто является лидером по использованию специализированного оборудования для регистрации транспорта в СКУД?

Евгений Кин, "дормакаба Россия"
Неоспоримыми лидерами в количественном и качественном использовании специализированного оборудования для регистрации транспорта в СКУД являются объекты метрополитена, РЖД и аэропорты. Думаю, что суммарный объем закупки оборудования СКУД для данных объектов, в основном находящихся под государственным управлением, значительно превышает объемы закупок аналогичного оборудования со стороны негосударственных транспортных структур, например, компаний, работающих в бизнесе транспортных перевозок и компаний – операторов логистических терминалов.

Олег Тихонов, "АРМО-Системы"
Сложно ответить однозначно. И государственные компании, и коммерческие нуждаются в организации контроля доступа автотранспорта на свои территории. Определяющим фактором для применения специальных СКУД я назвал бы наличие у предприятия парковки, автопарка, движения материальных ценностей через КПП, а не форму собственности.

Дмитрий Шипелов, "ААМ Системз"
Я не стал бы проводить четкого деления на государственные и коммерческие объекты. Задачи дистанционной регистрации автотранспорта одинаково необходимы везде. Существуют некоторые частные особенности объектов, с учетом которых осуществляется выбор конкретных технологий и моделей оборудования. Например – при необходимости чтения меток на большой дальности чаще применяются мощные считыватели 2,45 ГГц с активными метками. Если не требуется высокой дальности или секретности – могут использоваться УВЧ-считыватели и метки или ANPR-системы (проезд на основе считывания автомобильных номеров).

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2017
Посещений: 5199

  Автор

Олег Тихонов

Олег Тихонов

Ведущий инженер по системам контроля доступа ООО "АРМО-Системы"

Всего статей:  12

  Автор

Дмитрий Шипелов

Дмитрий Шипелов

Технический директор компании "ААМ Системз"

Всего статей:  10

  Автор

Евгений Кин

Евгений Кин

Директор департамента продаж решений ООО "дормакаба Евразия"

Всего статей:  4

В рубрику "Системы контроля и управления доступом (СКУД)" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций