Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Беспилотные авиационные системы на страже России

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Беспилотные авиационные системы на страже России

В настоящее время в МЧС России беспилотные летательные аппараты применяются для авиационного обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, связанных с возникновением крупномасштабных лесных, торфяных, ландшафтных пожаров, пожаров на складах и арсеналах Министерства обороны Российской Федерации, при крупномасштабных наводнениях, техногенных авариях и катастрофах, обеспечении поисково-спасательных и других работ. Подтверждением служат кадры из недавних видеорепортажей телевидения, когда беспилотники использовались при обследовании обрушения жилых домов в Магнитогорске и Ростове, воздушной разведке крупных пожаров в городских условиях
Александр Картеничев
Ведущий научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Возрастающая роль беспилотных летательных аппаратов в деятельности реагирующих подразделений МЧС России основана на:

  • опыте проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий техногенных и природных стихийных бедствий последних десятилетий;
  • современных тенденциях применения беспилотных летательных аппаратов в мире.
При участии в спасении на водных акваториях дроны могут использоваться для поиска терпящих бедствие и доставки спасательных средств пловцам, находящимся в опасности. Имеется возможность установки громкоговорителей на беспилотном воздушномо судне. Конструкция такого беспилотника предусматривает наличие устройства удержания и сброса необходимого груза (спасательного жилета, надувной лодки), что может позволить утопающему продержаться на воде до прибытия спасательной шлюпки или спасателя

Практическая реализация и апробирование эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в системе МЧС России начата в 2009 г. на базе отряда "Центроспас".

Более 1700 комплексов с БАС в России

Во исполнение положений Концепции развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России на период до 2020 г., утвержденной решением коллегии МЧС России в 2016 г., а также в целях внедрения в реагирующие подразделения МЧС России новейших технологий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России проводит комплекс мероприятий, направленных на перспективное развитие беспилотной авиации.


По состоянию на июль 2018 г. в системе МЧС России эксплуатируется уже более 1700 комплексов с беспилотными летательными аппаратами. Беспилотные воздушные суда представлены летательными аппаратами:

  • самолетного типа: ZALA 421-04M, ZALA 421-08M, ZALA 421-16ЕМ, Superсam S-250, Орлан-10;
  • вертолетного (мультироторного) типа: ZALA 421-21, ZALA 421-22, Гранад BA-1000, Superсam Х6M2 и Superсam Х8-M.

Преимущественное большинство составляют беспилотные авиационные системы (БАС) фирмы DJI: Phantom 2, 3, 4 и Inspire 1.

В целях дальнейшего развития беспилотной авиации в плановом периоде 2019–2020 гг. была предусмотрена закупка беспилотных авиационных систем нового поколения, не менее 200 единиц ежегодно, при общей потребности свыше 5 тыс. единиц.

Что может беспилотник

Задачи применения беспилотных летательных аппаратов в МЧС можно классифицировать по четырем основным группам:

  • обнаружение чрезвычайной ситуации;
  • участие в ее ликвидации;
  • поиск и спасение пострадавших;
  • оценка ущерба.

Таким образом, с помощью беспилотной авиации МЧС России выполняет ряд важных задач, в том числе таких, как:

  • контроль зон ЧС, поиск объектов заинтересованности;
  • мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки, разведка путей движения;
  • обеспечение связи и ретрансляция данных (команд);
  • мониторинг районов химических и радиационных аварий;
  • аэрофотосъемка заданных районов;
  • доставка малогабаритных грузов в назначенные районы.

Использование тепловизора, входящего в комплектацию беспилотных воздушных судов, способствует выявлению скрытых очагов возгорания, прогнозирует обрушение конструкций и сооружений путем определения температуры поверхности, что позволяет эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.


В конструкторском бюро Маслова разработан перспективный многоцелевой российский противопожарный вертолет RUMAS-10. На вертолете установлена струйная система пожаротушения барабанного типа. Кроме того, есть пневматическая баллистическая система (пушка) для высокоточного метания порошковых зарядов (снарядов) пожаротушения на расстояние в 25–30 м, что позволяет вести "стрельбу" по очагам огня в горящих помещениях. Конструкцией вертолета RUMAS-10 предусматривается вариант его использования в качестве беспилотного аппарата

Регистрационные номера для БАС

В соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ проводится работа по присвоению персональных регистрационных номеров беспилотным воздушным судам, находящимся на оснащении в подразделениях МЧС России. Прорабатываются вопросы обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна.

Направления развития беспилотной авиации в России

С учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями МЧС России при ликвидации аварий и тушении пожаров, определены основные направления развития беспилотной авиации в системе МЧС России:

  • организация работы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих процессы внедрения, унификации, стандартизации и применения БАС (в том числе в условиях ЧС);
  • повышение готовности штатных подразделений, использующих беспилотные летательные аппараты, сокращение времени реагирования на ЧС различного уровня;
  • обеспечение развития и повышение эффективности применения БАС при выполнении функциональных задач;
  • организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС, в реагирующих подразделениях МЧС России;
  • изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации.
В мае 2014 г. произошло наводнение на Балканах. Выпало самое крупное количество осадков за последние 120 лет, что привело к тому, что большие территории оказались затопленными и сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Использование дрона (беспилотного летательного аппарата) в такой ситуации позволяет в короткое время обследовать сравнительно большую территорию, получить фото- и видеоматериалы с воздуха, которые помогут оценить ситуацию на реках и их берегах, а также проанализировать риски угрозы наводнения

Лучшие в эксплуатации БАС

С увеличением количества беспилотных летательных аппаратов, повышением их возможностей и масштабов применения на первый план выходят вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов по эксплуатации БАС. Обеспечивается ежегодное проведение курсов повышения квалификации личного состава расчетов БАС на базе высших учебных заведений МЧС России, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Аналогичная работа организуется в учебных центрах ФПС МЧС России после оснащения их беспилотными летательными аппаратами. К 2019 г. уже обучены 1050 внешних пилотов.


В свете вышесказанного в качестве одной из форм организации и проведения группового вида профессиональной подготовки летного состава, эксплуатирующего БАС, в июне 2018 г. на базе ФГКУ "Ногинский СЦ МЧС России" были проведены I Всероссийские соревнования среди лучших команд МЧС России по мастерству управления беспилотными воздушными судами на звание "Лучший расчет беспилотных авиационных систем МЧС России". Соревнования проводились на тактическом фоне и в следующих целях:

  • совершенствование профессиональных навыков пилотирования и организации производства полетов беспилотных воздушных судов, определения и проверки уровня подготовки внешних пилотов;
  • обмен опытом, пропаганда знаний, приемов и способов проведения авиационных работ при решении задач по предназначению с применением БАС.

Подобные соревнования планируется проводить ежегодно.

Беспилотники для Арктической зоны

Объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия на оснащении БВС большой дальности и продолжительности полета. Ввиду территориальной протяженности региона воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных. Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России перспективных беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру.

Таким образом, на основе принятой Концепции применения беспилотных авиационных систем МЧС России, а также с учетом опыта их практического использования при предупреждении ЧС и ликвидации их последствий способы и тактические приемы использования беспилотных летательных аппаратов будут совершенствоваться, а диапазон сфер применения при решении задач МЧС России – расширяться.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019
Посещений: 2640

  Автор

 

Александр Картеничев

Ведущий научный сотрудник, кандидат военных наук, старший научный сотрудник отдела авиационно-спасательных технологий НИЦ НТП ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Всего статей:  2

В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций