В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Главная цель единой системы связи – обеспечение работы сервисов мониторинга технологических систем объекта, систем безопасности, внутренней оперативно-технологической и диспетчерской связи, учрежденческой телефонной связи, аварийного оповещения с помощью одного отказоустойчивого решения.
Единая система должна обладать достаточной отказоустойчивостью для обеспечения круглосуточной и круглогодичной работы в течение как минимум 10 лет. Помимо отказоустойчивого сервера в качестве центрального коммутатора, необходима возможность применения нескольких таких устройств с их пространственным разнесением. Желательно использование интеллектуальных абонентских устройств, работающих в режиме отсутствия связи с центральным коммутационным устройством.
Требования общего плана заключаются в следующем:
Центральное оборудование должно соответствовать следующим требованиям:
1. Оно должно быть построено на отказоустойчивой серверной платформе, обеспечивающей все функции речевой связи, оповещения, управления исполнительными механизмами и камерами, а также мониторинг всех элементов в одной мультисервисной IP-сети.
2. Для осуществления мониторинга устройств системы должна быть предусмотрена графическая поверхность, подобная приведенной на рис.1 поверхности Alphaview, используемой для систем производства Zenitel (Норвегия).
На данной поверхности в режиме реального времени должен отображаться актуальный статус каждого переговорного устройства ("неактивное состояние", "вызов", "занято", "помеха/отбой"), а также ошибки в центральном сервере. Система должна позволять использовать в качестве фона картографическую подложку и произвольные планы и схемы, импортируемые в виде графических файлов. Все действия сервера, переговорных устройств и рабочего места оператора документируются в Log-файле. Доступ к пользовательской поверхности защищен паролем.
3. Переговоры с оператором должны при необходимости записываться. Доступ к прослушиванию записей регламентируется учетными записями пользователей (операторов системы).
4. Желательно наличие допуска системы на использование ее в качестве аварийного оповещения, включая категорию 5 по НПБ 104-03, то есть должны выполняться требования сертификата пожарной безопасности.
5. В системе должна быть реализована интеграция как минимум следующих интерфейсов:
6. Наработка на отказ – не менее 30 тыс. ч.
7. ПО системы должно иметь интерфейс на русском и английском языках, понятные пиктограммы и системы выпадающих меню для простых выполнимых операций по конфигурированию администратором.
Главные критерии, на которые стоит обратить внимание при сравнении систем разных производителей, – работа на существующих сетях связи заказчика и способ интеграции с существующим оборудованием.
Основная задача оператора – воспринимать ситуацию и реагировать на ее изменения.
Согласно теории восприятия, за равное количество времени через слух передается 1 тыс. условных единиц информации, через осязание – 10 тыс., через зрение – 100 тыс.
Зрительный аппарат человека воспринимает образы по следующей схеме: от неизвестного конкретного к известному абстрактному, а затем к известному конкретному. В конечном итоге результат всегда может быть описан словами, в данном случае через речевое сообщение, вызов соответствующих служб или доклад. Иногда это выражается в совершении определенных действий: нажатии тревожной кнопки, отключении или включении каких-либо механизмов или систем.
Зрительное распознавание – это активное формирование целостного образа объекта во всей совокупности его свойств и признаков и отнесения к определенному узкому классу (люди, животные, автомобили и т.д.), процесс восстановления структуры и формы рассеивающего свет предмета по результату этого рассеивания. Такого рода задачи относятся к классу некорректно поставленных – для их решения требуется привлечение априорной информации о характере объекта, рассеивающего излучение.
Факторы, мешающие оптимальному решению задачи распознавания:
Нужно учитывать, что центральное зрение человека приспособлено для мелких деталей, а периферическое – для полутонов. Размер пространственного угла ясного зрения при восприятии двухмерного плоского изображения, дискретного в пространстве и времени, составляет не более 9 град. по вертикали и 12 град. по горизонтали. При большем видимом угловом размере экрана игнорируется периферия, а при меньшем – внимание оператора отвлекается на посторонние объекты. Оптимальный угловой размер экрана для задачи обнаружения – 9х12 град., то есть 4–5 диагоналей от экрана до глаз оператора. Оптимальный угловой размер экрана для задачи опознавания – до 30 град., то есть 1,5–3 диагонали от экрана. При проектировании рабочего места мониторы располагают на некотором расстоянии от глаз оператора, чтобы он мог незначительно менять позу и не утомляться, проводя как поиск объекта на экране, так и его опознавание.
Например, при наблюдении одновременно на нескольких экранах вероятность решения зрительной задачи (как вероятность сложного события) равна произведению вероятностей событий, его составляющих. Если для одного экрана вероятность 0,4, то для четырех – 0,44 = 0,0256, то есть меньше 3%. Установка на рабочем месте мониторов с многооконными изображениями (от всех камер) приводит к полной невозможности выделить существенные события из этого потока видеоинформации. Следовательно, для событий, требующих реакции, необходимо применять отдельные мониторы и автоматические алгоритмы в сочетании с сигналами привлечения внимания.
Помимо этого, нужно учитывать, что степень тревожности окружающей обстановки воспринимается человеком в зависимости от вектора и скорости движения видимых объектов, и наиболее опасным кажется движение сверху вниз. В силу этого "тревожные" мониторы рекомендуется ставить в верхнем ряду посередине: появление изображения на них уже будет восприниматься как сигнал опасности. В случаях, когда необходимо обработать несколько тревожных событий одновременно, применяются различные алгоритмы, среди которых следует обратить внимание на "гашение и последовательность" в сочетании с системой расстановки приоритетов для потенциальных тревожных событий.
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц (после 35–40 лет верхний частотный порог слышимости снижается до 12–14 кГц.) Звуки выше 16 000 Гц для задач оповещения имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Звуковые волны в диапазоне от 300 до 4000 Гц содержат около 90% спектра человеческого голоса, этого достаточно для передачи речевого сигнала.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой – восприятие языковых конструкций (слов и выражений) и их понимание. Эмоциональная окраска и иносказательный смысл передаются с помощью других, неязыковых параметров:
У каждого человека, помимо уникальности голосового спектра, есть своя индивидуальная манера речи. Перечисленные четыре пункта укладываются в оставшиеся 10% спектра – формантные составляющие, расположенные в диапазоне от 2 до 7 кГц, по ним мы распознаем голос собеседника. Для комфортного оперативного общения желательно применять оборудование, электроакустические характеристики которого превосходят традиционный телефонный стандарт с шириной полосы воспроизведения в 3,5 кГц. В 90% случаев достаточно полосы воспроизводимых частот в 7–8 кГц.
Для достижения показателя разборчивости не менее 85% необходимо, чтобы отношение речевой сигнал/шум в помещении было не менее 20 дБ. Пульт оператора или диспетчера должен иметь направленный микрофон, позволяющий отсекать посторонние шумы. Желательно как для пульта, так и для остальных абонентских устройств иметь возможность мониторить окружающую шумовую картину. На производстве же часто размещают устройства подачи речевых объявлений непосредственно на производственном участке или в комнате управления, в которой, помимо диспетчера, может находиться и другой персонал. В ряде случаев полезно применение трубки по типу телефонной: руки оператора будут заняты, но это позволит максимально отсечь окружающий шум и отчетливо слышать собеседника практически в любой обстановке. Необходимо предусмотреть использование индивидуальной гарнитуры.
Звуковой уровень в пределах рабочего места должен быть не менее 80 дБ, а его неравномерность – не более 6 дБ.
Все клавиатуры, манипуляторы и кнопки управления должны располагаться на расстоянии протянутой руки. Для оперативной связи обязательно применение клавиш прямого набора с тактильным ответом в силу того, что в режиме ЧС или оперативного управления оператор системы работает вслепую. Для экстренных и циркулярных вызовов, а также для реализации функции "перебой" (вторжения в конференцию) возможно применение ножной педали в качестве клавиши прямого набора или РТТ. Применение сенсорных экранов в ряде случаев может привести к отвлечению оператора и увеличению времени реакции на ситуацию.
Оконечные устройства системы должны соответствовать пп. 1 и 2 технических требований к центральному оборудованию.
Прочие требования должны касаться условий использования устройств, их эргономических параметров и дизайна. Конкретизируя, можно выделить несколько типов возможных оконечных устройств:
Современная мультисервисная система связи обязана иметь максимально возможную совместимость со сторонним оборудованием. Для этого должна обеспечиваться поддержка следующих протоколов, кодеков и типов интерфейсов:
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #5, 2018
Посещений: 2450
Автор
| |||
В рубрику "All-over-IP" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций