Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности и проблемы реализации законодательства Российской Федерации на практике

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о транспортной безопасности и проблемы реализации законодательства Российской Федерации на практике

Вопросы применения антитеррористического законодательства в практической деятельности являются одним из значимых рычагов состояния законности, поскольку проблемы, возникающие при его реализации всецело, влияют на транспортную безопасность
Владимир Тюльков
Московский межрегиональный транспортный прокурор

Соблюдение требований антитеррористического законодательства на объектах транспорта является приоритетным направлением надзора и находится на постоянном контроле.

Межрегиональной транспортной прокуратурой на постоянной основе организованы и проведены проверки в сфере соблюдения антитеррористического законодательства, по результатам которых выявлено 2900 нарушений (в 2015 г. – 3071, в 2014 г. – 2720). В результате опротестовано 20 правовых актов, внесено 192 представления, по представлениям прокурора к дисциплинарной ответственности привлечено 135 должностных лиц, в суды направлено 37 исковых заявлений, 116 лиц привлечено к административной ответственности

Текущее законодательство

С 21 декабря 2016 г. внесены изменения в Федеральные законы "О транспортной безопасности", "О полиции", которыми установлены требования к объектам транспортной инфраструктуры на стадии их проектирования и строительства (реконструкции). Кроме того, на Правительство РФ возложено установление Порядка взаимодействия всех уровней исполнительной власти Российской Федерации и субъектов транспортной инфраструктуры при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства. Эти нормы также обуславливают принятие Правительством РФ подзаконных правовых актов.

Вместе с тем до настоящего времени в отношении воздушного и железнодорожного транспорта применяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные приказами Минтранса России в 2011 г.

Оценка уязвимости и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов железнодорожного и воздушного транспорта проводились на основании этих приказов, что нивелирует целесообразность подготовки соответствующих документов на объекты транспортной инфраструктуры, поскольку в дальнейшем потребуется их корректировка и повторное утверждение в компетентных органах, обусловленные значительными временными и финансовыми затратами.

Недостатки нормативно-правового регулирования

Следует отметить несовершенство и неактуальность указанных приказов для различных категорий объектов и транспортных средств, поскольку они не определяют функциональную характеристику технических средств и устройств, используемых для обеспечения транспортной безопасности. Нормативно-правовыми актами не определены такие угрозы, как электромагнитный терроризм, применение беспилотных летательных аппаратов, толпа и паника, внутренний нарушитель.

Отсутствуют единые требования к досмотровому оборудованию на железнодорожных вокзалах, станциях, транспортных средствах, к техническим характеристикам камер видеонаблюдения, к оборудованию серверной, необходимой для хранения и накопления полученной информации.

Указанные недостатки в области имеющегося нормативно-правового регулирования на фоне динамично развивающихся угроз и новых видов опасностей влекут ненадлежащее обеспечение транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и неэффективность принимаемых компетентными органами и транспортными прокурорами мер в рамках имеющегося правового поля.

В связи с отсутствием требований к оборудованию серверных субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно не принимаются меры к их оснащению в целях увеличения объема хранимой информации. Отсутствие нормы, регулирующей сроки и количество этапов реализации планов обеспечения транспортной безопасности, указанных в Федеральном законе "О транспортной безопасности", способствует их искусственному увеличению субъектом транспортной инфраструктуры и, как следствие, длительной антитеррористической незащищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Следует также отметить необходимость установления в рамках закона запрета или ограничения на передачу арендатору или иным лицам на договорных отношениях обязанности по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспорта без определения зоны ответственности, поскольку на практике определить таких субъектов в ряде случаев не представляется возможным.

При реализации Федерального закона "О полиции" зафиксированы определенные недостатки при выдаче заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Таким образом, принятие дополнительных подзаконных правовых актов в самом ближайшем будущем обусловлено необходимостью реализации действующих норм законодательства

Четких рекомендаций в действующем законе и ведомственных правовых актах по осуществлению такой работы не содержится. Правовые пробелы имеются при реализации Приказа Минтранса России от 25.09.2014 г. № 269, устанавливающего Порядок проверок субъектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов. Не регламентирована проверка подразделений транспортной безопасности, которые, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами, а не собственниками объектов транспортной инфраструктуры. Следовательно, оценка на практике подготовленности и законности действий этих подразделений при выполнении возложенных на них задач фактически не возможна.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2017
Посещений: 4963

  Автор

Владимир Тюльков

Владимир Тюльков

Московский межрегиональный транспортный прокурор, государственный советник юстиции второго класса

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций