В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Привилегия быть защищенным от риска нанесения ущерба личности и собственности сегодня абсолютно доступна массовому российскому потребителю. Создание системы безопасности означает прежде всего обоснование и реализацию определенных тактико-технических характеристик системы, предпосылок и условий для ее устойчивого функционирования, гарантию эффективного противодействия системы реальным и потенциальным угрозам различной природы
В настоящее время количество гражданских объектов всех видов и форм собственности, оборудованных техническими средствами пожарной автоматики и охраны, превышает 2 млн ед., что привело к созданию специфической отрасли, производящей услуги по обеспечению безопасности объектов, в которой занято более 700 тыс. человек. По объективно сложившимся условиям в данной сфере на отечественном рынке такие услуги фактически утратили свои, казалось бы, непоколебимые исключительность и "непрозрачность". Законы рынка заставляют заметно потесниться недавних монополистов. Длительное время соперничество здесь ограничивалось только рамками предлагаемых быстро обновляющихся технологий, практически без вложения финансовых, интеллектуальных и материальных средств в создание нового нормативно-методического обеспечения сервисных работ или, в крайнем случае, в незначительное "косметическое" улучшение ранее разработанных документов.
Экспозиции последних лет на специализированных выставках наглядно показывают, что так называемая "технологическая гонка" в обеспечении безопасности объектов значительно идет наубыль, а ее место уверенно занимает соревнование в решении насущных проблем обеспечения качества в эксплуатации техники.
Российская нормативно-техническая база (НТБ)
Законы однозначно трактуют обеспечение безопасности и защиту общества от угроз различной природы как одну из важнейших функций государства в обеспечении национальной безопасности. Современная отечественная НТБ, используемая в решении вопросов безопасности в целом, начала формироваться примерно с 1904 г. (с образования старейшей и авторитетнейшей Международной электротехнической комиссии, известной техническим специалистам больше под аббревиатурой МЭК). То есть создавалась практически весь ХХ век. Сегодня российская НТБ включает в себя десятки тысяч государственных стандартов, общегосударственных строительных и санитарных норм, сотни тысяч ведомственных нормативно-технических документов различного профиля и уровня, технических условий на различную продукцию. Все документы НТБ по безопасности создавались по выверенной практикой технической идеологии, они взаимосвязаны и взаимоувязаны, изложены общепринятым в мире техническим языком. 27.12.2002 27.12.2002 г. Государственной думой принят и с 01.07.2002 01.07.2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании" (ТР), принципиально изменивший ситуацию в области государственного и ведомственного технического нормотворчества. Согласно новому Закону о ТР исполнение государственных стандартов становится не обязательным, а добровольным. Вместо них вводятся новые документы высшего ранга - "Технические регламенты", которым присвоен статус технических законов со всеми вытекающими отсюда последствиями (правила оформления, порядок разработки, процедуры принятия и т.д.).
Необходимые технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о ТР. Обязательные требования действующих нормативных документов, соответствующие целям по безопасности, в соответствии с Законом, будут при отсутствии регламентов действовать в течение семи лет, а затем утратят (!) силу. Специалисты подсчитали, что будет необходимо разработать около 500 технических регламентов (при стоимости разработки каждого порядка 1, 0-1,3 млн руб). Вновь введенный Закон о ТР на первых порах, естественно, вызвал острую дискуссию, породил много острых, но порой риторических или же откровенно недоуменных вопросов технических специалистов различных отраслей, слушателей Учебно-методических центров предлицензионной подготовки. В отдельных публикациях звучали однозначно отрицательные оценки авторитетных оппонентов. В кулуарных обменах мнениями проявлялись растерянность, ирония, сарказм. Тем более, что как бы вне формата Закона о ТР остались, например, такие важные технические документы, как СНиПы, СанПиНы, ПУЭ, различные ведомственные нормы, пронизанные многочисленными связями, взаимными ссылками. Ситуацию значительно прояснила и разрядила проведенная в октябре Госстандартом России научно-практическая конференция. В частности были даны следующие разъяснения:
Исполнение любых стандартов по Закону становится добровольным, но стандартам и иным нормативным документам, построенным на основестандартов, отводится роль доказательно-ссылочной базы соответствия выпускаемой продукции и услуг требованиям технического законодательства в виде Технического регламента.
От соблюдения стандартов, хотя бы и добровольных по новому статусу, отмахнуться все равно будет нельзя, так как теперь это доказательно-ссылочная база исполнения технического законодательства со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь - для доказательства качества продукции и услуг их последующего декларирования, лицензирования или сертификации.
В первую очередь следует назвать следующие постановления: № 316 от 02.06.03 и № 440 от 17.07.03, в которых на Госстандарт России возложены функции национального органа по ТР; № 458 от 31.07.03, № 594 от 25.09.03 и № 677 от 10.11.03 об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов; № 673 от 05.11.03 об опубликовании и оплате за опубликование документов по разработке ТР; № 696 от 19.11.03 о знаке обращения на рынке и ряд других. В свою очередь Госстандарт России подготовил и направил в Правительство РФ на утверждение проект Программы разработки технических регламентов на 2004-2010 гг., которая содержит 7 общих и более 20 специальных технических регламентов. В частности, в проект Программы включена разработка регламентов на технические средства обеспечения безопасности объектов. Также Госстандарт издал приказы о мероприятиях по реализации Закона о ТР, подчеркнув первоочередное значение исполнения требований к продукции и услугам для защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества. В настоящее время уже 37 стран из ближайшего окружения России и ее бизнес-партнеры начали работать по предлагаемой 2-уровневой схеме построения национальной системы НТД. Так, во Франции действует стандарт FD XOO-003 "Нормативная ссылка в регламенте. Типы ссылок и перечень обязательных для применения стандартов".
Национальный институт стандартов США (NIST) постоянно идентифицирует национальные стандарты, на которые допустимы ссылки в федеральных регламентах. Ссылки могут быть:
Таким образом ссылка на стандарты представляет собой единственный реально возможный выход из ситуации, когда объективно возникает необходимость внесения многократных изменений в законодательные акты, каковыми по статусу являются Технические регламенты, а это, как известно, долговременная и дорогостоящая процедура.
Эксперт, к.т.н., академик ВАН КБ
А.А. Антоненко
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #3, 2004
Посещений: 9322
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций