В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Основная задача оператора – воспринимать ситуацию и реагировать на ее изменения. Начнем с восприятия. Согласно теории восприятия органов чувств, за равное количество времени передается через слух – 1000 ед. информации, осязание – 10 000, зрение – 100 000. Таким образом, большую часть информации из окружающего мира человек получает с помощью зрения. Процесс восприятия чрезвычайно сложен, потому что мозг не ограничивается простым созерцанием, а активно моделирует окружающие объекты и процессы, пытаясь предсказать дальнейшее поведение системы и вести себя соответственно.
Зрительный аппарат человека воспринимает образы по следующей схеме: от неизвестного конкретного к известному абстрактному, а затем к известному конкретному. В конечном итоге результат всегда может быть описан словами: в данном случае это может быть речевое сообщение, вызов соответствующих служб или доклад. Иногда это выражается в совершении определенных действий: нажатия тревожной кнопки, отключения или включения каких-нибудь механизмов или систем (рис. 1).
Распознавание – это активное формирование целостного образа объекта во всей совокупности его свойств и признаков и отнесения к определенному узкому классу (люди, животные, автомобили и т.д.), процесс восстановления структуры и формы рассеивающего свет предмета по результату этого рассеивания. Такого рода задачи относятся к классу "некорректно поставленных" – для их решения требуется привлечение априорной информации о характере объекта, рассеивающего излучение. Видит оператор в основном изображение на мониторах, и причины возникающих неудобств могут быть следующими:
Ряд рекомендаций по их устранению:
"Умная" расстановка видеооборудования
При проектировании рабочего места мониторы располагают на некотором расстоянии от глаз оператора, чтобы он мог незначительно менять позу и не утомляться, проводя как поиск объекта на экране, так и его опознавание (рис. 2).
Приведу конкретный пример: при наблюдении одновременно на нескольких экранах вероятность решения зрительной задачи (как вероятность сложного события) равна произведению вероятностей событий, его составляющих. Если для одного экрана вероятность 0,4, то для четырех – 0,44=0,0256, то есть меньше 3%. Установка на рабочем месте мониторов с многооконными изображениями (на которых представлены изображения от всех камер) приводит к полной невозможности выделить существенные события из этого потока видеоинформации. Следовательно, для событий, требующих реакции, необходимо применять отдельные мониторы и автоматические алгоритмы в сочетании с сигналами привлечения внимания, потому что даже самый подготовленный и сосредоточенный человек не в состоянии удерживать уровень повышенного внимания более 7–10 мин. Помимо этого нужно учитывать, что в процессе эволюции зрительного аппарата человека степень тревожности окружающей обстановки стала им восприниматься в зависимости от вектора и скорости движения видимых объектов, и наиболее опасным кажется движение сверху вниз.
В силу этого "тревожные" мониторы рекомендуется ставить в верхнем ряду посередине (рис. 3): появление изображения на них уже будет восприниматься как сигнал опасности.
Как быть, если событий несколько? Ведь обработка одновременных тревог – одна из сложнейших задач! В таких случаях применяются различные алгоритмы, среди которых следует обратить внимание на "гашение и последовательность" в сочетании с системой расстановки приоритета для потенциальных тревожных событий. При этом органы управления должны быть расположены так, чтобы нажатие кнопок или управление ручкой джойстика не отвлекали оператора от наблюдения.
Правильная расстановка оборудования и распределение задач в сочетании с оптимальными алгоритмами автоматики сокращают число одновременно используемых мониторов, позволяя привлечь внимание оператора к наиболее важной видеоинформации.
Зрение – самый главный канал получения информации об окружающем мире, но не стоит забывать о слухе и связанной с ним речью как основном способе общения.
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Звуковые волны в диапазоне от 300 до 4000 Гц содержат около 90% спектра человеческого голоса, этого достаточно для передачи речевого сигнала. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций (слов и выражений) и их понимание. А эмоциональная окраска и иносказательный смысл передаются с помощью других, неязыковых параметров:
У каждого человека, помимо уникальности голосового спектра, есть своя индивидуальная манера речи. Перечисленные четыре пункта укладываются в оставшиеся 10% спектра – формантные составляющие, расположенные в диапазоне от 2 до 7 кГц. По ним мы распознаем голос собеседника. Для комфортного и оперативного общения желательно применять оборудование, электроакустические характеристики которого превосходят традиционный телефонный стандарт с шириной полосы воспроизведения в 3,5 кГц.
Защита от шума
Самый отвлекающий фактор в восприятии речи – посторонний шум. Для достижения показателя разборчивости не менее 85% необходимо, чтобы отношение речевой сигнал/шум было не менее 20 дБ. В идеале нужно стремиться обеспечить полное отсутствие посторонних мешающих звуков в помещении операторской, хотя на практике это невозможно. Однако есть и другие способы справиться с проблемой. Прежде всего, пульт оператора или диспетчера должен иметь направленный микрофон, позволяющий отсекать посторонние шумы, а для электронной начинки пульта желательно применять первичную обработку сигнала. Это актуально для диспетчерских пультов систем селекторной и громкой связи, поскольку пульты систем для оповещения не всегда имеют возможность мониторить окружающую шумовую картину. На производстве же часто размещают устройства подачи речевых объявлений непосредственно на производственном участке или в комнате управления, в которой, помимо диспетчера, может находиться и другой персонал. В ряде случаев полезно применение трубки по типу телефонной: руки оператора будут заняты, но это позволит максимально отсечь окружающий шум и отчетливо слышать собеседника практически в любой обстановке Используются также и индивидуальные гарнитуры.
Помимо борьбы с шумом стоит позаботиться о громкости звучания. Звуковой уровень в пределах рабочего места должен быть не менее 80 дБ, а его неравномерность не более 6 дБ. Кроме наблюдения изображений на экранах мониторов, подачи объявлений и т.п., оператор производит на рабочем месте ряд других действий: выбор изображения на мониторе, управление поворотной камерой, подтверждение тревог и изменение настроек режимов записи и отображения. Поэтому он должен иметь под рукой удобные клавиатуры, манипуляторы и все кнопки управления на расстоянии протянутой руки. Для оперативной связи желательно применение клавиш прямого набора номера абонента или зоны оповещения, что значительно экономит время (рис. 4).
Cамый страшный враг оператора систем безопасности – усталость. Факторы, влияющие на утомляемость, можно разделить на три группы.
1. Технические. Определяются свойствами видеоинформации и способом ее предъявления. Влияют на напряженность работы оператора, могут создавать техностресс. К этим факторам относятся:
2. Эргономические. Зависят от взаимодействия человека с оборудованием. Они действуют как отвлекающие:
2. Экологические. Влияют на состояние оператора и на возможность выполнения им служебных обязанностей. Они включают в себя:
3. Организационные. Определяют психологическую нагрузку на оператора, могут вызвать состояние стресса:
Перечень факторов, влияющих на состояние оператора, получился довольно обширным, и вряд ли возможно дать общие решения для всех случаев и нюансов. Однако грамотное применение перечисленных выше рекомендаций поможет при организации и проектировании эффективного рабочего места.
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2015
Посещений: 10195
Автор
| |||
В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций