В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Указами Президента Российской Федерации Владимира Путина от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. № 691 "Об основных направлениях совершенствования государственного управления" Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий были даны поручения по повышению эффективности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях обеспечения условий для экономического развития секторов экономики и сохранения человеческого потенциала.
3 апреля 2013 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 513-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Реализация названных поручений и исполнение государственной программы, предусматривающей в том числе и создание наукоемких образцов пожарно-спасательной техники и технологий, должны позволить снизить к 2018 г. численность погибших при пожарах с 10,8 до 8,4 тыс. человек, погибших и травмированных при чрезвычайных ситуациях – с 32,2 до 25,8 тыс. человек.
Один из таких образцов специализированного противопожарного оборудования был разработан МЧС России в 2009 г. во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 12.03.2009 г. № Пр-567 и от 13.11.2009 г. № Пр-3021. Созданный комплекс (далее – радиоэлектронная система) представляет собой набор минимальных технических требований к оборудованию любого производителя. Радиоэлектронная система позволяет обеспечить автоматизированный вызов сил подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России на социально значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей. Требования по автоматическому вызову пожарных подразделений закреплены в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", соответствующие изменения в который вступают в силу в июле 2014 г .
Из интервью директора департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Дешевых от 14 сентября 2013 г., размещенного на официальном сайте МЧС России, следует, что из 7600 объектов здравоохранения и социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей только 52% оснащены техническими средствами, обеспечивающими автоматическую передачу сигнала о возгорании на пульт службы спасения – 112 или пожарной охраны.
Каков процент оснащения иных зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 – пока остается загадкой.
По средним оценкам, на конец 2013 г. на территории Российской Федерации оснащены радиоэлектронной системой, разработанной МЧС России, не более 20% пожарных частей, имеющих в своем составе круглосуточные дежурно-диспетчерские службы. При этом финансирование Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1481, на 2013 год не было предусмотрено. Для обеспечения 100%-ного оснащения подразделений ФПС МЧС России радиоэлектронной системой к моменту вступления в силу изменений в "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" потребуется единовременное выделение из федерального бюджета огромных средств.
То есть вопрос, который уже сейчас задают многие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о наличии у подразделений ФПС МЧС России технической возможности принимать в автоматическом режиме тревожные сигналы о пожарах с социально значимых объектов, скоро приобретет особую остроту. Есть ли выходы из создавшейся ситуации?
Наиболее вероятным способом выхода из создавшейся ситуации является использование механизма благотворительной деятельности, правовое регулирование которой установлено Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее – Закон о благотворительности).
Согласно комментариям к Закону о благотворительности, подготовленным О.С. Кулаковой и Н.А. Новиковой и размещенным в правовой системе "Консультант-Плюс":
Статьей 2 Закона о благотворительности предусмотрено, что благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.
Реализация данных целей благотворительной деятельности однозначно может помочь достигнуть показателей по снижению гибели и травмированию людей при пожарах и чрезвычайных ситуациях, установленных вышеназванными поручениями Президента Российской Федерации и государственной программой.
При этом Закон о благотворительности не запрещает оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям, коими являются и подразделения федеральной противопожарной службы, со стороны коммерческих и некоммерческих организаций на безвозмездном начале.
Благотворительная деятельность этих организаций должна обладать признаком добровольности, осуществляться без какого-либо принуждения и представлять собой одну из форм реализации права собственника по распоряжению принадлежащими ему материальными благами и ресурсами.
Согласно Закону о благотворительности, поощрение такой деятельности входит в социальную политику государства.
В соответствии с Законом о благотворительности под безвозмездностью понимается передача имущества одним лицам со стороны других лиц без оплаты, в том числе без перехода права собственности от благотворителя благополучателю.
В этом случае радиоэлектронная система передается подразделениям ФПС МЧС России по договорам, заключаемым в строгом соответствии с ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, целевым назначением, а именно для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах, происшедших на объектах защиты.
Очень важно отметить, что передаваемые благотворителями в подразделения ФПС МЧС России радиоэлектронные системы могут быть любого производителя.
Единственное ограничение – соответствие передаваемого оборудования требованиям, изложенным в разделе 9 "Системы передачи извещений о пожаре" ГОСТ 53325 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний", и техническим характеристикам, указанными в приложении № 1 к приказу МЧС России № 743 от 28.12.2009 г. "О принятии на снабжение программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных 0 параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях".
Радиоэлектронные системы, полученные подразделениями ФПС МЧС России в качестве бескорыстного (безвозмездного) целевого поступления, в соответствии с налоговым законодательством не включаются в налоговую базу по НДС и не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Договоры о благотворительности должны предусматривать, что техническое обслуживание переданных в рамках Закона о благотворительности радиоэлектронных систем производится благотворителями или определенными ими организациями за счет благотворителя. Эти договоры не должны содержать положений о наделении благотворителя или выбранной им организации эксклюзивным правом:
Данные жесткие ограничения обусловлены следующим:
1. Выделенные МЧС России радиочастоты должны использоваться подразделениями ФПС МЧС России в строгом соответствии с разрешениями штабов военных округов, то есть для передачи извещений о пожаре от объекта защиты в дежурно-диспетчерские службы подразделений ФПС МЧС России в автоматическом режиме на безвозмездной основе.
2. Монтировать и обслуживать технические средства, предназначенные для вывода тревожных сигналов на радиоэлектронную систему, установленную в подразделениях ФПС МЧС России, имеют право любые организации, имеющие лицензию МЧС России. Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или непосредственно объектов защиты должны выбирать такие организации в строгом соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в последующем – Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В соответствии с законом, победителем конкурса должен признаваться участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта, в том числе и минимальную цену, определенную государственным заказчиком, муниципальным заказчиком и иным заказчиком. При этом организации, осуществляющие техническое обслуживание радиоэлектронных систем, переданных в подразделения ФПС МЧС России по договорам о благотворительности, могут принимать участие в торгах наравне с другими организациями, не имея перед ними никаких преференций.
3. Принятие решений о подключении (отключении) смонтированных на объектах защиты технических средств к радиоэлектронной системе, установленной в подразделении ФПС МЧС России по договору о благотворительности, находится в прямой компетенции полномочного должностного лица подразделения ФПС МЧС России, на имя которого должен обратиться руководитель объекта защиты с просьбой провести подключение (отключение).
Подключение (отключение) производится организацией, осуществляющей техническое обслуживание радиоэлектронной системы, переданной подразделению ФПС МЧС России по договору о благотворительности, по соответствующему распоряжению должностного лица подразделения ФПС МЧС России на безвозмездной для объекта защиты основе.
Благотворитель, передавая в подразделение ФПС МЧС России радиоэлектронную систему, и руководитель подразделения ФПС МЧС России, принимая данную систему, должны четко осознавать всю свою ответственность перед третьими лицами за совместно принятое решение. В первую очередь это относится к социальным объектам, которые, исполняя требования ФЗ № 123, будут подключаться к данной электронной системе, используя для этого бюджетные деньги на закупку, монтаж и последующее техническое обслуживание технических средств, предназначенных для передачи сигнала о пожаре с объекта защиты в подразделение ФПС МЧС России.
Если у благотворителя и руководителя подразделения ФПС МЧС России есть хоть какие-то сомнения, что радиоэлектронная система передается и принимается на весь срок ее эксплуатации, или если благотворитель надеется использовать данную систему для получения прибыли, то лучше решение о заключении договора о благотворительности не принимать, чтобы потом не было мучительно стыдно.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #6, 2013
Посещений: 7571
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций