Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и перспективы

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Техническое регулирование и эксплуатация средств пожарной автоматики и охраны объектов: реалии и перспективы

Привилегия быть защищенным от риска нанесения ущерба личности и собственности сегодня абсолютно доступна массовому российскому потребителю. Создание системы безопасности означает прежде всего обоснование и реализацию определенных тактико-технических характеристик системы, предпосылок и условий для ее устойчивого функционирования, гарантию эффективного противодействия системы реальным и потенциальным угрозам различной природы

В настоящее время количество гражданских объектов всех видов и форм собственности, оборудованных техническими средствами пожарной автоматики и охраны, превышает 2 млн ед., что привело к созданию специфической отрасли, производящей услуги по обеспечению безопасности объектов, в которой занято более 700 тыс. человек. По объективно сложившимся условиям в данной сфере на отечественном рынке такие услуги фактически утратили свои, казалось бы, непоколебимые исключительность и "непрозрачность". Законы рынка заставляют заметно потесниться недавних монополистов. Длительное время соперничество здесь ограничивалось только рамками предлагаемых быстро обновляющихся технологий, практически без вложения финансовых, интеллектуальных и материальных средств в создание нового нормативно-методического обеспечения сервисных работ или, в крайнем случае, в незначительное "косметическое" улучшение ранее разработанных документов.

Экспозиции последних лет на специализированных выставках наглядно показывают, что так называемая "технологическая гонка" в обеспечении безопасности объектов значительно идет наубыль, а ее место уверенно занимает соревнование в решении насущных проблем обеспечения качества в эксплуатации техники.

Российская нормативно-техническая база (НТБ)

Законы однозначно трактуют обеспечение безопасности и защиту общества от угроз различной природы как одну из важнейших функций государства в обеспечении национальной безопасности. Современная отечественная НТБ, используемая в решении вопросов безопасности в целом, начала формироваться примерно с 1904 г. (с образования старейшей и авторитетнейшей Международной электротехнической комиссии, известной техническим специалистам больше под аббревиатурой МЭК). То есть создавалась практически весь ХХ век. Сегодня российская НТБ включает в себя десятки тысяч государственных стандартов, общегосударственных строительных и санитарных норм, сотни тысяч ведомственных нормативно-технических документов различного профиля и уровня, технических условий на различную продукцию. Все документы НТБ по безопасности создавались по выверенной практикой технической идеологии, они взаимосвязаны и взаимоувязаны, изложены общепринятым в мире техническим языком. 27.12.2002 27.12.2002 г. Государственной думой принят и с 01.07.2002 01.07.2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании" (ТР), принципиально изменивший ситуацию в области государственного и ведомственного технического нормотворчества. Согласно новому Закону о ТР исполнение государственных стандартов становится не обязательным, а добровольным. Вместо них вводятся новые документы высшего ранга - "Технические регламенты", которым присвоен статус технических законов со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила оформления, порядок разработки, процедуры принятия и т.д.).

Необходимые технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о ТР. Обязательные требования действующих нормативных документов, соответствующие целям по безопасности, в соответствии с Законом, будут при отсутствии регламентов действовать в течение семи лет, а затем утратят (!) силу. Специалисты подсчитали, что будет необходимо разработать около 500 технических регламентов (при стоимости разработки каждого порядка 1, 0-1,3 млн руб). Вновь введенный Закон о ТР на первых порах, естественно, вызвал острую дискуссию, породил много острых, но порой риторических или же откровенно недоуменных вопросов технических специалистов различных отраслей, слушателей Учебно-методических центров предлицензионной подготовки. В отдельных публикациях звучали однозначно отрицательные оценки авторитетных оппонентов. В кулуарных обменах мнениями проявлялись растерянность, ирония, сарказм. Тем более, что как бы вне формата Закона о ТР остались, например, такие важные технические документы, как СНиПы, СанПиНы, ПУЭ, различные ведомственные нормы, пронизанные многочисленными связями, взаимными ссылками. Ситуацию значительно прояснила и разрядила проведенная в октябре Госстандартом России научно-практическая конференция. В частности были даны следующие разъяснения:

  1. Закон о ТР - начальный шаг в переходе от административного управления нормотворчеством к рыночному, когда нормативы больше не навязываются сверху.
  2. Введением Закона о ТР создана предпосылка образования принципиально новой системы формирования нормативно-технической базы через переосмысление старой (но не через ее тотальное разрушение). Здесь просматривается чисто прагматический интерес, так как времени на раскачку нет. К 2010 г. реформирование должно приобрести необратимый характер, в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.
  3. Сегодня на государственном уровне признано, что качество выпускаемой продукции и предоставляемых слуг, качество управления производственными процессами - это серьезная национальная проблема, от решения которой зависят:
    • конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;
    • место России в мировом сообществе;
    • роль России в мировом разделении труда;
    • национальная безопасность государства.

  4. Необходимость разработки технических регламентов должна инициироваться самими потенциальными потребителями, и государственному регулированию подлежат исключительно вопросы обеспечения безопасности людей и ущерба третьим лицам. За ущерб и безопасность своего имущества отвечает сам собственник.
  5. Главный механизм реформы НТБ - законодательное регулирование нормотворчества.
  6. Закон о ТР призван исключить избыточное и ограничить ведомственное нормотворчество в вопросах обеспечения качества, поэтому он реализует следующие принципы:
    • o отвечать за качество, а не за удостоверяющий его документ;
    • отвечать за качество не только штрафами, но и отзывами потребителей, рыночной репутацией производителей продукции и услуг;
    • обеспечить производителю и потребителю понятность причин возникновения и механизма выполнения требований к качеству выпускаемых на рынок продукции и услуг;
    • сделать разработку НТД максимально открытой для обсуждения;
    • дать производителю возможность выбора схем соответствия выпускаемой на рынок продукции и услуг требованиям по качеству;
    • регламентировать не саму продукцию, а условия ее производства и применения.

  7. Ключевыми элементами ТР являются
    • стандартизация (с условием презумпции приоритетности национальных стандартов международным стандартам);
    • подтверждение соответствия качества продукции и услуг;
    • аккредитация органов разработки, контроля и принятия НТД;
    • обеспечение Госнадзора за качеством продукции и услуг.

  8. Соблюдается баланс интересов: Государства в лице институтов Госнадзора, производителя, потребителя, всего общества в целом. При сохранении ответственности государства перед обществом за качество продукции и услуг в виде Госконтроля через свой национальный контролирующий орган - Госстандарт. В перспективе допустим и возможен переход отдельных государственных контролирующих функций ко внебюджетным организациям.
  9. Новая система НТД согласно Закону о ТР становится двухступенчатойи структурно состоит из:

    • совокупности технических регламентов (основных и специальных);
    • совокупности государственных (в дальнейшем - национальных) стандартов, а также - по принадлежности - отраслевых стандартов (но последние будут должны либо найти новых "хозяев" и переведены в разряд корпоративных документов, либо "умереть") и иных корпоративных документов (союзов, ассоциаций, обществ, объединений, предприятий, фирм). В новых стандартах предполагается нормировать лишь потребительские свойства продукции и услуг, но не технологии, конструкцию, дизайн.

  10. Задача реформирования системы НТД тяжела и дорогостояща, поэтому в одиночку она не решаема. Нужна консолидация усилий, в т.ч. интеллектуальных и финансовых, заинтересованных субъектов хозяйствования и разработчиков.
  11. Обязательными для исполнения Закон делают только Технические регламенты в строго регламентированных областях деятельности.

    Исполнение любых стандартов по Закону становится добровольным, но стандартам и иным нормативным документам, построенным на основестандартов, отводится роль доказательно-ссылочной базы соответствия выпускаемой продукции и услуг требованиям технического законодательства в виде Технического регламента.

    От соблюдения стандартов, хотя бы и добровольных по новому статусу, отмахнуться все равно будет нельзя, так как теперь это доказательно-ссылочная база исполнения технического законодательства со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь - для доказательства качества продукции и услуг их последующего декларирования, лицензирования или сертификации.

  12. Одну из ведущих ролей в части подготовки отраслевых технических специалистов - нормативщиков, "качественников" (в том числе по безопасности) может и должна сыграть ныне действующая в стране комплексная система обучения по программам предлицензионной подготовки, осуществляемой аккредитованными учебно-методическими центрами, но при условии подготовки соответствующих технологическому профилю обучающихся учебных программ. Для исполнения Закона о ТР Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на создание условий для дальнейшего функционирования отечественной НТБ, для подтверждения соответствия продукции и услуг.

    В первую очередь следует назвать следующие постановления: № 316 от 02.06.03 и № 440 от 17.07.03, в которых на Госстандарт России возложены функции национального органа по ТР; № 458 от 31.07.03, № 594 от 25.09.03 и № 677 от 10.11.03 об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов; № 673 от 05.11.03 об опубликовании и оплате за опубликование документов по разработке ТР; № 696 от 19.11.03 о знаке обращения на рынке и ряд других. В свою очередь Госстандарт России подготовил и направил в Правительство РФ на утверждение проект Программы разработки технических регламентов на 2004-2010 гг., которая содержит 7 общих и более 20 специальных технических регламентов. В частности, в проект Программы включена разработка регламентов на технические средства обеспечения безопасности объектов. Также Госстандарт издал приказы о мероприятиях по реализации Закона о ТР, подчеркнув первоочередное значение исполнения требований к продукции и услугам для защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. В настоящее время уже 37 стран из ближайшего окружения России и ее бизнес-партнеры начали работать по предлагаемой 2-уровневой схеме построения национальной системы НТД. Так, во Франции действует стандарт FD XOO-003 "Нормативная ссылка в регламенте. Типы ссылок и перечень обязательных для применения стандартов".

Национальный институт стандартов США (NIST) постоянно идентифицирует национальные стандарты, на которые допустимы ссылки в федеральных регламентах. Ссылки могут быть:

  • жесткими - с обязательным указанием ссылочного номера и даты принятия нормы из стандарта;
  • плавающими - без указания даты;
  • общими - по некоторому перечню стандартов или по какому-то стандарту в целом;
  • частичными - с указанием конкретных пунктов обязательного для применения стандарта.

Таким образом ссылка на стандарты представляет собой единственный реально возможный выход из ситуации, когда объективно возникает необходимость внесения многократных изменений в законодательные акты, каковыми по статусу являются Технические регламенты, а это, как известно, долговременная и дорогостоящая процедура.

Эксперт, к.т.н., академик ВАН КБ
А.А. Антоненко

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2004
Посещений: 9322

  Автор

Антоненко А. А.

Антоненко А. А.

Канд. техн.наук, академик ВАН КБ

Всего статей:  3

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций