Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры

Иван Царев, 16/05/19

Ежедневный пассажиропоток аэропортов, вокзалов, портов – это десятки или даже сотни тысяч человек. Создать для них комфортную, а главное безопасную среду – приоритетная задача для любого транспортного хаба. Современные ИТ-решения обеспечивают комплексную защищенность объектов, а это не только быстрое реагирование в случае нештатных ситуаций, но и превентивное обнаружение противоправных действий.
 

Большинство транспортно-пересадочных узлов междугороднего и международного сообщения работают в режиме 24/7. Здесь необходимо обеспечивать не только безопасность людей, но и соблюдение требований транспортной безопасности, пограничного контроля, миграционного режима, причем как непосредственно в зданиях, так и на всей территории, считая контролируемые зоны, взлетно-посадочные полосы аэропортов и перроны вокзалов. Помимо пассажиров, работа служб безопасности связана также с различными видами грузов, в том числе особо опасных и ценных. Именно поэтому на объектах транспортной инфраструктуры особо актуально применение превентивных мер обнаружения нештатных ситуаций.

Без видеоаналитики не обойтись

Главный инструмент для решения описанных задач – система видеонаблюдения. Без нее сегодня не обходится ни одно из многолюдных мест. Распределенная до уровня "Безопасного города", она позволяет фиксировать события даже в условиях низкой освещенности, формировать архив и выполнять интеллектуальный поиск по заданным параметрам. Тренд развития систем видеонаблюдения – внедрение видеоаналитики с использованием нейронных сетей. Среди наиболее востребованных модулей – распознавание лиц, межкамерный трекинг (слежение за движущимся объектом), детектор оставленных предметов, обработка аудиопотоков, выявление нетипичных звуков (разбитое стекло, крики, хлопки, взрывы) и их автоматическое обнаружение. Можно начать с чего-то одного, например с распознавания лиц, а затем добавлять к нему тепловые карты, реагирование на звуки, наращивая тем самым функционал и повышая уровень безопасности объекта. При интеграции с базами данных силовых ведомств и черными списками видеоаналитика дает возможность определять людей, находящихся в розыске. Камеры постоянно следят за лицами в потоке и сравнивают их с базой нарушителей. Если система видит сходства, сигнал поступает в диспетчерскую, автоматически передается на пульт охраны, оперативных служб аэропорта/вокзала или МЧС. Подобный проект с запуском системы интеллектуального видеонаблюдения был реализован нами на ключевых объектах сахалинской транспортной инфраструктуры. Это стало одним из этапов внедрения правительством области АПК "Безопасный город", направленного на повышение безопасности региона. Система помогает предупреждать чрезвычайные ситуации и получать дополнительные материалы для расследования преступлений. Помимо этого, сотрудники специальных служб могут вести картотеку распознанных лиц, искать их во внешних базах изображений или по видеокадру.

ris1

Системы охраны периметра на передовой

Чтобы обеспечить санкционированный доступ на объекты транспортной инфраструктуры, особое внимание уделяется и системам охраны периметра. Нужно заметить, что эффективнее всего они работают в связке с системой видеонаблюдения. Для круглосуточной охраны территории аэропортов, вокзалов или портов и подступов к ним эффектно использовать радиолокационную систему охраны периметра и территории объектов (РЛС). Она способна издалека обнаружить движущиеся цели, измерить их координаты и скорость. Если это человек, то система замечает его на расстоянии до 1600 м, если транспортное средство – до 3000 м. Помимо контроля за периметром объекта, РЛС может использоваться как целеуказатель для поворотных тепловизионных и видеокамер. Отследить и пресечь попытки незаконного проникновения на территорию также позволяет оптоволоконный мониторинг. Специальный кабель выступает в качестве сенсора деформации, температуры и акустики. Он может быть размещен под землей или по периметру ограждающих конструкций охраняемого объекта. Так как это решение удобно для наблюдения за протяженными объектами, его можно применять и для системы мониторинга железных дорог. Своевременное обнаружение деформации полотна и точная локализация места помогут предотвратить возможные аварии. Конечно, выбор наиболее оптимального решения зависит от задач заказчика. Должны учитываться протяженность контролируемой зоны, типы и интенсивность возможных помех, рельеф местности, погодные условия и другие факторы.

Интеллектуальный контроль доступа

Неотъемлемая часть комплексной безопасности для аэропортов и вокзалов – современные системы досмотра. Интроскопы и металлодетекторы стали уже привычными атрибутами при входе в аэропорт или на вокзал. Помимо этого, обязательная часть – портативные устройства сотрудников службы безопасности для обнаружения опасных жидкостей и предметов. Эти решения позволяют создать для пассажиров безопасную зону в залах ожидания. Для досмотра заезжающего на территорию аэропортов и вокзалов транспорта наиболее эффективны рентгеновские арки и встраиваемые в дорожное полотно видеосканеры. Номерной знак автомобиля распознается отдельной камерой, что помогает организовать автоматизированный доступ и сверку номеров проехавших машин с базами данных автомобилей, находящихся в розыске. Как итог – служба безопасности получает информацию об автомобилях на территории, а служба эксплуатации может анализировать динамику загрузки парковок. На объектах транспортной инфраструктуры также есть множество зон и служебных помещений с разными уровнями доступа. Чтобы предотвратить вход посторонних людей, существует целый ряд технологий. Одна из самых надежных – распознавание по биометрическим данным. Оно может быть реализовано в виде терминалов 3D-сканирования лица, отпечатков пальца или венозного рисунка. Такой подход не только исключает возможность подделки идентификатора, защищает от его передачи или потери, но и повышает удобство сотрудников, освобождая их от необходимости постоянно носить пропуск.

От единичных систем к комплексным проектам

Наиболее эффективный вариант обеспечения безопасности на всей территории объекта – интеграция всех систем физической и пожарной безопасности в единый комплекс с выводом информации в ситуационный центр. Это обеспечит наблюдение за объектом в режиме реального времени и максимально быстрое реагирование при возникновении нештатных ситуаций. При выборе систем безопасности важно учитывать возможность их модернизации и масштабирования. Раздражающие факторы (угрозы) постоянно видоизменяются, злоумышленники становятся изощреннее – все это формирует новые вызовы для систем физической безопасности и стимулирует их постоянное развитие. Кроме того, появлению новых решений способствует и совершенствование самих технологий. Например, 10 лет назад использование детекторов на основе нейронных сетей было попросту невозможно из-за отсутствия достаточных вычислительных мощностей. Сейчас же это главная точка роста систем видеоаналитики.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" #2, 2019

Больше статей по безопасности >>>

Темы:ВидеонаблюдениеБиометрияТранспортная безопасность
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...