В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Рассмотрим, каких результатов комиссии Мосгордумы по безопасности удалось добиться благодаря деятельности и ключевым мероприятиям в 2017 г., как развивается городской проект "Безопасная столица" и в чем заключаются актуальные проблемы и связанные с ними дальнейшие направления работы.
С учетом практического опыта работы комиссии сформирован перечень основных направлений деятельности, отнесенных к ведению комиссии по безопасности:
В 2017 г. было проведено 12 заседаний комиссии, в том числе одно выездное заседание в Главном управлении МВД России по г. Москве. Наиболее значимыми темами стали:
1. Обсуждение законодательства, регулирующего оборот новых потенциально опасных психотропных веществ, и совершенствование законодательных инициатив в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств. Данное заседание было инициировано Управлением по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по г. Москве.
2. В связи с участившимися в Москве случаями сдачи в приемные пункты цветных и черных металлов под видом лома и отходов на заседании комиссии обсуждали законодательные меры в отношении лиц, занимающихся хищением технологического оборудования и проводов большой напряженности на объектах инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Совместно с представителями Управления экономической безопасности и противодействия коррупции по г. Москве определили необходимые направления для доработки поправок в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3. На заседании комиссий МГД при личном участии начальника ГУ МВД России по г. Москве Олега Баранова обсудили законодательные меры в отношении лиц, совершающих анонимные звонки о минировании различных видов объектов. Участниками заседания обозначена необходимость ужесточения мер наказания за телефонный терроризм, что нашло отражение в принятой резолюции.
3. В связи с участившимися случаями нарушения правил поведения на железной дороге в московском ж/д узле была рассмотрена законодательная инициатива Московской городской Думы, с учетом мнения Управления по транспорту МВД России по ЦФО и Московской региональной транспортной прокуратуры, по изменению и дополнению КоАП РФ об усилении административной ответственности за нарушения требований безопасности и правил поведения на транспорте, внесенная в ГД РФ.
4. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 г. было проведено выездное заседание в ГУ МВД России по г. Москве по вопросам совершенствования законодательства и организации работы туристической полиции в г. Москве по обеспечению безопасности граждан зарубежных государств во время их пребывания в Москве, оказанию помощи иностранным туристам по различным вопросам.
5. Проведен круглый стол по вопросу малых средств размещения (хостелов) в жилых домах. Результатом стало взаимодействие жителей с участковыми уполномоченными полиции по мониторингу и выявлению хостелов в жилом секторе.
6. Проведен круглый стол с приглашением руководителей ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве на тему законодательного регулирования использования самобалансирующихся электрических транспортных средств.
В целях укрепления правопорядка и законности посредством повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества по инициативе МГРО ВПП "Единая Россия" создано и зарегистрировано в реестре ГУ МВД общественное объединение правоохранительной направленности "Безопасная столица".
Совместно с сотрудниками внутренних органов, ГИБДД и УЭБиПК активисты ООПН "Безопасная столица" выполняют следующие возложенные на них задачи:
Ежемесячные рейды:
Одна из задач – выявление точек продажи нелицензированной пиротехники. Координатор Общественного объединения правоохранительной направленности "Безопасная столица", заместитель руководителя – Антон Иванович Акишин.
Участниками рейда "Безопасная столица" являются:
Районные рейды носят еженедельный регулярный характер.
Итоговая деятельность "Безопасной столицы":
На данный момент речь пойдет об усилении мер безопасности не столько к объектам (ведь к инфраструктуре столицы всегда предъявляются повышенные требования по обеспечению безопасности), сколько к приуроченным событиям, в частности к ЧМ по футболу 2018 г.
В связи с угрозами, с которыми сталкивается не только Россия, но и другие страны, организующие на своей территории масштабные спортивные мероприятия, меры подобного характера имеют свое обоснование. Дело в том, что в условиях противодействия международным террористическим и экстремистским организациям такие мероприятия, как чемпионат мира по футболу, по определению должны быть проведены в первую очередь на высочайшем уровне безопасности.
Несколько пунктов, связанных с обеспечением безопасности:
Решение об ограничительных мерах по продаже алкогольной продукции в городах проведения футбольных турниров в России является необходимой мерой. Чемпионат должен пройти цивилизованно и запомниться прежде всего яркими футбольными моментами на поле, а не последствиями уличных разборок.
Для контроля перемещений транспортных средств утверждена государственная программа по построению и развитию аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на 2016–2021 гг.
На постоянной основе в городе проводятся профилактические мероприятия по антитеррористической защищенности, а также направленные на противодействие уличной преступности, квартирным кражам и на обеспечение безопасности на дорогах.
Ведется практическая работа:
Для обследования территорий объектов создана группировка сил и средств с привлечением специалистов инженерно-технических групп подразделений ОМОН и воинских частей с использованием специальных технических средств и задействованием расчетов розыскных собак.
На входах в места проведения мероприятий будет организована работа контрольно-пропускных пунктов по осуществлению досмотра граждан с применением технических средств (арочных и ручных металлодетекторов). На стационарных и передвижных постах дорожно-патрульной службы ГИБДД будут усилены меры по предотвращению ввоза в город взрывчатых веществ, взрывных устройств и оружия. Во время проведения массовых мероприятий планируется задействование личного состава органов внутренних дел столицы и сотрудников Росгвардии. Кроме того, в пунктах постоянной дислокации будет сформирован резерв на случай осложнения оперативной обстановки.
Все эти меры, безусловно, проводятся регулярно, ввиду того что количество массовых мероприятий в г. Москве традиционно велико. В 2017 г., к примеру, проведено 17,600 массовых мероприятий, в которых приняли участие 49,2 млн человек.
В 2017 г. проведено совместное заседание комиссий Московской городской Думы по усилению законодательных мер по противодействию телефонному терроризму. Во многих крупных городах России действия телефонных террористов наносят не только материальный ущерб (по словам директора ФСБ России Александра Бортникова, ущерб от ложных звонков о "минировании" объектов в России превысил 300 млн рублей), но и создают панические настроения в обществе.
Действующие меры наказания, установленные ст. 207 Уголовного кодекса РФ и предусматривающие штраф в размере 200 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до пяти лет, не являются эффективными и не способствуют профилактике данного правонарушения. Направлено обращение в комитет Государственной Думы по противодействию коррупции с предложением внести изменения в ст. 207 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие квалификацию телефонного терроризма как особо тяжких преступлений, выражающихся в ложном сообщении о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественноопасных последствий.
В феврале 2018 г. было проведено очередное заседание круглого стола на тему правового регулирования деятельности хостелов с участием членов комиссии по безопасности, законодательству, регламенту, правилам и процедурам Московской городской Думы на предмет организации малых средств размещения – хостелов, на которые жалуются москвичи и которые в большинстве случаев предназначены для мигрантов (в том числе внутренних, из других регионов РФ), а не для туристов.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект № 876688-6 "О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации", в части запрета использования жилых помещений в качестве гостиницы, иного средства временного размещения, а также предоставления в них гостиничных услуг.
Все объекты размещения в Москве, предоставляющие гостиничные услуги, обязаны пройти регистрацию и классификацию. С 1 января 2017 г. оказание гостиничных услуг без регистрации и классификации запрещено законодательно.
Федеральным законом от 05.02.2018 г. № 16-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии", вступающим в силу с 1 января 2019 г., вводится обязательная классификация гостиниц, осуществляемая в настоящее время добровольно, за исключением Москвы, Краснодарского края и тех городов и регионов, где пройдут матчи ЧМ-2018 по футболу.
Правительство Москвы реализовало ряд крупных проектов внедрения информационных технологий в повседневную жизнь города:
1. Интеллектуальная транспортная система, включающая системы:
2. Умные браслеты. Устройства помогают отслеживать местоположение и самочувствие сотрудников пожарно-спасательных отрядов во время чрезвычайных ситуаций. Кроме того, браслеты реагируют на состояние здоровья спасателей. Если самочувствие пожарного ухудшилось или он потерял сознание, в штаб оперативно поступает сигнал тревоги, а на место происшествия высылается подкрепление.
3. В целях повышения уровня обеспечения безопасности жителей г. Москвы за счет применения информационно-коммуникационных технологий, в соответствии постановлением Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 24-ПП, продолжаются мероприятия по созданию государственной информационной системы "Единый центр хранения и обработки данных". На территории города установлено 152 тыс. камер видеонаблюдения – в местах массового пребывания людей, подъездах, дворах, школах, на социальных объектах. Городская система видеонаблюдения помогает в раскрытии совершенных правонарушений, а также используется в сфере управления городским хозяйством.
4. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно достигаться на основе "…повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения…".
Одним из значимых направлений повышения такой эффективности является развитие органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС, за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами обеспечения межведомственного взаимодействия. В рамках данного направления МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом разработана Концепция построения и АПК "Безопасный город", которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 2446-р. АПК "Безопасный город" – это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя системы:
В условиях развития цифровой экономики актуальной является проблема обеспечения цифровой безопасности. В июле 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации". В целях управления развитием цифровой экономики настоящая программа определяет задачи в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 г. К базовым направлениям относятся:
Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики. Это предполагает:
Разработка и реализация мероприятий настоящей программы базируются на основополагающих принципах информационной безопасности, включающих в себя:
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. В Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности объектов газоснабжения, энергоснабжения и ядерных объектов. Однако при этом 2/3 российских компаний полагают, что количество преступлений в цифровой среде за последние три года возросло на 75%, что требует совершенствования системы информационной безопасности во всех секторах экономики.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 3228
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций