Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Английские традиции VIP-автомобилей

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Английские традиции VIP-автомобилей

Великобритания с давних времен по праву считалась эталоном в сфере представления высокопоставленных особ. И законодателем мод в этом всегда была королевская семья. Английские аристократические традиции оказали огромное влияние на становление правительственных и дипломатических протоколов во многих странах, поэтому, говоря сегодня о VIP-перевозках, невозможно обойти вниманием автомобильную историю английского королевского дома
С.А. Доронин
Компания "Армет"

Первое появление автомобиля в королевской семье можно отнести к 1898 г., когда старший сын, который по традиции носит титул принца Уэльского, а с 1901 г. король Эдуард VII принимал парад полка шотландских горцев. Один из его министров лихо проехал мимо, поднимая клубы пыли и дыма. Принц заинтересовался этим экипажем, и первая поездка на автомобиле состоялась в августе 1899 г., когда лорд Монтегю прокатил его на своем "Дэймлере" (Daimler, модель Wagonette) на скорости 40 миль в час на расстояние около 8 миль. Этот автомобиль сохранился до сих пор и стоит в коллекции лорда, в музее Монтегю.


Принцу Уэльскому так понравился автомобиль, что он заказал себе модель 1900 г. с двухцилиндровым двигателем в 6 л.с., который имел двойную систему зажигания – со свечами и калильными трубками. Уж сколь бы мы ни обращались к истории, а всегда найдется что-нибудь, что впоследствии повторяется многократно. Так и двойная система зажигания была повторена позднее на "Мерседесах" и специальных автомобилях ЗИС и ЗИЛ. Необычным был и педальный привод акселератора, ведь в то время он чаще стоял на руле. Трансмиссия имела четыре скорости вперед и одну назад, и развивал автомобиль до 24 миль в час. На этой машине была впервые опробована такая новинка, как прерыватель-распределитель низкого напряжения. Кузов типа "фаэтон", от одной из прославленных кузовных мастерских – "Хупер" (Hooper), имел наклоняемую рулевую колонку для облегчения входа/выхода из авто. Этот "Дэймлер" имел регистрационный номер А7.


При заказе в 1902 г. второго автомобиля, "Дэймлер" получил титул Поставщика двора Его Величества. Заказ поступил от принца, ставшего уже к этому времени королем Эдуардом VII. Машин в гараже скопилось аж четыре, и обычно для путешествия по Европе высылались три из них. В модели 1902 г. были новшества: радиатор был перенесен вперед, изменен капот и заднее сиденье. Автомобиль 1902 г. был возвращен в 1930 г. на фабрику "Дэймлер". В 1938 г. король Георг VI совершил на нем выезд, а в 1946 и 1957 гг. автомобиль использовался на публичных показах. Последнее его использование – в 1971 г. в ралли старинных автомобилей. Сегодня этот автомобиль находится в загородной экспозиции королевского двора.

Лошади отправляются на покой

С 1904 г. царствующий дом стал использовать автомобили вместо конных экипажей как по официальным, так и не по неофициальным поводам. В течение года вся королевская семья пересела на авто. С тех пор конные королевские выезды использовались лишь по большим праздникам. Шоферам его величества платили хорошие деньги, и при дальних поездках шла дополнительная оплата, у них были зарезервированы апартаменты в трех королевских резиденциях, и к ним был прикреплен повар для приготовления пищи. Им выдавались два комплекта ливрей, рабочие часы исчислялись с 9 утра до того момента, когда его королевское величество отходило ко сну. Специальным королевским указом в шоферской комнате был установлен один из первых телефонов, для поддержания водителей в состоянии готовности и воспитания чувства ответственности. Также в штате имелось два человека для постоянного наведения порядка снаружи и внутри авто.


В декабре 1914 г. король Георг V приобрел "Дэймлер" от ателье "Хупер" с 45-сильным двигателем и с большими окнами, которые могли открываться и фиксироваться на необходимой высоте. Водитель имел защиту от непогоды – кожаный фартук и тент над головой. Окраска кузова была произведена – в соответствии с каретными традициями – королевскими цветами: черным сверху и темно-бордовым снизу. Салон для королевских особ был обшит натуральной марокканской шерстью синего цвета, шоферский отсек – буйволиной кожей синего цвета. В 1915 г. конь, на котором Его Величество приветствовал войска, испугался приветственных возгласов солдат и упал, придавив собою монарха. С тех пор короля возили исключительно на авто. Но окончательно царствующий дом пересел на автомобили в 1919 г., когда с 26 сентября по 5 октября бастовали железнодорожники и королевскому семейству пришлось использовать авто аж двое суток подряд. В 1919 г. принц Эдуард приобрел свой первый "Роллс-ройс" с кузовом лимузин (Silver Ghost Barker). В отличие от отца и деда принцу нравились "Роллс-ройсы", которых в гараже насчитывалось с десяток. В дальних поездках, например в Канаду, он пользовался североамериканскими автомобилями, некоторые из них позднее попали к нему в гараж.

Автомобили королевы Марии

В мае 1939 г. королева Мария попала в аварию на величественном и очень просторном 12-цилиндровом лимузине "Дэймлер". Машина ее величества после столкновения с грузовиком пролетела боком через улицу, ударилась о бордюр и перевернулась на бок. Королева не могла самостоятельно выбраться из машины, пока проходивший мимо маляр не подал ей свою лестницу. Когда она все же выбралась, то соседи из дома неподалеку приютили ее и напоили чаем. Вся страна посылала ей цветы, желая здоровья, – включая букет от водителя грузовика, виновника аварии. Машина была отправлена на фабрику "Дэймлер" и возвращена в 1968 г. королевскому двору после детальной и качественной реставрации.


В 1939 г. при визите королевы в Канаду были подготовлены 4 авто: два от "Маклафлин-Бьюик" канадского производства (McLaughlin-Buick) и по одному авто сопровождения: "Линкольн" (Lincoln) и "Крайслер" (Chrysler). Все автомобили являлись лимузинами с откидным верхом. Из них были скомпонованы две команды: первая – "Бьюик" и "Крайслер" и 8 мотоциклистов, вторая – "Бьюик" и "Линкольн" и 8 мотоциклистов.

Кстати, эти автомобили не пропали и не были проданы; их использовали в 1986 г. при визите в Канаду принца Чарлза и принцессы Дианы. Для первого послевоенного королевского визита в Южную Африку пароходом были отправлены 7 автомобилей "Дэймлер". Кузова автомобилей изготавливались традиционно на кузовной фабрике "Хупер". Основными были четыре лимузина, два лимузина-ландоле со съемным верхом над пассажирами задних сидений и один всепогодный резервный автомобиль. Автомобили имели тонировку стекол и съемный верх для защиты от жаркого африканского солнца.

Вторая половина XX века

С 1949 г. наступила эра "Роллс-ройсов", которая началась с заказа принцессы Елизаветы и принца Эдинбургского на постройку лимузина. Автомобиль был изготовлен на базе самой большой и новейшей на тот момент модели Phantom IV. Это был также первый электрифицированный автомобиль для королевской семьи. Тонированные шторки на стеклах задних дверей, тонированные стекла во внутренней перегородке и задней части крыши.

Автомобиль, как и все авто членов королевской семьи, не имел номерных табличек и свидетельства об уплате дорожных сборов, обычно устанавливаемого под лобовым стеклом. Однажды, двигаясь без соответствующего эскорта после ужина домой, водитель превысил допустимую скорость. За что и был остановлен местным полицейским, патрулирующим округ на велосипеде. А так как автомобиль имел тонировку, полицейский не поверил шоферу, что он торопится довезти до дома коронованных особ. Пришлось им приоткрыть окно и попросить не препятствовать их дальнейшему движению. Принцесса Элизабет в 1950 г. стала королевой Элизабет II в 1952 г. и старалась оставаться верной марке "Роллс-ройс" многие годы.

Весьма интересна машина, построенная на базе автомобиля "Кадиллак". Машина имела свое собственное название – "Королевская 59" (Queen's '59), так как была изготовлена в одном экземпляре специально для визита королевы Елизаветы II в Канаду в августе 1959 г. Ведь формально Канада входит в содружество государств, которые возглавляет королева Великобритании. И принимающая сторона не скупилась на расходы, лишь бы чем-то выделиться из стран содружества в необычности организации приема королевы. Машина имела традиционный для визитов королевы кузов типа лимузин-ландоле со съемной задней частью крыши.

Следующая модель от "Роллс-ройс" – Phantom V – прослужила самой королеве и ее матери с 1962 по 2002 г. Автомобиль "Мерседес" модели 600 (W100) с кузовом лимузин-ландоле 1965 г. был изготовлен специально для визита королевы Елизаветы II в Германию. Второй автомобиль с точно таким же кузовом был изготовлен для Папы Римского. Автомобиль имел лимузинную перегородку за передними сиденьями и мягкий складной верх над задними сиденьями. В задней части салона было предусмотрено место и поручни для движения стоя.

Для личных нужд и поездок королева использовала "Ягуар" модели Mark VII 1955 г. выпуска аж до 1973 г. Затем на смену ему пришел лимузин "Дэймлер" DS420, который она меняла на более новый трижды, каждые четыре года.

Официально использовались два автомобиля "Роллс-ройс" модели Phantom VI. Один из них стандартный, а вот второй заслуживает пристального внимания – это был подарок от Сообщества автопроизводителей и продавцов национальной автомобильной промышленности к серебряному юбилею правления Елизаветы II, в 1977 г. Автомобиль создавали с 1976 по 1977 г. в кузовостроительном ателье Mulliner Park Ward. Кстати этот автомобиль довольно часто сопутствовал королеве в ее путешествиях за границу. В некоторых странах для ее визита готовились специальные автомобили, в некоторых использовались лучшие гостевые или авто первых лиц принимающей стороны, но чаще всех использовался Phantom VI. Не стал исключением и ее визит в 1994 г. в Москву. Автомобиль ушел в отставку в 2002 г., когда парк обновился новейшим автомобилем "Бентли" (Bentley).

Наши дни

Автомобиль Bentley State Limousine был изготовлен теперь уже к золотому юбилею правления Елизаветы II, в 2002 г., и изначально при его проектировании все требования королевского гаража были учтены. Основой для этого автомобиля, построенного в одном экземпляре, была положена модель Arnage II с удлиненной колесной базой, мотором в 400 лошадиных сил и, как обычно для королевской особы, с поднятой линией крыши. Машина окрашена в традиционные королевские цвета – черная крыша и темно-бордовый кузов – и имеет переходящую от предыдущих машин накапотную статуэтку с изображением Георгия Победоносца, убивающего дракона. По заявлению производителя, авто рассчитано на эксплуатацию в течение не менее 25 лет при пробеге в 125 000 миль. По традиции автомобиль не имеет регистрационного номера, с него не взимаются налоги, он не обязан проходить техосмотры, не взимается плата за проезд по центру Лондона. Полиция должна всячески помогать и содействовать беспрепятственному проезду авто при движении по улицам. Вот такие привилегии сохранились и по сей день, но только для королевы. 


В гараже присутствуют и другие марки автомобилей. Наиболее интересные машины от "Дэймлер" (английской марки, с которых все и начиналось) – это модели DS 420 с различными кузовами. Этот классический лимузин хотя и производился в содружестве и под контролем "Ягуара", но не имел прямых аналогов. Один из них принадлежал королеве-матери, остальные использовались для разъездов и гостей.


Официальные автомобили королевской семьи не имеют обычных регистрационных знаков, но если они находятся в личной собственности, то должны иметь регистрацию в общем порядке. Нынешний принц Чарлз по официальным поводам пользуется защищенными автомобилями "Бентли" модели Turbo R и "Ягуар" модели XJ. На парадных мероприятиях он использует "Роллс-ройс" Phantom VI, теперь утративший свой титул "государственный автомобиль номер один".


Двигатели других его автомобилей частично переделаны на использование биотоплива. Принц Эндрю использует автомобиль "Бентли" модели Arnage 2008 г. с номерной табличкой DOY (Duke of York) означающей – герцог Йоркширский. При неофициальных визитах и в повседневной жизни королеву возят на защищенных автомобилях "Ягуар" XJ, точно таких же, как у премьер-министров. В сопровождении – те же "Ягуары" и той же окраски.


Иногда королева, как и члены ее семьи, пользуется внедорожниками "Рэндж ровер" (Range Rover), для разъездов по сельской местности или по дорогам не очень хорошего качества. Премьер-министров Соединенного Королевства обычно возят на защищенном "Дэймлер" Super V8 (он же "Ягуар" JX) в сопровождении "Рэндж ровер" или "Лэнд ровер" Discovery. Автомобили "Дэймлер" с 2006 г. собираются ограниченными партиями, и только по предварительному заказу.


Вследствие этого машины от темно-зеленого автомобиля 2000 г. до серебристого – 2010 г. ждут замены на новейшую защищенную модель "Ягуар" XJ, показанную на выставке в Москве в августе 2010 г. Защита от фирмы Labbe по евро-уровню В7. Резина низкопрофильная 19-дюймовая, но, как говорят, усиленная и на специальных дисках. Что ж, время покажет, как этот автомобиль сможет выполнять возложенные на него функции. Кстати, все отставные премьер-министры (с 1975 г.) пользуются аналогичными защищенными автомобилями с охраной и полицейским сопровождением, что и ныне действующие, а значит, их парк также обновится и пополнится новыми авто.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2012
Посещений: 19248

  Автор

Доронин С. А.

Доронин С. А.

эксперт

Всего статей:  5

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций