Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Бронеавтомобили: каким должно быть решение для банка

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Бронеавтомобили: каким должно быть решение для банка

А. Р. Голосов
Начальник службы инкассации АКБ "Пробизнесбанк", ОАО

Возможности фирм, производящих бронирование  автомобилей, достаточно  широки, но у служб инкассации банков свои требования к машинам, используемым   для   перевозки ценностей. Что предлагает таким заказчикам   российский   рынок бронеавтомобилей?

Сегодня ситуация на рынке бронеавтомобилей такова, что за ваши деньги вам произведут бронирование практически любого транспортного средства как отечественного, так и зарубежного производства. С одной стороны, широкие возможности позволяют заказчику выбрать из предлагаемых машин то, что ему по средствам и соответствует его потребностям, однако, с другой стороны, большой разброс технологий и подходов к бронированию машин вызывает определенную настороженность.

Как оптимизировать процесс бронирования

На мой взгляд, все же не решена основная проблема - базовый автомобиль изготавливает завод, а бронирование (с последующими технологическими изменениями и процессами сварки, резки, разборки и монтажа отдельных узлов, дополнительного крепежа, усиления подвески и т.п.) осуществляют другие фирмы. Разорвана единая цепь, которая включает создание спецавтомобиля, его испытание, определение динамических характеристик и другие этапы. Как ни оптимизируйте процесс бронирования, базовое шасси получает дополнительную нагрузку, меняются динамические характеристики готовой конструкции, а элементы кузова базового шасси получают дополнительную термическую нагрузку в процессе сварки и установки бронелистов. Мне кажется, если изготовление такого броневика с самого начала будет идти в рамках одного предприятия, причем с учетом и обобщением всех требований и опыта эксплуатации таких машин, то в этом случае может получиться оптимальный вариант.

Требования к инкассаторским автомобилям

Задачи, решаемые подразделением инкассации банка, довольно разнообразны, и даже в рамках одного маршрута они могут быть разными. В процессе работы был выработан ряд основных требований к автомобилям, используемым для инкассации.

Первое требование - кузов машины должен быть достаточно просторным и удобным для длительной поездки (6-8 ч) минимум трех человек. При этом объем свободного пространства для груза должен быть не менее 2-2,5 м3. Особенно много места занимают кассеты для банкоматов. Однако эти требования вступают в противоречие с необходимостью небольших внешних габаритов машины, нужных для уверенного маневрирования и парковки в таком очень тяжелом для езды городе, как Москва. Конечно, лучше всего было бы иметь в составе парка машину, специально предназначенную для дальних поездок, и машину-для города, но это уже нерационально из-за разной нагрузки, пробега, ТО и прочих факторов.

Второе требование - должны исправно функционировать все элементы машины, для обслуживания которых водителю придется делать неплановые остановки и покидать салон. Речь идет о бензобаке повышенной вместимости или об установке дополнительного бака, переключение на который должно производиться из кабины. Такое же требование должно быть и к объему бачка с жидкостью для омывания лобового стекла. Щетки стеклоочистителя и зеркала заднего вида должны иметь подогрев, а зеркала регулироваться из кабины. Следует упомянуть требования, которые предъявляются к другим важным элементам автомобиля:

  • обязательным условием является наличие кондиционера и люка, соответствующим образом открывающегося;
  • должны иметься места крепления оружия в салоне, расположенные так, чтобы оно было под рукой - легкодоступно, но в то же время надежно зафиксировано;
  • к конструкции боковой двери единого требования  нет. Открываясь наружу, она может играть роль дополнительной защиты при отражении огневого нападения, однако следует учитывать, что такая конструкция значительно увеличивает габариты машины. Сдвижная дверь соответственно имеет противоположные качества;
  • рулевое управление должно иметь в составе гидро- или электроусилитель;
  • двигатель должен быть достаточно динамичным и мощным, но неприхотливым к качеству топлива. Элементы защиты двигателя не должны ухудшать температурного  режима его работы. Необходимость парковки на открытой стоянке предъявляет повышенные требования к надежному и легкому запуску двигателя в зимнее время, ибо далеко не все банки имеют гараж или отдельный бокс для спецмашин;
  • грузовой отсек или ящики и сейфы для ценностей должны иметь возможность запираться из кабины.

Требования к связи

Заказчику решать, что именно выбрать: сотовые или спутниковые телефоны, рации УКВ- и КВ-диапазонов. Здесь есть сложности с получением соответствующих разрешений, да и с ценой "вопроса". Какой бы вид связи ни был выбран, связь должна быть устойчивой и гарантировать быстрое соединение. Причем проверки качества сигнала должны быть проведены в любое время суток, любой сезон и в районах всех маршрутов. Зоны с неустойчивой связью должны быть известны и личному составу бригад, и соответствующим дежурным. Если маршруты не могут быть проложены в обход таких зон, средства связи желательно дублировать.

Зарубежный опыт

Одной из особенностей инкассации за рубежом является максимальное снижение риска для жизни инкассаторов за счет того, что нападение, предпринимаемое для завладения ценностями, в результате применения ряда  мер теряет всякий смысл.

Возможность с помощью современных технических средств привести деньги в неплатежное состояние и отследить в дальнейшем вероятную попытку расплатиться такими деньгами или обменять их делает бессмысленной любую кражу. Второе, и очень важное, отличие, по сути, формирующее разницу между требованиями к отечественным и импортным автомобилям, к качеству их сборки и комплектующих изделий, - это состояние дорог, непосредственно влияющее на надежность и долговечность машины. Существенным фактором является и то, что зарубежные броневики собираются при заводах-изготовителях базовых шасси. Это позволяет осуществлять программу испытаний и сертификации, которая нашим бронировщикам пока еще не по плечу. И не из-за недоступности, а по финансовым соображениям. Также больше внимания за рубежом уделяется условиям работы и обеспечению комфорта экипажа.

Состояние отечественного рынка инкассаторских бронеавтомобилей

Главная причина, делающая производство броневиков в России низкорентабельным, - малая серийность. Основными заказчиками в нашей стране выступают немногие потребители, имеющие внушительный автопарк и развитую филиальную сеть, такие как: Сбербанк, "Росинкасс", "Инкахран", Центральный банк. Эти же потребители и влияют на распределение рынка между иномарками и отечественными базовыми моделями, так как проще и дешевле обойдется приобретение и обслуживание большой партии машин одной марки, а в этом случае речь идет о десятках и даже сотнях машин.

Состояние рынка броневиков и факторы, влияющие на него, подробно и широко освещались в спецвыпуске "Бронеавтомобили". За последние годы увеличилось количество предприятий и фирм, выполняющих бронирование транспорта, выросла и линейка предлагаемых моделей. Критерии бронезащиты выравне-ны и стандартизированы; стекло и броне-листы, или капсула, испытываются и у нас и "у них" примерно в одинаковых условиях. Поэтому, выбирая между иномаркой и отечественным авто, мы, к примеру, уже обращаем внимание на состояние дорог на потенциальных маршрутах, на то, город это, область или регионы, на стоимость ТО, ремонтопригодность, на наличие и стоимость запчастей, на надежность. Эти факторы сказываются на конечной цене броневика, которая складывается из стоимости обслуживания и долговечности эксплуатации, то есть того периода, после которого его продажа уже не может окупить затраты на ремонты, да и сама продажа становится проблематичной.

По этим причинам, по моему мнению, доля машин отечественного производства на рынке броневиков в настоящее время несколько больше, чем доля иномарок, имеющих пока узкую сервисную сеть и дорогое ТО, хотя иномарки более надежны.

Какую модель выбрать?

В настоящее время выбор вида бронирования определяется скорее ценой, чем тактическими соображениями. Даже не очень искушенному наблюдателю доступен ряд признаков, позволяющих отличить автомобиль скрытого бронирования от базовой модели. На многих броневиках нанесены логотипы или названия банков, рекламные телефоны, надпись "инкассация", это должно помочь снять лишние вопросы с ГАИ, когда возникают проблемы с проездом, объездом и подобными сложностями, связанными с передвижениями по городу. При наличии таких надписей скрытое бронирование теряет смысл. В нашем банке действуют стандартные правила инкассации. При выборе бронемашин для автопарка мы ориентируемся на стандартные требования РОС-ТЕСТа, ГАИ, а также ГОСТов на защиту стекол и других комплектующих для автомобилей.

Еще года три назад у нас были 4 автомобиля Ford - по два F-150 и F-350. Потом мы решили попробовать наши "Газели", модель называется "Ратник", у нее 3-й класс защиты. Имеющиеся у нас замечания относятся не к бронированию готовой машины, а к состоянию подвески, трансмиссии, двигателя - то есть к самой "Газели". Как броневик данная модель, эксплуатируемая в городских условиях, вполне удовлетворительна, такими машинами пользуются многие банки.

В связи с увеличением объема наших перевозок, в том числе в регионы, смежные с Москвой, мы планируем приобретение еще одной-двух иномарок.

Для перевозок мы применяем только бронеавтомобили нашего автопарка, и за последние 13 лет ни разу не использовались чужие машины. Такая услуга некоторыми банками предоставляется.

Опыт "Пробизнесбанка"

У "Пробизнесбанка" нет необходимости пользоваться услугами сторонних организаций: у нас своя техника, свой персонал. В нашем департаменте инкассации стабильная кадровая ситуация, потому что мы стараемся свести "текучку" к минимуму, для этого со стороны руководства делается все возможное.

Прежде чем приобрести бронемашину, мы, безусловно, исследуем рынок. В идеальном случае надо собрать производителей за круглым столом, высказать им свои требования и сообщить, что мы будем работать с теми, чье предложение дешевле, а работа будет выполнена быстрее, однако, увы, так не происходит. Когда на российском рынке начинали предлагать импортные автомобили, мы ездили практически по всем офисам ведущих производителей-бронировщиков, смотрели, изучали их предложения, разговаривали с руководителями.

В качестве дополнительного специального оборудования на бронированных автомобилях нашего автопарка мы используем то, что предлагает поставщик. Например, предусмотрено специальное сферическое зеркало на борту, предназначенное для того, чтобы сотрудник охраны, подходя к машине, видел все, что происходит за его спиной, даже не поворачиваясь. Это минимизирует угрозу внезапного нападения сзади. Стандартной считается также возможность обзора задней стенки бронемашины. Обеспечить ее могут как телекамеры, так и специальные зеркала с соответствующим углом обзора.

Кроме того, существует система, помогающая через спутник отслеживать местонахождение машины в конкретный момент и осуществлять мониторинг ее состояния: работает ли двигатель, открыты ли двери (открыты изнутри или снаружи, охраной в рабочем порядке или по принуждению...). Это достаточно дорогостоящая услуга, и обычно она используется теми организациями, в которых имеется большой автопарк и перевозятся очень крупные суммы.

Прогноз - дело неблагодарное

Если говорить о современном рынке инкассации в целом, нельзя утверждать, что он сложился. Продолжается процесс сокращения и слияния банков, оптимизируется их автопарк. Инкассация является довольно затратной услугой для очень многих банков, поэтому некоторые из них пользуются услугами сторонних организаций;  их,  в частности предоставляет РОСИНКАС (у этой организации большой автопарк, большой штат водителей, да и сотрудники службы инкассации могут во время, свободное от своих прямых обязанностей, перевозки резервов ЦБ, заниматься коммерческой деятельностью).

Некоторые банки, имеющие свою инкассацию, либо поддерживают демпинговые цены, чтобы привлекать клиентов, либо, набирая побольше клиентов, начинают в чем-то понижать качество своих услуг и уровень безопасности перевозки ценностей.

Это основные причины, которые сейчас "давят" на рынок. К тому же на каком-то этапе банки начали оснащаться отечественными машинами.

Стоимость иностранных бронеавтомобилей достаточно высока; стоимость технического обслуживания и эксплуатационных расходов - тоже. Количество предложений от отечественных производителей растет, и если раньше для бронирования предлагалось ограниченное число моделей, то сейчас клиенту забронируют все что угодно.

Однако наиболее часто встречающиеся отечественные модели в составе инкассаторских автопарков - "Газели" и "Соболи", УАЗы и дизельные ЗИЛы ("Бычки"), ВАЗы ("Нива" и "Тайга"), а из иномарок- "Фольксваген" Т-4 и Т-5, "Форд-Транзит" и "Форд-Эконолайн", "Мерседес-314". Есть и другие шасси, но они используются гораздо реже.

Прогнозировать какое-то развитие рынка броневиков - дело чрезвычайно неблагодарное, так как факторов, влияющих на него, много. Вероятно, общая численность парка может слегка снижаться при тенденции к выравниванию доли иномарок и отечественных авто.

Иллюстрации предоставлены производственным предприятием "Техника"

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2008
Посещений: 14172

  Автор

Голосов А.Р.

Голосов А.Р.

Начальник службы инкассации АКБ "Пробизнесбанк", ОАО

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций