Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. Реализация в России и предварительные итоги

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.Реализация в России и предварительные итоги

ООН занимается вопросами ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий, снижения рисков бедствий начиная с 1960-х гг. В 1999 г. ООН учредила Международную стратегию уменьшения опасности бедствий (МСУОБ ООН) в качестве глобальной основы для деятельности, направленной на обеспечение устойчивости всех обществ к воздействию природных опасностей и связанных с ними технологических и экологических катастроф в целях уменьшения людских, экономических и социальных потерь1
Ирина Олтян
Начальник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

Сендайская рамочная программа (СРП) по снижению рисков бедствий на 2015–2030 гг. "Создание устойчивости наций и сообществ к стихийным бедствиям" является преемником Хиогской рамочной программы действий (ХРПД) на 2005–2015 гг. Она была принята 18 марта 2015 г. на III Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся в Сендае, Япония. Результаты реализации ХРПД в Российской Федерации были представлены в национальном докладе. В конференции приняла участие межведомственная российская делегация во главе с министром МЧС России Владимиром Пучковым.

Глобальные целевые задачи

СРП является результатом консультаций с заинтересованными сторонами, начатых в марте 2012 г., и межправительственных переговоров, состоявшихся в период с июля 2014 по март 2015 г., которые были поддержаны МСУОБ ООН по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН. МСУОБ ООН была поставлена задача по поддержке внедрения, последующей деятельности и обзора реализации Сендайской рамочной программы.

Целью Сендайской рамочной программы является предотвращение новых и снижение существующих рисков бедствий путем осуществления комплексных и всеобъемлющих экономических, структурных, правовых, социальных, медицинских, культурных, образовательных, экологических, технологических, политических и институциональных мер, способных предотвратить и уменьшить воздействие опасности и уровень уязвимости в отношении бедствий, а также повысить готовность к реагированию и восстановлению, увеличив таким образом степень устойчивости.


Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и потерь, выражающихся в гибели людей, ухудшении здоровья, лишении средств к существованию, а также ущербе в области экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов лиц, предприятий, общин и стран.

Для достижения этого результата СРП определены семь глобальных целевых задач:

  1. К 2030 г. добиться значительного снижения уровня смертности в результате бедствий, чтобы в период 2020–2030 гг. среднее количество таких смертей в расчете на 100 тыс. человек было меньше, чем в 2005–2015 гг.
  2. К 2030 г. добиться значительного сокращения количества пострадавших людей в общемировом масштабе, чтобы в период 2020–2030 гг. среднее общемировое число людей, пострадавших от бедствий, на 100 тыс. человек было меньше, чем в период 2005–2015 гг.
  3. К 2030 г. сократить прямые экономические потери от бедствий относительно мирового валового внутреннего продукта (ВВП).
  4. К 2030 г. значительно уменьшить ущерб, причиняемый бедствиями важнейшим объектам инфраструктуры, и ущерб в виде нарушения работы основных служб, включая медицинские учреждения и учебные заведения, в том числе за счет укрепления их потенциала противодействия.
  5. К 2020 г. значительно увеличить число стран, принявших национальные и местные стратегии снижения риска бедствий.
  6. Значительно расширить международное сотрудничество с развивающимися странами посредством предоставления им достаточной и непрерывной поддержки в целях подкрепления принимаемых ими на национальном уровне мер для осуществления этой рамочной программы к 2030 г.
  7. К 2030 г. значительно улучшить ситуацию с наличием систем раннего оповещения, охватывающих разные виды угроз, информации и оценок относительно риска бедствий, и расширить доступ к ним людей.

Приоритетные действия

В СРП предложены приоритетные направления действий национальных правительств, неправительственных и общественных организаций:

  1. Понимание риска бедствий.
  2. Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий.
  3. Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия.
  4. Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции.

В основном тексте СРП приводится описание рекомендуемых мероприятий, проводимых на национальном, местном и глобальном уровнях для решения задач в каждом из четырех приоритетных направлений.

В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращения потерь и ущерба в результате бедствий природного и антропогенного характера. АПК "Безопасный город" – это реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на местном уровне.

Национальная платформа

В России мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций на основе приоритетов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг. осуществляет

Национальная платформа Российской Федерации по снижению риска бедствий в рамках Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ядром и координатором которой является МЧС России. Эффективность РСЧС достигается благодаря взаимодействию и консолидации всех уровней системы при ликвидации последствий крупных ЧС: федеральной составляющей, сил и средств регионального уровня, органов местного самоуправления и организаций.

Национальная платформа – это ключевой механизм для реализации Сендайской рамочной программы: она обеспечивает координацию, осуществляет анализ, предлагает помощь и поддержку по интеграции мер снижения риска бедствий в различных сферах деятельности государства. Национальная платформа будет играть исключительно важную роль в подтверждении результатов двухгодичных оценок прогресса достижения глобальных целевых задач СРП.

Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание реализации СРП. Вопросы реализации СРП отражены в ряде нормативных правовых актов президента и Федерального Собрания Российской Федерации:

  • Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 г. (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696);
  • постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. "О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
  • Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12).

Реализация программы

Остановимся подробнее на тех мероприятиях, которые были осуществлены в последние два года в Российской Федерации.

Понимание риска бедствий

Согласно приоритету 1 (Понимание риска бедствий) МЧС России активизировало работы по формированию национальной системы оценки риска чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации с учетом подходов, принятых в Ростехнадзоре, Росатоме, Минприроды России, Минтрансе России, Минздраве России, Росгидромете.

Разработан и успешно функционирует в НЦУКС программный комплекс динамического анализа природных, техногенных и биолого-социальных рисков на территории Российской Федерации (ПК ДАР). В 2017 г. разработан экспериментальный образец автоматизированной информационной системы стратегического прогнозирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (АИС "Риск-прогноз"), основанный на новых качественных показателях риска (интегральных индексах риска) на базе анализа опасности и угроз, потенциала противодействия и уязвимости. В 2018 г. запланировано создание опытного образца АИС "Риск-прогноз".

Разработан, утвержден и введен в действие с 1 июня 2017 г. национальный стандарт ГОСТ Р 22.10.02–2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций". Стандарт устанавливает количественные значения допустимого индивидуального риска ЧС для каждого из субъектов Российской Федерации и предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Российской Федерации от ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска ЧС в субъектах Российской Федерации.

Происходит внедрение и развитие сегментов АПК "Безопасный город" в регионах РФ. Концепция построения АПК "Безопасный город" – от безопасного города к безопасному региону – полностью соответствует целям Сендайской рамочной программы.

В целом СРП является методическим руководством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных компаний по достижению основного результата – сокращения потерь и ущерба в результате бедствий природного и антропогенного характера

Совершенствование организационно-правовых мероприятий

Согласно приоритету 2 "Совершенствование организационно-правовых рамок управления риском бедствий" разрабатываются такие документы стратегического планирования, как:

  • Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. (далее – Основы госполитики);
  • Стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах до 2030 г.

Государственная политика России в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.

Согласно приоритету 3 "Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укрепления потенциала противодействия" функциональных и территориальных подсистем РСЧС выполняется значительная работа, направленная на предотвращение и снижение потерь от ЧС, в том числе ежегодно осуществляется подготовка к пожароопасному сезону и паводковому периоду:

  • повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера;
  • внедрение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • реализация Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг., принятой на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.

Повышение готовности к ЧС

Согласно приоритету 4 "Повышение готовности к бедствиям для обеспечения эффективного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" в деятельность по восстановлению, реабилитации и реконструкции". МЧС России реализует План строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016–2020 гг., утвержденный Указом Президента Российской Федерации 22 декабря 2015 г.

В рамках выполнения мероприятий плана ведется целенаправленная работа по развитию структуры МЧС России с учетом современных социально-экономических условий и рисков, которые направлены на совершенствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля и всестороннего обеспечения подразделений МЧС России.

Кроме того, в РФ накоплен значительный опыт по статистическому учету ЧС и их последствий, а также по оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС с помощью индикаторов и показателей. В частности, в настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее – Государственная программа), цель которой – минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террористических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. Целевыми индикаторами и показателями Государственной программы, которые коррелируют с глобальными показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:

  • экономический ущерб от деструктивных событий;
  • сокращение количества лиц, погибших в чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, показателями состояния национальной безопасности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 684, которые коррелируют с глобальными целевыми показателями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются:

  • количество ЧС природного и техногенного характера, пожаров и погибших в них;
  • уровень готовности систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Актуальные результаты и новые задачи

В рамках реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в МЧС России:

  • определена организация – координатор реализации Сендайской программы на национальном и местном уровне – Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Федеральный центр науки и высоких технологий);
  • проведены первый и второй международные конгрессы "Глобальные и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий";
  • организована и проведена панельная сессия "Обеспечение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока: роль и место Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий" в рамках Восточного экономического форума – 2016;
  • разработан и запущен интернет-сайт "СЕНДАЙ – РОССИЯ" (www.srpsrb.org), интегрирующий документы, программы, методические материалы по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы в Российской Федерации;
  • подготовлен проект Межведомственного плана реализации Сендайской рамочной программы на национальном и местном уровне;
  • развернута национальная кампания по повышению устойчивости городов и муниципальных образований в рамках глобальной кампании МСУОБ ООН по повышению устойчивости городов к бедствиям "Мой город готовится!" как сегмента реализации Сендайской рамочной программы на местном уровне. К кампании в качестве пилотных проектов уже присоединились шесть городов России (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Буйнакск, Дербент, Каспийск), всего около 3500 городов мира подключились к кампании "Мой город готовится!";
  • в январе 2017 г. в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с представителями Управления ООН по уменьшению опасности бедствий проведен обучающий семинар для представителей администраций первых шести городов;
  • проведены два выездных обучающих семинара для представителей городов – участников глобальной кампании ООН "Мой город готовится!" в городах Махачкала и Казань;
  • разработаны инструментарий и технологии оценки риска ЧС для территорий субъектов РФ и муниципальных образований на основе анализа угроз, потенциала противодействия, устойчивости и уязвимости с учетом выполнения приоритетов Сендайской рамочной программы.
Ожидаемым результатом реализации СРП является существенное снижение риска бедствий и потерь, выражающихся в гибели людей, ухудшении здоровья, лишении средств к существованию, а также ущербе в области экономических, физических, социальных, культурных и экологических активов лиц, предприятий, общин и стран. Для достижения этого результата СРП определены семь глобальных целевых задач

К проблемам защиты населения и управления рисками чрезвычайных ситуаций привлекаются все более широкие слои населения. Начиная с 2015 г. Правительство Российской Федерации осуществляет финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

___________________________________________
1 Более подробную информацию о деятельности МСУОБ ООН можно найти на сайте ООН https://www.preventionweb.net/english/. Для удовлетворения информационных потребностей сообщества по снижению риска бедствий в 2008 г. был запущен сайт PreventionWeb – Научная платформа для снижения риска бедствий.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2018
Посещений: 8871

  Автор

Ирина Олтян

Ирина Олтян

Начальник научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к.т.н.

Всего статей:  2

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций