Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

О ходе реализации региональных программ профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О ходе реализации региональных программ профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации1

Редакция каталога "Системы безопасности 2015" публикует выдержки из обзора "О ходе реализации региональных программ профилактики правонарушении в субъектах Российской Федерации", подготовленного Секретариатом Правительственной комиссии по профилактике правонарушений. В центре внимания данной публикации: подходы регионов к формированию программ профилактики правонарушений, внедрение системы АПК "Безопасный город", укрепление материально-технической базы территориальных органов МВД России, создание единой системы профилактики правонарушений в России. С полной версией обзора можно ознакомиться на официальном сайте МВД России 2
Владимир Колокольцев
Министр внутренних дел Российской Федерации,
председатель Правительственной комиссии по
профилактике правонарушений, генерал-полковник полиции

Формирование единой государственной системы профилактики преступлении и иных правонарушении занимает одно из ключевых мест в числе национальных приоритетов современной России. Ее целевым предназначением является нейтрализация негативных процессов, протекающих в обществе и способствующих созданию причин и условии для совершения правонарушении, а также упреждающее воздействие в отношении определенных категории лиц, предрасположенных в силу ряда социальных, экономических, общественных и иных факторов к девиантному поведению.

Наиболее активная работа в этом направлении была организована в рамках создания региональных комиссии по профилактике правонарушении и разработки соответствующих программных мероприятии в соответствии с решениями заседания Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 29 июня 2007 г. в Ростове-на-Дону3.

Формирование государственных программ профилактики правонарушений в регионах

Подходы регионов к формированию государственных программ (подпрограмм) профилактики правонарушении отличаются как по структурному построению и содержанию, так и по их наименованию.

В регионах приняты либо государственные программы по профилактике правонарушении, либо программы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, содержащие подпрограмму по профилактике правонарушении, либо отдельные разделы (направления, мероприятия) по профилактике правонарушении. К примеру, в Республике Саха (Якутия) реализуется государственная программа "Профилактика правонарушении, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Саха (Якутия) на 2012–2015 гг." в состав которои включены четыре подпрограммы: "Профилактика правонарушений", "Безопасность дорожного движения", "Содействие деятельности уголовно-исполнительной инспекции и социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы", "Профилактика экстремизма и терроризма" с соответствующим финансированием мероприятии. Аналогичные программы приняты в республиках Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкарскои Республике, Алтаиском, Красноярском краях, Астраханскои, Владимирской, Волгоградской, Иркутской, Калужской, Курганской, Рязанской, Саратовской и Тюменской областях.

Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1328-п утверждена государственная программа "Обеспечение общественнои безопасности Пермского края на 2014–2016 гг.", включающая в себя восемь подпрограмм: "Профилактика правонарушений", "Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ", "Снижение рисков и смягчение последствии чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и происшествии", "Совершенствование гражданской обороны", "Пожарная безопасность", "Реализация государственных полномочий Пермского края", "Развитие мировой юстиции", "Обеспечение реализации государственной программы".

В Хабаровском крае реализуется государственная программа "Обеспечение общественной безопасности и противодеиствие преступности в Хабаровском крае (2014– 2020 гг.)", включающая 11 основных направлении: организационное обеспечение деятельности по профилактике правонарушении, содействие развитию добровольных формировании граждан по охране общественного порядка (дружин), противодействие наркомании (включая ресоциализацию и реинтеграцию наркозависимых лиц), профилактика терроризма, профилактика экстремизма, предупреждение коррупционных правонарушении, внедрение инновационных форм охраны и развитие технических средств обеспечения безопасности граждан ("Безопасный город"), профилактика рецидивной преступности, профилактика преступлении и правонарушении, совершаемых в состоянии опьянения, информационно-пропагандистское сопровождение деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности.

В Республике Калмыкия подпрограмма "Профилактика правонарушении на 2014– 2016 гг." включена в состав государственной программы "Развитие образования", а аналогичная подпрограмма Амурскои области входит в состав государственной программы "Снижение рисков и смягчение последствии чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения Амурской области на 2014–2020 гг.".

Внедрение системы АПК "Безопасный город"

В условиях сокращения штатной численности полиции важным аспектом в обеспечении профилактики и пресечения правонарушении, поддержания общественной безопасности и охраны общественного порядка становится применение технических средств, в том числе внедрение системы АПК "Безопасный город".

При поддержке органов власти на региональном и муниципальном уровнях в крупных городах Россииской Федерации на основе типовой модели сформированы и эксплуатируются подсистемы видеонаблюдения, экстренной связи "Гражданин–полиция", а также навигационные системы управления и контроля за мобильными нарядами полиции, задействованными по планам комплексного использования сил и средств органов внутренних дел.

По сведениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации4, на реализацию мероприятии по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" с 2007 по 2013 г. включительно выделено более 26,4 млрд руб.

Проведенный анализ показал, что преимущественно финансирование осуществлялось за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – почти 92% (24,1 млрд руб).

В 2014 г. на указанные цели в регионах предусмотрены средства в размере 2,3 млрд руб., что в несколько раз ниже показателей 2012–2013 г., однако выше среднегодового объема средств в период с 2007 по 2011 г.

Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ряде случаев представляют сведения об общих затратах, включающие и затраты на развитие комплексов фото-, видеофиксации правил дорожного движения. Причина заключается в отсутствии на местах четкого понимания структурного построения комплексов.

Сегодня реализация мероприятии по развитию АПК "Безопасный город" осуществляется преимущественно в рамках государственных программ (подпрограмм) по профилактике правонарушении либо иных принятых программ. Такои подход предусмотрен в 58 субъектах Российской Федерации.

В 10 регионах мероприятия в данном направлении проводятся в рамках самостоятельных программ с одноименным названием "Безопасныи регион" (Республики Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Воронежская, Иркутская, Костромская, Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и в г. Москве).

В 14 субъектах Российской Федерации – в рамках различных муниципальных программ (Республики Калмыкия, Марии Эл, Чеченская, Чувашская Республика, Забайкальский, Приморский, Ставропольский края, Ивановская, Калужская, Курганская, Курская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская области и Чукотский автономный округ).

В 2014 г. значительные финансовые средства на реализацию мероприятии по внедрению систем АПК "Безопасный город", в том числе их техническому обслуживанию, предусмотрены в Республике Марий Эл, Удмуртской, Чувашской Республиках, Красноярском, Пермском, Хабаровском краях, Иркутской, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Тюменской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, городах Москва и Санкт-Петербург.

14 ноября 2013 г. Президентом Росси искоий Федерации В.В.Путиным утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, являющаяся основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимоде иствия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности

Вместе с тем в администрации Республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Хакасия, Кабардино-Балкарской Республики, Забайкальского края, Калининградской, Рязанской, Свердловской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа деятельность по внедрению и развитию АПК "Безопасный город" связывают лишь с мероприятиями по внедрению комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения (включая почтовые расходы) либо только мероприятиями по техническому обслуживанию аппаратных комплексов.

Кроме того в Чеченской Республике, Пензенской, Псковской областях и Еврейскои автономной области финансирование мероприятии по внедрению и развитию систем АПК "Безопасный город" в 2014 г. не предусмотрено либо объемы запланированных к выделению финансовых средств значительно секвестированы.

В Псковской области при формировании бюджета на 2014 г. и плановый период 2015– 2016 гг. внесены изменения в государственную программу "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Псковской области на 2014–2020 гг.", в том числе по линии развертывания и обслуживания АПК "Безопасный город", исключающие в текущем году финансирование указанных мероприятии (планировалось финансирование мероприятии по внедрению и развитию в регионе АПК "Безопасный город" в объеме 7500,0 тыс. руб.).

С учетом актуальности и значимости в современных условиях внедрения систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 39 образована Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем АПК "Безопасный город". В соответствии с ее решением от 13 мая 2014 г. Минрегиону России поручена подготовка проектов Концепции построения и развития АПК "Безопасный город", единых требовании к техническим параметрам его сегментов, а также критериев и показателей оценки эффективности использования.

Укрепление материально-технической базы территориальных органов МВД России

В отдельных регионах в программах по профилактике правонарушении предусмотрены средства на укрепление материально-технической базы территориальных органов МВД России, в том числе на строительство (ремонт) служебных помещении и приобретение жилья для участковых уполномоченных полиции, оснащение автотранспортом и запасными частями, средствами связи, оргтехникой.

Данные мероприятия включены в государственные программы (подпрограммы) по профилактике правонарушении в 14 субъектах Россиискои Федерации (Республики Алтаи, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Краснодарскии краи, Иркутская, Нижегородская, Орловская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тульская, Тюменская области, Евреиская автономная область, Ханты-Мансиискии автономный округ – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа).

Так, в рамках подпрограммы "Укрепление правопорядка, профилактика правонарушении и усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2014–2016 гг." государственной программы "Обеспечение безопасности населения" предусмотрены субсидии муниципальным образованиям края на приобретение жилых помещений для участковых уполномоченных полиции и членов их семей в 2014 г.; планируется израсходовать 30 000,0 тыс. руб. (приобретение не менее 10 жилых помещений ). В 2013 г. для участковых уполномоченных полиции было приобретено 64 жилых помещения в 24 муниципальных образованиях края, приобретены и переданы в безвозмездное пользование ГУ МВД России по Краснодарскому краю 70 автомобилей, а также специализированные комплексы к каждому из них, включающие в себя мобильные устройства для удаленного доступа к базам данных, системы видеонаблюдения для контроля ситуации внутри автомобиля и для фиксации наружной обстановки с записью на внешний носитель, радиостанции, сигнальные громкоговорящие установки.

Более 59 млн руб. из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа предусмотрены на строительство объектов для органов внутренних дел в рамках подпрограммы "Обеспечение правопорядка и профилактики правонарушении в автономном округе государственной программы "Безопасный регион" на 2014–2020 гг.". Ранее в рамках целевой программы "Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушении в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011–2013 гг." расходы, связанные с капитальным строительством объектов для обеспечения деятельности подразделении органов внутренних дел округа из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, составили более 190 млн руб.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югра в рамках ранее деиствовавшеи целевой программы, а также государственной программы по профилактике правонарушении осуществляется строительство в сельских населенных пунктах, микрорайонах городов одноэтажных строении для размещения участковых пунктов полиции, предусматривающих служебные жилые помещения для участковых уполномоченных полиции.

В целом запланировано строительство 48 участковых пунктов полиции. За период с 2011 по 2013 г. было построено 25 подобных объектов, в 2013 г. в рамках региональной целевой программы "Профилактика правонарушений в Ханты-Мансииском автономном округе – Югре на 2011–2015 гг." завершено строительство четырех комплексных помещений для размещения участковых пунктов полиции, в том числе предусматривающих служебные жилые помещения для участковых уполномоченных полиции. Строительство еще трех помещении продолжается в 2014 г., девять объектов запланированы к строительству в 2015 г. Кроме того в рамках программы предусмотрено строительство двух общежитии на 90 и 95 квартир для сотрудников УМВД России по Ханты-Мансиискому автономному округу – Югре. Одно из них в 2013 г. введено в эксплуатацию.

В рамках подпрограммы "Организация деятельности по профилактике правонарушении и преступлении в Республике Татарстан на 2014–2020 гг." государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014–2020 гг." выделено более 66,8 млн руб. из средств бюджета республики на совершенствование материально-технической деятельности подразделении органов внутренних дел, в том числе обеспечение участковых уполномоченных полиции средствами сотовои связи, автотранспортом и горюче-смазочными материалами, запасными частями, а также оснащение подразделении по делам несовершеннолетних оргтехникой.

Создание единой системы профилактики правонарушений в России

В настоящее время МВД России осуществляется сопровождение двух проектов Федеральных законов № 421465-6 "Об основах системы профилактики правонарушении в Российской Федерации" и № 421486-6 "О внесении изменении в статьи 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

31 декабря 2013 г. законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, 12 марта 2014 г. законопроект принят в первом чтении.

Данный законопроект предполагает создание в стране единой системы профилактики правонарушении, способствующей минимизации процессов отставания социально-правового контроля преступности от ее количественного и качественного состояния, а также разграничение полномочии органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушении в соответствии с деиствующим законодательством.

Наряду с этим 14 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным утверждена Концепция общественнои безопасности в Российской Федерации (далее – Концепция), являющаяся основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодеиствия в этой сфере сил обеспечения общественнои безопасности.

В соответствии с Концепцией одним из основных направлении деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам определено совершенствование системы профилактики правонарушении, включающей в себя выявление причин и условии, способствующих совершению правонарушении, а также принятие мер по их устранению, реализация федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по предупреждению правонарушении; совершенствование механизмов социальной адаптации и реабилитации лиц, склонных к совершению преступлении (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства); предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушении и антиобщественных деиствий, совершаемых несовершеннолетними.

Таким образом, на сегодняшний день складывающаяся ситуация диктует необходимость большеи инициативы органов местного самоуправления в реализации своих полномочии по вопросам охраны общественного порядка, которые в соответствии с требованиями пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Россиискои Федерации и ее субъектов.

___________________________________________
1 Обзор подготовлен без учета сведений Республики Крым и г. Севастополь.
2 Ссылка на полную версию обзора: https://mvd.ru/document/2574197.
3 Объявлены перечнем поручений Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № Пр-1293ГС.
4 По сведениям региональных комиссий по профилактике правонарушений субъектов Российской Федерации по запросу МВД России от 31.01.2014 № 12/481.

Обзор подготовлен Секретариатом Правительственной комиссии по профилактике правонарушений и опубликован на официальном сайте МВД России.

Редакция каталога "Системы безопасности" благодарит УОС МВД России за содействие в получении данного материала

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2015
Посещений: 8610

  Автор

Владимир Колокольцев

Владимир Колокольцев

Министр внутренних дел Российской Федерации,
председатель Правительственной комиссии по
профилактике правонарушений, генерал-полковник полиции

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций