Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Модернизация системы сертификации бронемашин

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Модернизация системы сертификации бронемашин

Производителям бронированных автомобилей различных классов и организациям, осуществляющим подтверждение соответствия (сертификацию) броневой защиты заданному уровню, стоит определить необходимые шаги, которые обеспечили бы отечественной продукции этого вида высокий уровень качества и безусловную конкурентоспособность с зарубежными бронированными автомобилями.

"Добровольная" не значит необязательная"

Прошло уже более 8 месяцев со дня подписания Президентом России В.В. Путиным Федерального закона "О техническом регулировании" (№ 183-ФЗ). Кроме того, в течение этого времени Госстандарт России, альма-матер российской нормативной базы, уже дважды подвергся реконструкции.

Около восьми лет регулирование вопросов производства, технологии изготовления и подтверждения соответствия определялось в нашей стране двумя нормативными документами:

1. ОСТ 37.001.519-96 "Транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний" (разработан МВД России).

2. ГОСТ Р 50963-96 "Защита броневая специальных автомобилей. Общие технические требования" (разработан организациями промышленности с привлечением представителей МВД России и МО России).

Несмотря на некоторые противоречия указанных документов друг другу и принципиальное несогласие разработчика ОСТ 37001.519-96 привести его в соответствие с требованиями действующего ГОСТ Р 50963-96 как документа более высокого уровня (что предусмотрено Государственной системой стандартизации, ГОСТ Р 1.0-2000) общая ситуация с изготовлением и подтверждением соответствия в производстве бронированных автомобилей была достаточно благоприятной. При этом согласно Федеральному закону "О сертификации продукции и услуг", в отношении броневой защиты специальных автомобилей законодательным актом Российской Федерации была предусмотрена только добровольная сертификация этой продукции.

Однако из-за определенных особенностей ментальности производителей и потребителей этой продукции понятие "добровольная" со временем трансформировалось в понятие "необязательная". При этом недостаточно учитывались многие принципиальные вопросы производства броневой защиты автомобилей. Это:

1. Регулярный анализ состояния производства в части возможности выпуска однотипной продукции строго по конструкторской документации (проводится органом по сертификации).

2. Проведение обязательного входного контроля используемых материалов - прозрачной и металлической брони (имеется в виду проверка качества бронированных материалов в испытательных лабораториях предприятия-изготовителя бронированных автомобилей или наличие сертификата соответствия на основные служебные характеристики применяемых бронированных материалов).

3. Проведение периодического контроля на пулестойкость технических решений по разъемным и неразъемным соединениям в конструкции броневой защиты автомобилей.

Здесь необходимо подчеркнуть, что задолго до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" органами по сертификации были приняты меры по уменьшению затрат производителей. Продукция испытывалась путем обстрела не окончательно изготовленного объекта, а лишь его фрагментов.

Рекомендовано также проводить такие испытания в аккредитованных Госстандартом России испытательных лабораториях. Это позволило бы совместить проведение периодического контроля и контроля над сертификацией.

Однако предприятия-изготовители легкомысленно подошли к данной рекомендации, в результате чего стала заметна значительная разница в качестве броневой защиты автомобилей, поступающих на отечественный рынок. Подобная разница имеет место и в оценке себестоимости продукции у ряда производителей, что, очевидно, может свидетельствовать о недостаточной добросовестности некоторых из них.

Систему требований нужно реформировать

Попытки самих производителей броневой защиты специальных автомобилей своими силами в рамках ежеквартальных конференций ликвидировать указанные противоречия ни к чему не привели. Сложившаяся обстановка усугубляется тем, что в настоящее время соблюдение требований государственных (национальных) стандартов является рекомендательным, т.е. вопрос качества продукции в этом случае является производной добросовестности производителя, он не закреплен законодательно.

Таким образом, возникает вопрос о качестве продукции, назначение которой состоит в обеспечении сохранности материальных ценностей и самой жизни человека.

Очевидно, что назрела настоятельная необходимость реформирования всей системы требований к производству, оценке и подтверждению соответствия характеристик броневой защиты специальных автомобилей. Основу такой реформы и предусматривает Федеральный закон "О техническом регулировании".

По-видимому, наиболее важным шагом в сложившейся ситуации была бы разработка специального технического регламента. Этот регламент должен предусмотреть обязательность требований к характеристикам броневой защиты, а также к процессам производства, эксплуатации, ремонта отдельных узлов броневой защиты с учетом степени риска и сроков.

Вместе с тем, рассматривая целесообразность разработки технического регламента на броневую защиту специальных автомобилей, необходимо оценить реальную степень готовности к такой разработке, учитывая состояние существующих нормативных документов как основы при разработке технического регламента.

Прежде всего, для оценки уровня защищенности бронированного автомобиля необходим анализ востребованности по классам защищенности. Такой анализ показывает, что востребованность бронированных автомобилей с 1-го по 3-й класс включительно, т.е. от ПМ, ТТ и АКМ с пулей ПС-43 в настоящее время можно рассматривать в качестве потребностей вчерашнего дня. В настоящее время наиболее актуальна востребованность броневой защиты от АКМ с пулей с термоупрочненным сердечником (ТУС) и от СВД со всеми пулями, включая Б-32.

Понятно, что обеспечение броневой защиты от этих средств поражения стрелкового оружия потребует от конструкторов броневой защиты размещения большей массы броневых элементов, чем в случае защиты от АКМ с ПС-43, на которую сейчас ориентировано большее число производителей.

Таким образом, возникает дополнительная проблема по увеличению нагрузок на шасси автомобиля. По-видимому, эти вопросы уже сейчас необходимо ставить перед производителями шасси.

Кроме того, внесенные в ГОСТ Р 50963-96 изменения, предусматривающие ремонт броневых деталей, организационно совершенно не решены. Нам не известен ни один случай проведения работ по замене броневых деталей, на которых имеются существенные следы коррозии. Хотя за год эксплуатации броневой защиты специального автомобиля на отдельных участках броневых деталей толщина противопульной стали уменьшается на 0,1 мм. Следовательно, за 5-6 лет эксплуатации броневая защита специального автомобиля может стать классом ниже. Все вышеперечисленное необходимо дополнительно отразить в ГОСТ Р 50963-96, который может послужить основой для разработки специального технического регламента.

Параметры броневой защиты нужно регламентировать

Особо хотелось бы отметить некоторые эксплуатационные характеристики прозрачной брони. В настоящее время единственным нормативным документом, регламентирующим пулестойкость прозрачной брони для автомобилей, является ГОСТ Р 51136-98.

Согласно этому документу пулестойкость прозрачной брони оценивается минимум на трех образцах тремя выстрелами по равностороннему треугольнику со стороной 120 мм. Очевидно, что такой метод оценки по трем практически независимым выстрелам служит, пожалуй, только косвенным подтверждением стабильности технологии изготовления пулестойких стеклянных композиций. Он ни в коей мере не может служить показателем эффективности защиты в случае зависимых друг от друга выстрелов в прозрачную броню. Эти вопросы являются принципиально новыми не только по существу постановки, но и по методам оценки результатов.

Таким образом, есть необходимость в разработке специального технического регламента на броневую защиту автомобиля, который способствовал бы развитию всей отрасли. Необходима также серьезная подготовительная работа, связанная не столько с формальной корректировкой двух государственных стандартов (а именно ГОСТ Р 50963-96 и ГОСТ Р 51136-98), сколько с проведением определенных исследований. Есть потребность во введении порядка, определяющего всю вертикаль взаимодействия различных организаций при ремонте броневой защиты специальных автомобилей. При этом речь идет также о создании производителями специального фонда для финансирования работ по модернизации нормативной базы, в том числе для проведения необходимых исследований.

Организационные рамки такой работы легко вписываются в существующую структуру Технического комитета 391 "Средства физической защиты и материалы для их изготовления" по подкомитету № 3 (ПК 3).

В настоящее время вместе с разработкой специального технического регламента стоит задуматься и над созданием некоего временного документа (например, в форме Стандарта некоммерческого партнерства "Сообщество "Броня и Защита"), который определял бы основные параметры производства и подтверждал соответствие броневой защиты специальных автомобилей заданным характеристикам на современном уровне. В этом документе целесообразно было бы отразить основные принципы подтверждения соответствия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О техническом регулировании" в обязательной форме. Все это необходимо делать на базе существующих нормативных документов (ОСТ 37.001.519-96 и ГОСТ Р 50963-96) и с учетом накопленного опыта по подтверждению соответствия в органах по сертификации, аккредитованных Госстандартом России.

0 культуре конструирования броневой защиты

Отмеченные в этой статье возможные пути совершенствования национальной нормативной базы, тем не менее, не должны препятствовать текущей работе производителей по повышению культуры конструирования броневой защиты и культуры броневого производства. Основой правильного ведения броневого производства является грамотно выпущенная (установленным порядком) конструкторская документация, а также наличие специальной документации - броневой ведомости, определяющей культуру броневого производства. У преобладающего числа производителей последний документ, куда вносятся все технологические и контрольные операции с деталями и элементами броневой защиты, либо отсутствует, либо оставляет желать много лучшего. Опыт сертификации броневой защиты специальных автомобилей свидетельствует о том, что время, в течение которого некоторые производители выбивают себе этот документ, может растянуться до полугода.

Тем не менее, по мнению автора и руководимого им Органа по сертификации, без правильно оформленной броневой ведомости невозможны нормальное ведение броневого производства и выпуск однотипной продукции. Вероятно, подобное упрямство имеет корни, уходящие в историю производства многих отечественных военных бронированных машин, качество которых служит эталоном мировой военной техники. Кроме того, строгое соблюдение различных показателей технологических инструкций по сборке броневой защиты автомобиля также является залогом качества и надежности эксплуатации бронированного автомобиля. Именно нарушение такой инструкции подчас является причиной возникновения трещин в пулестойкой броне в процессе эксплуатации бронированного автомобиля.

Покупая дешевую модель, вы рискуете

В заключение хотелось бы обратить внимание потребителей этой продукции на тот факт, что зачастую при рекламе той или иной модели бронированных автомобилей (в особенности VIP-класса) по высоким уровням пулестойкости отсутствуют указания на сертификаты соответствия на броневую защиту. Отсутствие этих указаний, очевидно, свидетельствует о том, что в данном случае сертификация вообще не проводилась.

Заказывая и покупая такую модель, потребитель серьезно рискует. Поскольку из-за отсутствия независимой экспертизы основной технической характеристики - пулестойкости, он не только может бесцельно потратить деньги, но подвергает свою жизнь опасности. Потребитель должен четко понимать, что сертификация броневой защиты автомобиля по пулестойкости это - не только испытания образца или его отдельных фрагментов. Это в первую очередь - анализ состояния и соблюдения производства, проводимого органом по сертификации. Именно эти меры могут гарантировать покупателю высокое качество выпущенной продукции.

И. Лукашенко
Руководитель АНО "ОСИМЗ"

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2004
Посещений: 10665

  Автор

И. Лукашенко

И. Лукашенко

Руководитель АНО "ОСИМЗ"

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций