Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Транспортная безопасность: сколько стоит? Кто платит?

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Транспортная безопасность: сколько стоит?Кто платит?

Реализация требований № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" сталкивается с определенными трудностями во всех отраслях транспортной сферы. Это связано с наметившейся тенденцией перекладывания важнейших государственных задач по обеспечению безопасности граждан, даже в части борьбы с терроризмом, на плечи перевозчиков. Хотя мы все понимаем, что в итоге страдает конечный получатель услуги - пассажир, так как транспортные компании, тратя огромные деньги на реализацию всех требований законодательства, будут вынуждены повышать цены на свои услуги
Александр Старовойтов
Заместитель председателя
Комитета по транспорту
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Необходимость совершенствования существующей нормативной базы в области транспортной безопасности давно назрела. Как говорят сами перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры, страшен не сам по себе 16-ФЗ, а не всегда адекватные подзаконные акты и не вполне понятная правоприменительная практика.

Сколько стоит транспортная безопасность?

Безопасность стоит дорого, но она того стоит. Кто будет спорить с этой аксиомой? Но вопросы, каков предельный размер расходов на обеспечение требований законодательства в области транспортной безопасности и какими должны быть ограничители этих расходов, остаются открытыми. Конечно, мы не можем и не будем соглашаться с тем, что из-за недостаточного внимания к вопросам безопасности гибнут люди. Но и с чрезмерными расходами на безопасность, влияющими на качество транспортной услуги, также мало кто может смириться. Один лишь пример: в ОАО "РЖД" расходы на выполнение требований законодательства в области транспортной безопасности в 2012 г. практически равны расходам на закупку нового подвижного состава (13 млрд и 16 млрд руб. соответственно). Полагаю, в таком соотношении есть определенный перекос.

Кто за что отвечает

Основные проблемы действующего законодательства заключаются в неурегулированности распределения обязанностей в области обеспечения безопасности между перевозчиком, владельцем транспортной инфраструктуры и госструктурами.

Уже несколько лет подряд предпринимаются попытки четко разграничить понятия "акт незаконного вмешательства" и "террористический акт". В действующем законе в п. 1 ст. 1 буквально сказано: "Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий". Но такая формулировка и создала нынешнюю тенденцию к перекладыванию важнейших государственных задач по обеспечению безопасности граждан, даже в части борьбы с терроризмом, на плечи перевозчиков. Между тем настало время четкого разграничения задач и функций: за что отвечает сама транспортная компания, а что является исключительной прерогативой уполномоченных государственных структур.

На мой взгляд, борьба с терроризмом была и всегда останется важнейшей задачей государства. И требовать решения этих задач с хозяйствующих субъектов по крайней мере недальновидно.

"Ограничительный подход" к ответственности субъектов транспортной инфраструктуры в области транспортной безопасности вызывает все большую поддержку в экспертном сообществе. Так, на состоявшемся в январе 2013 г. заседании секции транспортной безопасности экспертного совета при Комитете Государственной Думы по транспорту, представители Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта предложили поправки, выводящие из-под действия закона "О транспортной безопасности" все транспортные средства, кроме эксплуатируемых на перевозках пассажиров (или, как вариант, на перевозках пассажиров и опасных грузов), а также объекты транспортной инфраструктуры, не задействованные в перевозках и обслуживании пассажиров (как вариант - не задействованные в перевозках пассажиров и опасных грузов). Мне лично представляется оптимальным второй вариант, так как инциденты при перевозках опасных грузов так же представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан. И соответственно государство должно осуществлять должный надзор за тем, как перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры обеспечивают безопасность в данной сфере.

Революция или эволюция?

Проблемы совершенствования деятельности и сотрудничества в области транспортной безопасности мы обсуждаем уже много лет. В том числе с участием бизнес-сообщества, структур гражданского общества и органов госвласти на такой авторитетной площадке, каковой уже 12 лет является Международная научно-практическая конференция "Терроризм и безопасность на транспорте", проходящая под патронатом Комитета Государственной Думы по транспорту и Минтранса России. Отрадно, что удалось сохранить традицию и мы проводим конференцию в привязке к знаменательной дате официальной публикации 16-ФЗ 14 февраля. Вот и в этом году конференция "Терроризм и безопасность на транспорте" пройдет с 12 по 14 февраля в рамках Международного форума "Технологии безопасности".


За пять прошедших лет мы накопили большой - как позитивный, так и негативный - опыт в области реализации требований нормативной базы по транспортной безопасности. В профессиональном сообществе сложился консенсус: 16-ФЗ стал мощным катализатором ускоренного внедрения в транспортной сфере передовых технических систем и организационных решений в области безопасности. Закон "О транспортной безопасности" заставил многих собственников впервые начать выделение серьезных средств на вопросы защиты граждан. Поэтому сейчас никто не заинтересован в революционной ломке сложившейся нормативной базы и системы обеспечения транспортной безопасности. Но вот быстрые и весьма принципиальные эволюционные изменения необходимы.

Первое и самое основное - более четкое разграничение полномочий между органами госвласти и хозяйствующими субъектами. Принципиально важно зафиксировать исключительную ответственность уполномоченных госструктур за борьбу с терроризмом.

Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2013
Посещений: 8663

  Автор

Александр Старовойтов

Александр Старовойтов

Заместитель председателя
Комитета по транспорту
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

Всего статей:  1

В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций