Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Благотворительность и МЧС России

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Благотворительность и МЧС России

В этой статье рассматривается вопрос, возможна ли добровольная помощь юридических лиц и граждан в совершенствовании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
Виктор Кривошонок
Генерал-майор внутренней службы в отставке,
бывший первый заместитель начальника
Северо-Западного регионального центра МЧС России (по ГПС), к.т.н.

Указами Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. № 691 "Об основных направлениях совершенствования государственного управления" Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий были даны поручения по повышению эффективности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях обеспечения условий для экономического развития секторов экономики и сохранения человеческого потенциала.

3 апреля 2013 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 513-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Реализация названных поручений и исполнение государственной программы, предусматривающей в том числе и создание наукоемких образцов пожарно-спасательной техники и технологий, должны позволить снизить к 2018 г. численность погибших при пожарах с 10,8 до 8,4 тыс. человек, погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях – с 32,2 до 25,8 тыс. человек.

Один из таких образцов специализированного противопожарного оборудования был разработан МЧС России в 2009 г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12.03.2009 г. № Пр-567 и от 13.11.2009 г. № Пр-3021. Созданный комплекс (далее – радиоэлектронная система) представляет собой набор минимальных технических требований к оборудованию любого производителя. Радиоэлектронная система позволяет обеспечить автоматизированный вызов сил подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России на социально значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей. Требования по автоматическому вызову пожарных подразделений закреплены в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", соответствующие изменения в который вступают в силу в июле 2014 г .

Где взять средства на исполнение поручений и госпрограммы?

Из интервью директора департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Дешевых от 14 сентября 2013 г., размещенного на официальном сайте МЧС России, следует, что из 7600 объектов здравоохранения и социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей только 52% оснащены техническими средствами, обеспечивающими автоматическую передачу сигнала о возгорании на пульт службы спасения – 112 или пожарной охраны.

Передаваемые благотворителями в подразделения ФПС МЧС России радиоэлектронные системы могут быть любого производителя

Каков процент оснащения иных зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 – пока остается загадкой.

По средним оценкам, на конец 2013 г. на территории Российской Федерации оснащены радиоэлектронной системой, разработанной МЧС России, не более 20% пожарных частей, имеющих в своем составе круглосуточные дежурно-диспетчерские службы. При этом финансирование Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1481, на 2013 год не было предусмотрено. Для обеспечения 100%-ного оснащения подразделений ФПС МЧС России радиоэлектронной системой к моменту вступления в силу изменений в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" потребуется единовременное выделение из федерального бюджета огромных средств.

То есть вопрос, который уже сейчас задают многие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о наличии у подразделений ФПС МЧС России технической возможности принимать в автоматическом режиме тревожные сигналы о пожарах с социально значимых объектов, скоро приобретет особую остроту. Есть ли выходы из создавшейся ситуации?

Одно из решений проблемы финансирования – благотворительность

Наиболее вероятным способом выхода из создавшейся ситуации является использование механизма благотворительной деятельности, правовое регулирование которой установлено Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее – Закон о благотворительности).

Согласно комментариям к Закону о благотворительности, подготовленным О.С. Кулаковой и Н.А. Новиковой и размещенным в правовой системе "Консультант-Плюс":

  • процесс регулирования деятельности в области благотворительной деятельности будет представлять собой налаживание, упорядочивание, направление и развитие процессов, отношений, возникающих в связи с распространением и развитием благотворительной деятельности в Российской Федерации;
  • благотворительность и благотворительная деятельность не могут в полной мере стать предметом правового регулирования. Это связано в первую очередь с тем, что данная деятельность во многом лежит в сфере нравственности и этики, которые не могут являться предметом правового регулирования;
  • неотъемлемыми этическими ценностями благотворительной деятельности являются принципы гуманизма, справедливости, милосердия и бескорыстия;
  • под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статьей 2 Закона о благотворительности предусмотрено, что благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

Реализация данных целей благотворительной деятельности однозначно может помочь достигнуть показателей по снижению гибели и травмированию людей при пожарах и чрезвычайных ситуациях, установленных вышеназванными поручениями Президента Российской Федерации и государственной программой.

При этом Закон о благотворительности не запрещает оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям, коими являются и подразделения федеральной противопожарной службы, со стороны коммерческих и некоммерческих организаций на безвозмездном начале.

Благотворительная деятельность этих организаций должна обладать признаком добровольности, осуществляться без какого-либо принуждения и представлять собой одну из форм реализации права собственника по распоряжению принадлежащими ему материальными благами и ресурсами.

Согласно Закону о благотворительности, поощрение такой деятельности входит в социальную политику государства.

Механизм реализации

В соответствии с Законом о благотворительности под безвозмездностью понимается передача имущества одним лицам со стороны других лиц без оплаты, в том числе без перехода права собственности от благотворителя благополучателю.

В этом случае радиоэлектронная система передается подразделениям ФПС МЧС России по договорам, заключаемым в строгом соответствии с ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, целевым назначением, а именно для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах, происшедших на объектах защиты.

Очень важно отметить, что передаваемые благотворителями в подразделения ФПС МЧС России радиоэлектронные системы могут быть любого производителя.


Единственное ограничение – соответствие передаваемого оборудования требованиям, изложенным в разделе 9 "Системы передачи извещений о пожаре" ГОСТ 53325 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний", и техническим характеристикам, указанными в приложении № 1 к приказу МЧС России № 743 от 28.12.2009 г. "О принятии на снабжение программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных 0 параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях".

Радиоэлектронные системы, полученные подразделениями ФПС МЧС России в качестве бескорыстного (безвозмездного) целевого поступления, в соответствии с налоговым законодательством не включаются в налоговую базу по НДС и не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Эксплуатация радиоэлектронных систем

Договоры о благотворительности должны предусматривать, что техническое обслуживание переданных в рамках Закона о благотворительности радиоэлектронных систем производится благотворителями или определенными ими организациями за счет благотворителя. Эти договоры не должны содержать положений о наделении благотворителя или выбранной им организации эксклюзивным правом:

  • на монтаж на объектах защиты объектовых станций, передающих сигнал о пожаре в подразделение ФПС МЧС России в автоматическом режиме;
  • на передачу в пользование благотворителю выделенного Министерством обороны РФ для МЧС России радиочастотного сектора, предназначенного для обеспечения функционирования радиоэлектронной системы;
  • на принятие решения о подключении или неподключении объектов защиты на радиоэлектронную систему, установленную в подразделении ФПС МЧС России за счет благотворителя.

Данные жесткие ограничения обусловлены следующим:

1. Выделенные МЧС России радиочастоты должны использоваться подразделениями ФПС МЧС России в строгом соответствии с разрешениями штабов военных округов, то есть для передачи извещений о пожаре от объекта защиты в дежурно-диспетчерские службы подразделений ФПС МЧС России в автоматическом режиме на безвозмездной основе.

2. Монтировать и обслуживать технические средства, предназначенные для вывода тревожных сигналов на радиоэлектронную систему, установленную в подразделениях ФПС МЧС России, имеют право любые организации, имеющие лицензию МЧС России. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или непосредственно объектов защиты должны выбирать такие организации в строгом соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в последующем – Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В соответствии с законом, победителем конкурса должен признаваться участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта, в том числе и минимальную цену, определенную государственным заказчиком, муниципальным заказчиком и иным заказчиком. При этом организации, осуществляющие техническое обслуживание радиоэлектронных систем, переданных в подразделения ФПС МЧС России по договорам о благотворительности, могут принимать участие в торгах наравне с другими организациями, не имея перед ними никаких преференций.

3. Принятие решений о подключении (отключении) смонтированных на объектах защиты технических средств к радиоэлектронной системе, установленной в подразделении ФПС МЧС России по договору о благотворительности, находится в прямой компетенции полномочного должностного лица подразделения ФПС МЧС России, на имя которого должен обратиться руководитель объекта защиты с просьбой провести подключение (отключение).

Подключение (отключение) производится организацией, осуществляющей техническое обслуживание радиоэлектронной системы, переданной подразделению ФПС МЧС России по договору о благотворительности, по соответствующему распоряжению должностного лица подразделения ФПС МЧС России на безвозмездной для объекта защиты основе.

Допустимо ли расторжение договора о благотворительности

Благотворитель, передавая в подразделение ФПС МЧС России радиоэлектронную систему, и руководитель подразделения ФПС МЧС России, принимая данную систему, должны четко осознавать всю свою ответственность перед третьими лицами за совместно принятое решение. В первую очередь это относится к социальным объектам, которые, исполняя требования ФЗ № 123, будут подключаться к данной электронной системе, используя для этого бюджетные деньги на закупку, монтаж и последующее техническое обслуживание технических средств, предназначенных для передачи сигнала о пожаре с объекта защиты в подразделение ФПС МЧС России.

Если у благотворителя и руководителя подразделения ФПС МЧС России есть хоть какие-то сомнения, что радиоэлектронная система передается и принимается на весь срок ее эксплуатации, или если благотворитель надеется использовать данную систему для получения прибыли, то лучше решение о заключении договора о благотворительности не принимать, чтобы потом не было мучительно стыдно.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2013
Посещений: 7571

  Автор

Виктор Кривошонок

Виктор Кривошонок

Генерал-майор внутренней службы в отставке, бывший первый заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России (по ГПС), к.т.н.

Всего статей:  6

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций