Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новые требования Сбербанка к инкассаторским машинам

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новые требования Сбербанка к инкассаторским машинам

Тендеры "Сбербанка" на закупку бронированной спецтехники вызывали и вызывают живейший интерес у производителей этой техники. О том, каким образом проводятся и будут проводиться тендеры, рассказывает директор Управления инкассации Сбербанка России

- Михаил Геннадьевич, в конце 2003 года Сбербанк согласовал в ГИБДД свой внутренний руководящий документ, в котором описаны требования к автомобилям инкассаторов Сбербанка. Расскажите, пожалуйста, об этом документе, его разработке, принятии, применении. Как его принятие, в частности, отразится на перекраске инкассаторских машин? Могут ли этот документ применять другие банки? Знаете ли вы об опыте разработки подобных документов в каком-то из коммерческих банков?

- Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" от 04.01.2000 г. утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств. При этом спецавтомобили коммерческих банков и "РОСИНКАС", предназначенные для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов, не вошли в указанный перечень. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации "Об особых государственных регистрационных знаках и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" № 35 от 23.01.2002 г. Госстандарт России совместно с заинтересованными ведомствами разработал и утвердил новый ГОСТ Р50574-2002 г. "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб", "Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы.

Общие требования". По информации, полученной Сбербанком России в 2003 г. из данного ведомства, разработка стандарта для автомобилей специальных и иных служб им не планировалась. В этой ситуации Сбербанк России в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" №184-ФЗ от 27.12.2002 г. и по рекомендации Госстандарта России разработал собственный стандарт организации - "Транспортные средства Сбербанка России для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" ВСБ 5.1.1. Указанный стандарт распространяется на специальные транспортные средства и передвижные пункты кассового обслуживания (ППКО) Сбербанка России и его филиалов (территориальных банков и отделений) отечественного и импортного производства, соответствующие требованиям ОСТ 37.001.519-96 и предназначенные для перевозки денежной выручки и ценных грузов.

Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей спецавтомобилей и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам. Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию спецавтомобилей в транспортном потоке для обеспечения безопасности перевозки денежной выручки и ценных грузов, узнаваемости, поддержания корпоративной индивидуальности Сбербанка России, а также на унификацию их цветового оформления. Указанным стандартом сохранена та же цветографическая окраска спецавтомобилей, что и в ГОСТ Р50574-93, поэтому перекрашивать спецавтомобили Сбербанка России не требуется. Кстати сказать, в части цветографической окраски спецавтомобилей Сбербанк согласовал свой стандарт с Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России.

Коммерческие же банки, по нашему мнению, могут выбирать для своих спецавтомобилей любую окраску, лишь бы она отличалась от требований указанного стандарта.

- Многие производители бронированных автомобилей отмечают, что качество проведения конкурсов постоянно улучшается, конкурсы стали проводиться на несколько месяцев раньше обычного, появились более четкие требования к машинам. Что вы предпринимаете для того, чтобы улучшать качество конкурсов, делая их более удобными для производителей? Учитываете ли вы особенности регионального расположения производителей бронемашин при выборе поставщиков для региональных отделений Сбербанка (вопрос минимизации транспортных расходов)? Вам интересно услышать отзывы производителей по поводу проведения конкурсов Сбербанком?

- Вопрос сокращения сроков проведения конкурсов и заключения Генеральных соглашений с фирмами-поставщиками спецавтомобилей и ППКО очень важен для Сбербанка. Это позволяет включиться в работу по закупке продукции с первого квартала, обеспечивая филиалам Сбербанка России более равномерное планирование своих расходов по соответствующим статьям смет. Поставщики продукции также могут равномерно планировать не только производство, но и закупку базовых шасси автомобилей, броневой стали и других комплектующих, что уже для них имеет значение в связи постоянным ростом отпускных цен отечественного "автопрома".

Для примера, средний рост цен на базовые шасси отечественных автомобилей за 2003 г., по информационным источникам, составил 17%, а по "Нивам" -до 41%. Учитывая это, Сбербанк России в начале года направил своим поставщикам информацию об объемах и номенклатуре закупаемой продукции с разбивкой по кварталам в разрезе каждого закупающего подразделения. Вопрос о региональном расположении фирм-поставщиков при подборе участников конкурсов, учитывая расположение филиалов (от Калининграда до Камчатки), для Сбербанка очень важен, так как, решив его, можно было бы экономить немалые средства при доставке спецавтомобилей. К сожалению, исторически сложилось, что фирмы-производители спецавтомобилей и их филиалы сосредоточены в европейской части России, а это не способствует сокращению расходов на доставку спецавтомобилей в отдаленные регионы. Кроме того, с учетом специализации ремонтно-технических предприятий в Северо-Восточном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах на обслуживание и ремонт автомобилей японского производства, в том числе на базе полноприводных "джипов", прекрасно зарекомендовавших себя в условиях отсутствия нормальных дорог, наличие на этих территориях указанных фирм-производителей способствовало бы удовлетворению потребностей подразделений инкассации Сбербанка России в спецавтомобилях.

Пользуясь случаем, обращаемся к фирмам-производителям спецавтомобилей, имеющим определенный опыт создания спецавтомобилей для инкассации, в том числе на базе импортных шасси, с просьбой организовать свои филиалы в Дальневосточном и Восточно-Сибирском регионах России. Отзывы производителей спецавтомобилей о проведении Сбербанком конкурсов нам известны. Все они сводятся к следующим критическим замечаниям:

  • ограничить количество фирм, приглашаемых на конкурс, двумя или тремя (при этом каждая фирма считает, что только она достойна участвовать в данном конкурсе);
  • расширить номенклатуру поставляемой продукции;
  • повысить уровень бронирования спецавтомобилей (не ниже 3-го класса);
  • разрешить предоплату за поставляемую продукцию;
  • выбирать победителей - по одной фирме на каждую из марок поставляемых спецавтомобилей;
  • разрешить поставщикам пересматривать в течение года цены (в сторону их увеличения) в соответствии с ростом отпускных цен на базовые шасси дилеров "автопрома";
  • фиксировать цены на поставляемую продукцию в валютном эквиваленте.

 

- Расскажите, пожалуйста, о новых требованиях, которые предъявляет Сбербанк в этом году к машинам инкассаторов? В связи с чем, в частности, бойницы были удлинены на 20 мм? Почему Управление инкассации закупает машины только с бойницами открытого типа? Не планируете ли вы закупки машин со вставками в колеса?

- В 2004 г. Сбербанк России ограничил номенклатуру закупаемой продукции следующими моделями спецавтомобилей: на базе отечественных - УАЗ- 31514(9), 3153, 3909; ГАЗ-2752,2217,2705; ВАЗ-21214, 2131, 2120; на базе импортных- "Форд-Транзит". При этом в обязательную комплектацию спецавтомобилей добавлены следующие элементы:

  • бойницы открытого типа в количестве не менее 5 единиц, позволяющие вести огонь из автомата АКМС калибра7,62 мм;
  • щетки стеклоочистителя с подогревом;
  • боковые зеркала заднего вида с подогревом, управляемые из салона;
  • дополнительные зеркала либо устройство (телекамера, монитор и т.д.), позволяющее иметь обзор задней части спецавтомобиля (состояния задних дверей);
  • дополнительный отопитель (для спецавтомобилей на базе грузовых фургонов и автобусов, а также других, оборудованных дизельными двигателями).

 

Комплектация спецавтомобилей бойницами открытого типа, по нашему мнению, позволяет выделять их из общего ряда, в том числе из таких же специальных, оборудованных скрытыми бойницами. К тому же это служит своеобразным предупреждением потенциальным преступникам о серьезных намерениях дать достойный отпор из всех видов боевого оружия, имеющегося у инкассаторов. Увеличенный размер бойниц позволяет вести прицельный оборонительный огонь из спецавтомобиля, значительно увеличив при этом сектор обстрела без ущерба для обороняющихся. Оборудование спецавтомобилей щетками стеклоочистителей с подогревом в зимний период позволит увеличить обзорность в сложных погодных условиях, так как препятствует их обледенению. То же относится и к подогреваемым наружным зеркалам заднего вида. Установка дополнительных зеркал либо устройств видеонаблюдения на спецавтомобили повышает обзорность его задней части.

Дополнительный отопитель, как правило, не входит в базовую комплектацию автомобилей на базе грузовых фургонов, штатный отопитель рассчитан только на кабину водителя. Поэтому для создания комфортных условий экипажу в увеличенном (за счет бронирования) отсеке необходим такой отопитель. Оборудование колес инкассаторских автомобилей специальными вставками, позволяющими продолжать движение на спущенных шинах, например при попадании в них пули, имеет смысл только при междугородних перевозках, где скорой помощи при нападении ждать неоткуда. Продолжение движения экипажа даже с малой скоростью способствует выходу его из зоны обстрела. Однако при движении в городе даже незначительное снижение давления воздуха в шинах, оборудованных колесными вставками, например при переезде трамвайных путей, может привести к их разрушению. Да и это в таких условиях не требуется.

- Чем обусловлено обязательное требование Сбербанка: перед началом закупок предоставлять все бронемашины на комиссию?

- Действительно, такое требование существует. Оно продиктовано необходимостью контроля качества поставляемой продукции не только закупающим филиалом Сбербанка, но и Управлением инкассации. В связи с наличием Сбербанке единой технологии выполнения работ по инкассации и доставке ценностей существует необходимость единого подхода к внутреннему обустройству и оборудованию спецавтомобиля. Речь идет о единообразии расположения и формы накопителя, кронштейна под автоматическое оружие, кондиционера, подготовки места под крепление радиоантенны и т.д. Указанная работа осуществляется экспертно-технической комиссией, в которую входят ведущие специалисты по каждому направлению. Заключение указанной комиссии оформляется протоколом согласования, который является обязательным для исполнения фирмой-производителем.

- Сколько машин для инкассаторов было закуплено Сбербанком в 2003 году? Как в процентном соотношении они разделяются на машины российского производства и западные машины? Перечислите, пожалуйста, основных поставщиков бронетехники для Сбербанка? Каким образом решается вопрос с гарантийным обслуживанием закупленных бронированных автомобилей?

- Сбербанк России закупил в 2003 г. более 900 бронированных спецавтомобилей у 8 фирм-поставщиков - победителей конкурса. Из них 93% -спецавтомобили на базе отечественных шасси. Поставщиками спецавтомобилей в 2003 г. были следующие фирмы: ОАО ПСА "БРОНЮ", ООО "ГАС", ООО "ДИСА", ЗАО Корпорация "Защита", ЗАО "Лаура САМ", ЗАО Компания "ИМЯ-М", ООО НПФ "Практик", ООО "САР".

Порядок и сроки проведения гарантийного ремонта спецавтомобилей определены генеральными соглашениями с поставщиками. Согласно указанным соглашениям ответственность за проведение гарантийного ремонта ложится на поставщика. Кроме того, поставщиком определяется перечень ремонтных предприятий, с которыми он заключил договоры, либо сервисных центров дилеров или заводов-изготовителей базовых шасси. В случаях их отсутствия в каком-то регионе вопрос проведения гарантийного ремонта решается филиалом по согласованию с поставщиком в ближайшем сервисном центре за оплату с последующим отнесением расходов за счет поставщика.

- Можно ли сейчас подвести предварительные итоги конкурса 2004 года? Какие планы у Сбербанка на закупки бронемашин в 2004 году?

- Конкурс по выбору фирм-поставщиков спецавтомобилей и ППКО для Сбербанка России на поставку продукции в 2004 г. закончен в декабре 2003 г. О его результатах проинформированы все участники. Выбраны семь известных фирм, побеждавших в конкурсах прошлых лет. В этих фирмах планируется закупка спецавтомобилей и ППКО в объемах несколько меньших прошлогодних.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас в Госдуме готовится закон "Об инкассации", где, в частности, будет прописано, что услуги по инкассации могут оказывать частные охранные предприятия?

- В 2003 г. при Государственной думе РФ была создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона "Об инкассации", в состав которой наряду с депутатами были включены специалисты Сбербанка России, "РОСИНКАС" и Банка России. В указанном законе не предусматривалась возможность выполнения частными охранными предприятиями инкассаторских услуг, так как инкассация ценностей является банковской операцией и регулируется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" №86-ФЗ от 10.06.2002 гг. В подготовленном проекте закона "Об инкассации" проблема правового регулирования применения оружия инкассаторами нашла свое отражение. Вместе с тем подготовка проекта закона не была завершена при прежнем составе Государственной думы РФ.

В настоящее время Сбербанком России предпринимаются дальнейшие шаги по правовому регулированию вопроса применения оружия инкассаторами и охранника ми Сбербанка России и других юридических лиц с особыми уставными задачами.

Информацией о подготовке проекта закона "Об инкассации" новым составом Государственной думы РФ Управление инкассации в настоящее время не располагает.

Материал подготовил
Андрей Найденов

Директор Управления инкассации Сбербанка России
М.Г. Дроздов

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2004
Посещений: 18133

  Автор

Дроздов М. Г.

Дроздов М. Г.

Директор Управления инкассации Сбербанка России

Всего статей:  2

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций