Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Царский трон или Голгофа?

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Царский трон или Голгофа?

Оператор – это человек, от которого в первую очередь зависит эффективное функционирование систем безопасности и принятие решений. Его рабочее место может как помогать, так и препятствовать повышению производительности и результативности. А грамотная организация рабочего места во многом зависит от специфики деятельности1
Роман Мишин
Технический директор компании Schneider Intercom

Основная задача оператора – воспринимать ситуацию и реагировать на ее изменения. Начнем с восприятия. Согласно теории восприятия органов чувств, за равное количество времени передается через слух – 1000 ед. информации, осязание – 10 000, зрение – 100 000. Таким образом, большую часть информации из окружающего мира человек получает с помощью зрения. Процесс восприятия чрезвычайно сложен, потому что мозг не ограничивается простым созерцанием, а активно моделирует окружающие объекты и процессы, пытаясь предсказать дальнейшее поведение системы и вести себя соответственно.


Зрительный аппарат человека воспринимает образы по следующей схеме: от неизвестного конкретного к известному абстрактному, а затем к известному конкретному. В конечном итоге результат всегда может быть описан словами: в данном случае это может быть речевое сообщение, вызов соответствующих служб или доклад. Иногда это выражается в совершении определенных действий: нажатия тревожной кнопки, отключения или включения каких-нибудь механизмов или систем (рис. 1).

Зрение как главный инструмент работы оператора

Распознавание – это активное формирование целостного образа объекта во всей совокупности его свойств и признаков и отнесения к определенному узкому классу (люди, животные, автомобили и т.д.), процесс восстановления структуры и формы рассеивающего свет предмета по результату этого рассеивания. Такого рода задачи относятся к классу "некорректно поставленных" – для их решения требуется привлечение априорной информации о характере объекта, рассеивающего излучение. Видит оператор в основном изображение на мониторах, и причины возникающих неудобств могут быть следующими:

  • неоптимальный формат мониторов;
  • неконкретная и не ограниченная во времени задача оператора;
  • не структурированное в пространстве информационное поле;
  • неоптимальный способ предъявления изображений (многооконное изображение, последовательности, титры, которые должен читать оператор);
  • недостаточный опыт оператора и отсутствие предварительной информации.

Ряд рекомендаций по их устранению:

  1. Нужно учитывать, что центральное зрение человека приспособлено для мелких деталей, а периферическое – для полутонов.
  2. Размер пространственного угла ясного зрения при восприятии двухмерного плоского изображения, дискретного в пространстве и времени, составляет не более 9 град. по вертикали и 12 град. по горизонтали.
  3. При большем видимом угловом размере экрана игнорируется периферия, а при меньшем – внимание оператора отвлекается на посторонние объекты.
  4. Оптимальный угловой размер экрана для задачи обнаружения 9х12 град., то есть 4–5 диагоналей от экрана до глаз оператора.
  5. Оптимальный угловой размер экрана для задачи опознавания до 30 град., то есть 1,5–3 диагонали от экрана.

"Умная" расстановка видеооборудования
При проектировании рабочего места мониторы располагают на некотором расстоянии от глаз оператора, чтобы он мог незначительно менять позу и не утомляться, проводя как поиск объекта на экране, так и его опознавание (рис. 2).


Приведу конкретный пример: при наблюдении одновременно на нескольких экранах вероятность решения зрительной задачи (как вероятность сложного события) равна произведению вероятностей событий, его составляющих. Если для одного экрана вероятность 0,4, то для четырех – 0,44=0,0256, то есть меньше 3%. Установка на рабочем месте мониторов с многооконными изображениями (на которых представлены изображения от всех камер) приводит к полной невозможности выделить существенные события из этого потока видеоинформации. Следовательно, для событий, требующих реакции, необходимо применять отдельные мониторы и автоматические алгоритмы в сочетании с сигналами привлечения внимания, потому что даже самый подготовленный и сосредоточенный человек не в состоянии удерживать уровень повышенного внимания более 7–10 мин. Помимо этого нужно учитывать, что в процессе эволюции зрительного аппарата человека степень тревожности окружающей обстановки стала им восприниматься в зависимости от вектора и скорости движения видимых объектов, и наиболее опасным кажется движение сверху вниз.

В силу этого "тревожные" мониторы рекомендуется ставить в верхнем ряду посередине (рис. 3): появление изображения на них уже будет восприниматься как сигнал опасности.


Как быть, если событий несколько? Ведь обработка одновременных тревог – одна из сложнейших задач! В таких случаях применяются различные алгоритмы, среди которых следует обратить внимание на "гашение и последовательность" в сочетании с системой расстановки приоритета для потенциальных тревожных событий. При этом органы управления должны быть расположены так, чтобы нажатие кнопок или управление ручкой джойстика не отвлекали оператора от наблюдения.

Правильная расстановка оборудования и распределение задач в сочетании с оптимальными алгоритмами автоматики сокращают число одновременно используемых мониторов, позволяя привлечь внимание оператора к наиболее важной видеоинформации.

Слух: как получить 100% информации

Зрение – самый главный канал получения информации об окружающем мире, но не стоит забывать о слухе и связанной с ним речью как основном способе общения.

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Звуковые волны в диапазоне от 300 до 4000 Гц содержат около 90% спектра человеческого голоса, этого достаточно для передачи речевого сигнала. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций (слов и выражений) и их понимание. А эмоциональная окраска и иносказательный смысл передаются с помощью других, неязыковых параметров:

  • скорости;
  • акцентированности;
  • громкости;
  • тональности.

У каждого человека, помимо уникальности голосового спектра, есть своя индивидуальная манера речи. Перечисленные четыре пункта укладываются в оставшиеся 10% спектра – формантные составляющие, расположенные в диапазоне от 2 до 7 кГц. По ним мы распознаем голос собеседника. Для комфортного и оперативного общения желательно применять оборудование, электроакустические характеристики которого превосходят традиционный телефонный стандарт с шириной полосы воспроизведения в 3,5 кГц.

Защита от шума
Самый отвлекающий фактор в восприятии речи – посторонний шум. Для достижения показателя разборчивости не менее 85% необходимо, чтобы отношение речевой сигнал/шум было не менее 20 дБ. В идеале нужно стремиться обеспечить полное отсутствие посторонних мешающих звуков в помещении операторской, хотя на практике это невозможно. Однако есть и другие способы справиться с проблемой. Прежде всего, пульт оператора или диспетчера должен иметь направленный микрофон, позволяющий отсекать посторонние шумы, а для электронной начинки пульта желательно применять первичную обработку сигнала. Это актуально для диспетчерских пультов систем селекторной и громкой связи, поскольку пульты систем для оповещения не всегда имеют возможность мониторить окружающую шумовую картину. На производстве же часто размещают устройства подачи речевых объявлений непосредственно на производственном участке или в комнате управления, в которой, помимо диспетчера, может находиться и другой персонал. В ряде случаев полезно применение трубки по типу телефонной: руки оператора будут заняты, но это позволит максимально отсечь окружающий шум и отчетливо слышать собеседника практически в любой обстановке Используются также и индивидуальные гарнитуры.


Помимо борьбы с шумом стоит позаботиться о громкости звучания. Звуковой уровень в пределах рабочего места должен быть не менее 80 дБ, а его неравномерность не более 6 дБ. Кроме наблюдения изображений на экранах мониторов, подачи объявлений и т.п., оператор производит на рабочем месте ряд других действий: выбор изображения на мониторе, управление поворотной камерой, подтверждение тревог и изменение настроек режимов записи и отображения. Поэтому он должен иметь под рукой удобные клавиатуры, манипуляторы и все кнопки управления на расстоянии протянутой руки. Для оперативной связи желательно применение клавиш прямого набора номера абонента или зоны оповещения, что значительно экономит время (рис. 4).

Борьба оператора с усталостью

Cамый страшный враг оператора систем безопасности – усталость. Факторы, влияющие на утомляемость, можно разделить на три группы.

Правильная расстановка оборудования и распределение задач в сочетании с оптимальными алгоритмами автоматики сокращают число одновременно используемых мониторов, позволяя привлечь внимание оператора к наиболее важной видеоинформации

1. Технические. Определяются свойствами видеоинформации и способом ее предъявления. Влияют на напряженность работы оператора, могут создавать техностресс. К этим факторам относятся:

  • качество изображения на мониторах (отношение сигнал/шум, яркость, контраст, насыщенность цвета);
  • форматы мониторов для полноэкранного и многооконного изображения и их количество;
  • посторонние шумы и звуковые помехи, низкое качество звука;
  • структурирование информации в пространстве и времени;
  • общая синхронизация всех мониторов и коммутирующего оборудования.

2. Эргономические. Зависят от взаимодействия человека с оборудованием. Они действуют как отвлекающие:

  • организация рабочего пространства оператора, его оснащение всем необходимым;
  • рабочее кресло оператора;
  • уровень общего освещения, световые помехи;
  • общее количество операторов в помещении, нормы площади на одного человека.

2. Экологические. Влияют на состояние оператора и на возможность выполнения им служебных обязанностей. Они включают в себя:

  • параметры микроклимата и шумового фона в помещении;
  • отсутствие химических загрязнений воздуха;
  • низкий уровень ионизирующих излучений.

3. Организационные. Определяют психологическую нагрузку на оператора, могут вызвать состояние стресса:

  • организация рабочего времени оператора (перерывы на отдых и прием пищи);
  • взаимозаменяемость операторов;
  • должностные инструкции оператора по его действиям в случае тревог или других штатных и нештатных ситуаций;
  • минимальное количество начальствующих структур;
  • четко очерченные пределы ответственности и полномочий оператора.

Перечень факторов, влияющих на состояние оператора, получился довольно обширным, и вряд ли возможно дать общие решения для всех случаев и нюансов. Однако грамотное применение перечисленных выше рекомендаций поможет при организации и проектировании эффективного рабочего места.

___________________________________________
1 При подготовке данной публикации использовались лекции Владимира Филиппова, прочитанные им в учебном центре ЗАО "Компания Безопасность" в 2006 г., а также публикации Елены Кантиль "Речевая импровизация" с сайта www.elena-kantil.com.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2015
Посещений: 10195

  Автор

Роман Мишин

Роман Мишин

Технический директор компании Schneider Intercom

Всего статей:  20

В рубрику "Охранная и охранно-пожарная сигнализация, периметральные системы" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций