В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Необходимость совершенствования существующей нормативной базы в области транспортной безопасности давно назрела. Как говорят сами перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры, страшен не сам по себе 16-ФЗ, а не всегда адекватные подзаконные акты и не вполне понятная правоприменительная практика.
Безопасность стоит дорого, но она того стоит. Кто будет спорить с этой аксиомой? Но вопросы, каков предельный размер расходов на обеспечение требований законодательства в области транспортной безопасности и какими должны быть ограничители этих расходов, остаются открытыми. Конечно, мы не можем и не будем соглашаться с тем, что из-за недостаточного внимания к вопросам безопасности гибнут люди. Но и с чрезмерными расходами на безопасность, влияющими на качество транспортной услуги, также мало кто может смириться. Один лишь пример: в ОАО "РЖД" расходы на выполнение требований законодательства в области транспортной безопасности в 2012 г. практически равны расходам на закупку нового подвижного состава (13 млрд и 16 млрд руб. соответственно). Полагаю, в таком соотношении есть определенный перекос.
Основные проблемы действующего законодательства заключаются в неурегулированности распределения обязанностей в области обеспечения безопасности между перевозчиком, владельцем транспортной инфраструктуры и госструктурами.
Уже несколько лет подряд предпринимаются попытки четко разграничить понятия "акт незаконного вмешательства" и "террористический акт". В действующем законе в п. 1 ст. 1 буквально сказано: "Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий". Но такая формулировка и создала нынешнюю тенденцию к перекладыванию важнейших государственных задач по обеспечению безопасности граждан, даже в части борьбы с терроризмом, на плечи перевозчиков. Между тем настало время четкого разграничения задач и функций: за что отвечает сама транспортная компания, а что является исключительной прерогативой уполномоченных государственных структур.
На мой взгляд, борьба с терроризмом была и всегда останется важнейшей задачей государства. И требовать решения этих задач с хозяйствующих субъектов по крайней мере недальновидно.
"Ограничительный подход" к ответственности субъектов транспортной инфраструктуры в области транспортной безопасности вызывает все большую поддержку в экспертном сообществе. Так, на состоявшемся в январе 2013 г. заседании секции транспортной безопасности экспертного совета при Комитете Государственной Думы по транспорту, представители Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта предложили поправки, выводящие из-под действия закона "О транспортной безопасности" все транспортные средства, кроме эксплуатируемых на перевозках пассажиров (или, как вариант, на перевозках пассажиров и опасных грузов), а также объекты транспортной инфраструктуры, не задействованные в перевозках и обслуживании пассажиров (как вариант - не задействованные в перевозках пассажиров и опасных грузов). Мне лично представляется оптимальным второй вариант, так как инциденты при перевозках опасных грузов так же представляют потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан. И соответственно государство должно осуществлять должный надзор за тем, как перевозчики и владельцы объектов транспортной инфраструктуры обеспечивают безопасность в данной сфере.
Проблемы совершенствования деятельности и сотрудничества в области транспортной безопасности мы обсуждаем уже много лет. В том числе с участием бизнес-сообщества, структур гражданского общества и органов госвласти на такой авторитетной площадке, каковой уже 12 лет является Международная научно-практическая конференция "Терроризм и безопасность на транспорте", проходящая под патронатом Комитета Государственной Думы по транспорту и Минтранса России. Отрадно, что удалось сохранить традицию и мы проводим конференцию в привязке к знаменательной дате официальной публикации 16-ФЗ 14 февраля. Вот и в этом году конференция "Терроризм и безопасность на транспорте" пройдет с 12 по 14 февраля в рамках Международного форума "Технологии безопасности".
За пять прошедших лет мы накопили большой - как позитивный, так и негативный - опыт в области реализации требований нормативной базы по транспортной безопасности. В профессиональном сообществе сложился консенсус: 16-ФЗ стал мощным катализатором ускоренного внедрения в транспортной сфере передовых технических систем и организационных решений в области безопасности. Закон "О транспортной безопасности" заставил многих собственников впервые начать выделение серьезных средств на вопросы защиты граждан. Поэтому сейчас никто не заинтересован в революционной ломке сложившейся нормативной базы и системы обеспечения транспортной безопасности. Но вот быстрые и весьма принципиальные эволюционные изменения необходимы.
Первое и самое основное - более четкое разграничение полномочий между органами госвласти и хозяйствующими субъектами. Принципиально важно зафиксировать исключительную ответственность уполномоченных госструктур за борьбу с терроризмом.
Опубликовано: Каталог "Системы безопасности"-2013
Посещений: 8663
Автор
| |||
В рубрику "Регулирование и стандарты" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций