Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Состояние и тенденции рынка автомобилей скрытого бронирования

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Состояние и тенденции рынка автомобилей скрытого бронирования

Война как стимул производства

Стагнация международного рынка неинкассаторких бронированных автомобилей (как лимузинов, так и полноприводных машин) закончилась с началом иракской военной операции США в марте 2003 г. До этого времени несколько крупных компаний последовательно оказались в кризисе и перешли к новым владельцам. Немецкая фирма "Траско" (Trasco) была приобретена в 1997 г. немецкой компанией "Саксенринг" (Sachsenring). Многие читатели помнят ее продукт еще времен ГДР -автомобиль "Трабант". Американская "ОТара-Хесс энд Айзенхардт" (O'Gara-Hess&Eisenhardt) куплена американской же компанией "Армор Холдинге" (Armor Holdings, Inc.) в 2000 г. А в 2002 г. "Траско", объявившая о своей неплатежеспособности в составе обанкротившегося нового владельца - "Саксенринга", также была приобретена американской "Армор Холдинге", ставшей в итоге крупнейшим мировым производителем бронированных колесных автомобилей.

Ходили слухи, что "Армор Холдинге" приценивалась и к бельгийской фирме "Карат Дюшателе" (Carat Duchatelet) буквально накануне американского вторжения в Ирак. Такая активность свидетельствовала о проницательности (либо информированности) руководства компании. Бельгийская фирма "Карат Дюшателе" оказалась в кризисе в 2000 г. Ее основатель и владелец Фредерик Дюшателе вынужден был продать свое детище. После двукратного изменения состава собственников фирма в настоящее время принадлежит двум частным инвесторам: американцу и бельгийцу. Немецкая фирма "Вендлер" (Wendler) куплена немецкой же "ПГАМ" (PGAM) в 2001 г. Другая немецкая компания - "МББ Секьюрити Каре" (МВБ Security Cars) так и не смогла справиться с трудностями и распалась в 2001 г. Не заставили себя ждать и "поглощения": немецкая "ПГАМ" помимо фирмы "Вендлер" приобрела также отделение проектирования бронеавтомобилей обанкротившегося концерна "Саксенринг" - фирму "ИндиКар" со штатом в 65 сотрудников.

Выходцы из "Траско"

Поучительна драматическая судьба фирмы "Траско" - одного из наиболее уважаемых в мире бронировщиков, - которая сумела пережить целых два кризиса платежеспособности в 1997 и 2002 гг. Но оказалось, что это не все: завод, возможно, потеряет и название, принесшее ему славу, поскольку права на использование имени "Траско" (как предприятия) оспаривает основатель фирмы - швейцарец иракского происхождения д-р Кубба (Dr. Kubba), который в конце 1970-х гг. создал Трансазиатскую контрактную компанию (TRans ASia COntracting company). Все это время наряду с немецкой "Траско" существовала и швейцарская "Траско", торгующая со странами Азии "простыми" и удлиненными "мерседесами". Собственно, поучительным в этой истории является то, что, несмотря на все удары судьбы, немецкий завод "Траско" с новым типично американским названием "Армор Мобайл Секьюрити Джормани" (Armor Mobile Security Germany GmbH) вполне сохранил и бизнес, и место на рынке бронеавтомобилей (по самым последним данным, бронезаводы Армор Холдинга, включая Траско, объединены в компанию с замысловатым названием Сентигон/Сеntigon).

А некоторые уволенные в результате реорганизаций и сокращений специалисты создали небольшие фирмы, которые перепродают новые и сэконд-хэнд-броневики. Кстати, это уже можно считать фирменной "трасковской" традицией: ушедший первым д-р Кубба успешно работает в Швейцарии, второй владелец "Траско" - г-н Йоган Аккерман на протяжении многих лет эффективно бронирует "мерседесы" G-класса, руководя своей фирмой "Альфа-Арморинг" (Alpha Armouring GmbH). Эффективность работы фирмы "Альфа-Арморинг" определяется в том числе минимальным количеством устанавливаемых на автомобиль стальных бронеэлементов-всего 42. Фирма "Клоер Интернэшнл" (Cloer International GmbH), созданная ушедшим из "Траско" г-ном Фиделисом Клоером, успешно реализовала несколько больших контрактов по поставке броневиков для международных организаций. В этом смысле "Траско" можно назвать университетом по "выпуску" владельцев частных фирм.

Бум производства бронеавтомобилей. Расстановка сил

После завершения чисто военной фазы операции в Ираке американцам стало ясно, что "мятежники" не прекратят диверсионных действий с использованием разнообразных видов оружия против военных и гражданских лиц любой национальности, поэтому наряду с военной бронетехникой большим спросом будут пользоваться бронированные невоенные автомобили. Это и стало главной причиной продолжающегося до настоящего времени бума, который переживают практически все действующие на мировом рынке американские производители-бронировщики, изготавливая невероятное до недавних пор количество бронеавтомобилей. Даже свежие прогнозы не выдерживают испытания временем: так, объем мирового рынка бронеавтомобилей в 2003 г. оценивался в 18 000 единиц, но в действительности было изготовлено более 24 000 автомобилей. Дошло до того, что наиболее популярный базовый автомобиль для бронирования "тойота лэнд-круизер" стал дефицитом: бронировщики становились в очередь за автомобилями в Гибралтаре - единственном месте в Европе, где "Тойота" продает недорогие автомобили для международных и дипломатических организаций. Естественно (политика есть политика!), основной кусок пирога заказов, связанных с началом боевых действий, получили американцы - практически все серьезные игроки: американская компания "Армор Холдинге", купившая к началу боевых действий "ОТару" с французской "Лаббэ" (Labbe) и немецкую "Траско" и, по слухам, приценивавшаяся к бельгийской "Карат Дюшателе".

Не на шутку развернулись канадско-американская фирма "Армет" (Armet), американские "Интернэшнл Арморинг Корпорэйшн" (International Armoring Corporation), Стрейт Мануфакчуринг (Streit Manufacturing) и другие, а также союзники: англичане -фирма "Джанкель" (Jankel), итальянцы -фирма "Фонтана" (Fontana), чехи-СВОС (SVOS). Не поддержавшая агрессию Германия поплатилась кризисом многих бронировщиков, не купленных американцами: в 2003 г. перестала существовать ганноверская "Х+С", в2004г. - "Клоер Интернэшнл". И только что, в июне 2005 г. начата процедура банкротства немецкой фирмы "ПГАМ", впрочем, последнее банкротство мы рассматриваем как признак нового, поствоенного кризиса, о чем будет сказано ниже.

Основные "хиты"

Львиная доля заказов - это относительно дешевые модификации джипов в простом исполнении. Лидерами здесь являются военные модификации "хаммеров" модели М1114, бронируемых эксклюзивно американской "ОТара-ХессэндАйзенхардт". Эта боевая машина пехотинцев стала настоящей волшебной палочкой для "Армор Холдинга", она вывела производство и продажи на невообразимо высокий уровень. Судите сами: еще в сентябре 2003 г. компания выпускала 50 бронированных "хаммеров" в месяц, а в сентябре 2004 г. -уже 450 (!). Почти десятикратное увеличение объема заказов за год - чем не заявка для Книги рекордов Гиннесса?! Для сокращения расходов на изготовление и транспортировку заводы стали создавать свои подразделения поближе к Ираку, например, фирма "Армет" организовала производство бронеавтомобилей на Мальте, а английская "Джанкель" -в Иордании.

Лидеры и рекорды VIP-класса

Как только в 2002 г. на Парижском автосалоне был представлен "майбах", а в январе 2003 г. в Детройте - "роллс-ройс фантом", лидеры бронепроизводства устремились к непокоренным вершинам. Сразу несколько компаний обнародовали "планы восхождения". Но дошли не все, хотя уже в 2004 г. появились автомобили "майбах" в бронированном исполнении. При этом сам завод "Даймлер-Крайслер" в Зиндельфингене ограничился "легкой" версией защиты В4+, признав, что при немецкой основательности подхода версия бронирования по уровню В6 оказалась бы не по карману заказчикам (бюджет на покупку машины составил бы более 2 млн евро). Хотя цена заводской опции "бронирование "майбаха" по уровню В4+" не так уж высока - 165 тыс. евро. Полновесно защищенные по уровням В6 и В6/В7 "майбахи" были одновременно представлены неширокому кругу общественности на первом автомобильном салоне эксклюзивных автомобилей в Монако в апреле прошлого года сразу двумя фирмами: бельгийской "Карат Дюшателе" и малоизвестной в Европе мексиканской "Дельта Арморинг", представленной в Европе швейцарской и немецкой фирмами "Рийк" (Rijk), что произвело изрядный переполох на упомянутой выставке.

Ко второму кварталу сего года "Карат" продал 18 бронированных "майбахов" и имеет портфель заказов еще на четыре, а европейское отделение "Дельта Арморинг" - швейцарская "Рийк" - продала 5 автомобилей.

Твердость каратовских принципов

"Карат" не ограничился бронированием автомобиля "майбах-62", он создал и забронировал удлиненную (на 70 см) версию. В итоге получился бронированный "майбах-69", если по аналогии со стандартной моделью образовать название на основе длины автомобиля в дециметрах. У одного из таких бронированных удлиненных "майбахов", кроме того, на 24 см (!) была поднята крыша. Парадоксальный по российским меркам, удлиненный по передним (!) дверям броневик "майбах-57" является весьма популярным на Ближнем Востоке, где VIP-пассажиру и в голову не придет сесть в автомобиль сзади водителя -только в первый ряд!

Эксклюзивная броня

Бронированная версия "роллс-ройса фантом" появилась в 2004 г. на той же фирме. В этом случае конкурентов у "Карата" пока нет, но месяцев через шесть броневерсию может представить сам завод Роллс-Ройс. Объемы продаж "Карата" пока невелики: 4-5 единиц при немалой цене в 1 млн 100 тыс. евро за автомобиль. Потенциальным "соперником" также является английский "Джанкель" с его 30-летним опытом бронирования "роллс-ройсов". Конкурентным преимуществом "Джанкеля" декларируется сохранение заводской гарантии фирмы "Роллс-ройс" на базовый автомобиль в частях, не затронутых бронировщиком, в первую очередь на двигатель и трансмиссию. Это тем более важно, что срок гарантии целых четыре года! Впрочем, "Роллс-ройс" после его приобретения "БМВ" становится все более немецким автомобилем, и завод в Гудвуде (Великобритания) сконцентрирован на сборке и отделке (кожа и дерево) автомобилей из частей, производимых в Германии.

Соответственно и возможности официальной конверсии "роллс-ройса" (удлинение и бронирование) изучаются немецкими фирмами. Так, представленный на Женевском автосалоне прототип "роллс-ройса фантом", удлиненный на 25 см по задним дверям, был изготовлен недалеко от Штутгарта. Английская семейная фирма "Джанкель", в свою очередь, специализируется по бронированию автомобиля "ягуар XJ". Уже созданы как броневик стандартного размера, так и броневерсия удлиненного на 70 см автомобиля для королевской семьи. Все стекла для надежности неопускаемые, для уменьшения веса в дверях вместо стали применяется композит под названием дайнема в 2 см толщиной. Кузов алюминиевый, как у "роллс-ройса" и "ауди", с сопутствующей при использовании данного материала проблемой - контакт алюминия и стали недопустим, поскольку приводит к разрушению первого из-за интенсивных электрохимических процессов. Чисто английской особенностью можно назвать перемещение задних сидений в удлиненном автомобиле... вперед: народ должен всегда видеть свою королеву, даже когда она едет в автомобиле! Официальным же бронировщиком "ягуара" и других европейских моделей, выпускаемых сегодня "Фордом" ("вольво" и "рэйндж-ровер"), является французская "Лаббэ", хотя и с новым американским названием "Армор Мобайл Секьюрити Франс".

Перечисленные выше в этом разделе автомобили предназначены для высокопоставленных покупателей стран Арабского Востока, где традиционно продаются наиболее дорогие автомобили. Часть дорогих машин идет и в африканские страны, но здесь сильнее представлены полноприводные экземпляры. До последнего времени это был "гелэндеваген" производства "Мерседес", но теперь его место пытаются занять "рэйндж-ровер вог" и "лексус LX470".

Неровная поступь триумвирата

Во второй половине 2004 г. появилась давно ожидаемая броневерсия "ауди А8" с 6-литровым двигателем. Сам завод выпустил всего несколько (говорят о 15 единицах) бронеавтомобилей для испытаний и отдельных спецзаказов. Возможности коммерческого производства броневиков все еще рассматриваются; как и в случае с "майбахом", главной проблемой является высокая стоимость изготовления. Тем не менее начало коммерческих продаж пока намечено на 2006 г. Паузой воспользовалась немецкая "Траско", представившая броневерсию "ауди" на выставке по системам безопасности в Эссене в сентябре прошлого года. В конце 2004 г. свой автомобиль "ауди А8", бронированный по уровню Б6 в Германии на одном из заводов "ТиссенКрупп", представила и российская фирма "Армортех". При бронировании "ауди А8" приходится решать ту же проблему - обеспечение отсутствия контакта кузовного алюминия и бронестали.

Кроме того, достаточно сложна конструкция двери для размещения в ней стеклоподъемника. Сама дверь практически не опирается на пороги кузова и держится на петлях, которые необходимо основательно усиливать. Бронестекла компанией "Армортех" (как и остальными бронировщиками "ауди") были заказаны на итальянском заводе "Изоклима". Также удалось сохранить почти все настройки положения подвески при несущественном усилении, включая модификацию тормозных колодок и дисков. На бронированный "ауди А8" получено российское "Одобрение типа транспортного средства", и этот автомобиль пополнил ряд сертифицированных "Армортехом" в России броневиков: "вольво S80" и "лексус LX470". Кроме того, еще в 2002 г. фирма "Армортех" осуществила баллистическую сертификацию заводских броневиков "мерседес-бенц" концерна "ДаймлерКрайслер".


Компания "Карат Дюшателе" начала свою деятельность в 1969 году. Мы уже достаточно старая и известная во всех частях света компания. Но надо сказать, что мы бронируем далеко не все представительские автомобили: у "Карата" на этом рынке особая ниша, 95% наших клиентов - это главы государств. За исключением 1-2 автомобилей мы делаем свою продукцию на заказ и занимаемся только теми автомобилями, которые не выполняются в такого рода модификациях оригинальными производителями. Положим, мы знаем, что у автомобильного концерна "Мерседес" есть автомобили серии S со стандартной колесной базой и что для этих моделей возможно фабричное бронирование, и мы никогда не будем с ним конкурировать. То, что предлагает "Карат", - это совершенно иная версия автомобиля класса S, которую нельзя сравнить с обычным автомобилем. Наши продукты в большинстве своем эксклюзивные, то есть существуют в единичном экземпляре. Мы - единственная компания в мире, которая может представить бронированные версии автомобиля "майбах" модели 57 и 62 или осуществить бронирование "роллс-ройса фантом", будь то стандартная колесная база, или удлиненный автомобиль, или даже с поднятием высоты крыши. С другой стороны, наш подход достаточно гибкий: мы работаем по техническим спецификациям заказчиков.

Самый большой рынок сбыта нашей продукции - это Ближний Восток. Здесь вы не найдете ни одного президента, короля или наследного принца, который бы не знал о нашем существовании. Поэтому на Ближнем Востоке "Карату" не надо искать клиентов: они сами обращаются к нам. В Африке положение несколько иное: не многие главы государств о нас знают, но в этом случае наши сотрудники сами едут к ним, показывают и предлагают автомобили. Также обстоит дело в Азии. В России все работает по-другому, здесь нам удобнее сотрудничать через наших российских партнеров - компанию "Армортех".

Конечно, у нас есть почти стандартные, отработанные модели, например, очень часто поступают заказы на "мерседесы", которые необходимо удлинить на 25 см, приподнять крышу и бронировать. Или аналогичные стандартные модели "роллс-ройсов". Время исполнения подобного заказа невелико (порядка 4-5 месяцев), на уникальную модель, изготавливаемую полностью по спецификации заказчика, может уйти 16-18 месяцев. Но это того стоит.

Бенуа Кулеманс


"Мерседес-бенц" и "БМВ" в прошлом году продавали броневики в России довольно успешно: "Мерседес" продал за первое полугодие более 40 автомобилей, "БМВ" -более 15. Но и здесь независимые бронирующие компании сумели создать уникальные экземпляры. Так, для Лиги арабских государств понадобилось 8 бронеавтомобилей с поднятой на 11 см крышей. Чтобы не обижать ведущих производителей, заказ поделили пополам между "Мерседесом" и "БМВ", которые с удовольствием поставили.... стандартные броневики. Но поднять крышу (то есть кроме всего прочего заменить все стойки и баллистические стекла) было поручено двум немецким фирмам. Автомобилями "мерседес" занималась "Траско", а БМВ -немецкая фирма "Мутек" (Mutec GmbH), которая известна своими проектами удлиненных автомобилей концерна "БМВ". Машины получились на первый взгляд не вполне эстетичными, но оказались совершенно уникальными - вряд ли такой дизайн будет когда-либо повторен. Примером конверсии броневика, получившей европейское признание, стал совместный проект "Армортеха" и "Карат Дюшателе", когда в 2002 г. заводской броневик "мерседес-бенц S600 гард" был разрезан на бельгийской фирме "Карат", удлинен по задним дверям на 25 см, после чего удлиненная часть была забронирована по уровню Б6/Б7 и за передними сиденьями установлена оборудованная мультимедийной аппаратурой перегородка с центральной консолью.

Понятно, что при этом сохранилось "родное" (от "Мерседеса") усиление подвески и тормозов, а также все электронные системы, то есть поведение машины существенно не изменилось; сильно уменьшилось количество неоригинальных частей по сравнению с бронированием всего автомобиля на том же "Карате" или "Траско". Этот дизайн был сразу же востребован конкурентами и вскоре включен в производственную программу немецкими "Траско" и "Тиле Кароссерибау" (Thiele Karosseriebau). Правда, проект "Армортеха" пошел дальше, и 6-литровый двигатель "мерседеса" был заменен на двигатель объемом 6,3 л от немецкого тюнингового ателье "АМН. Этого повторить уже никому не удалось, поскольку "АМГ" отказался еще раз исполнять подобный "трюк" из-за огромных сложностей с перенастройкой электронных систем броневика при замене двигателя. У "Мерседеса" уходят великие марки: S-600 модели 220 и "гелендеваген" модели 463 (последний, возможно, задержится на какое-то время). Будут ли в прежних объемах бронироваться новые версии этих машин, - большой вопрос!

Усложнение автомобильных систем (пневмоподвеска, оптоволоконные кабели, обилие электроники и тому подобные усовершенствования) становится труднопреодолимым препятствием для бронировщиков. Впервые никто из серьезных европейских компаний, кроме самого завода-изготовителя, не взялся за бронирование новой седьмой серии БМВ, хотя покупательский спрос на эту модель был выше, чем возможности завода по оригинальному бронированию БМВ. Новый S-класс "мерседеса" будет продаваться уже в начале нынешней осени, и завод обещает бронированную версию во второй половине 2006 г.; на этот же период предварительно намечен и выход заводского броневика "ауди А8".

Если планы осуществятся - нас ожидает очень увлекательный старт известного дуэта!

Особенности национального рынка

Коротко (поскольку эту тему лучше осветят другие специалисты) о российских бронировщиках автомобилей VIP-класса. Практические все предлагаемые ими модели -внедорожники (из бронированных седанов предлагаются "вольво S80" и "мерседес" S-класса), те же модели, что бронируются в Европе и Америке: "тойота Лэнд-круизер", "лексус LX470", "нисан-патрол", версии "шевроле" ("блэйзер", "тахо" и "субурбан"), также "хаммеры" разных моделей, "форд экскёршн", "мерседес-бенц гелендеваген". Есть и бронированные вэны с дизайном салона в стиле мобильного офиса: "мерседес-бенц" ("спринтер" и "виано") и "фольксваген Т5".

Экспорт российских бронеавтомобилей (инкассаторских) традиционно осуществляется в Белоруссию и в меньшей степени в Украину, где выросли национальные производители. Сегодня потенциальные российские экспортеры неинкассаторских броневиков, как и их европейские коллеги, нацеливаются на ближневосточный рынок. В ближневосточные страны прокладывает экспортную дорогу московское предприятие "Защита", питерские бронировщики (компания "Комбат") осваивают выставку вооружений, обороны и безопасности IDEX в Абу-Даби (ОАЭ), где исторически сложилось сильное присутствие российских участников - продавцов оружия. Думается, что неизбежное - связанное с уменьшением количества банков - сокращение рынка инкассаторских автомобилей в России увеличит интерес отечественных компаний к производству и экспорту автомобилей скрытого бронирования различных марок. Вполне возможно, что качество и опыт российского бронеавтопрома будут востребованы зарубежными покупателями уже в ближайшем будущем.

Что за броней?

Внешний обвес бронеавтомобиля остался консервативным: "кенгурятник", подножки, выхлоп, пара-тройка других элементов-никаких нестандартных новостей. Вся креативная работа перенесена внутрь салона. Дизайнер занимается в основном пространством, где сидит VIP-персона. Россия -не Ближний Восток: лучшие люди находятся сзади. К удовольствию тюнингеров, задние скамьи всех джипов, да и почти всех седанов, достаточно убоги и неудобны, поскольку упираются в передние сиденья. Первое, что приходит в голову, - отодвинуть сиденья назад, благо багажник для броневика потребительской стоимости не имеет. Практически на всех джипах удается переместить заднюю скамью на 15-20 см, а этого уже вполне достаточно, чтобы задуматься и над заменой скамьи-дивана на индивидуальные сиденья со средней консолью между ними. Так вот и нашли передние сиденья от "мерседеса" и БМВ свое новое место работы в качестве задних сидений в бронированных внедорожниках.

Широкое применение в оборудовании автомобилей, как и в быту, получили мультимедийные системы. Видео (уже в меньшей степени) и DVD обосновались и в салоне, где на потолке, в спинках сидений и в центральнй консоли располагаются разных размеров мониторы, и в багажнике, где установлены "головы" устройств. Кроме того, в Москве уже года два действует цифровое телевидение с тремя каналами, один из которых информационный и транслирует в прямом эфире новостные блоки основных ТВ-каналов. Качество впечатляет на любой скорости, но проблемы остаются: например, монитор водителя броневика часто запрограммирован так, что для безопасности при скорости более 30 км/ч монитор водителя отключается. А это приводит к тому, что водителю приходится переключать программы вслепую, если пассажир с заднего сиденья просит его сменить программу!

Вспоминается интернациональный тренинг для водителей бронеавтомобилей прошлой осенью в Зиндельфингене на фирме "Даймлер-Крайслер". Специалист по сервису, отвечая на вопрос, объясняет группе водителей короля Иордании, что мерседесовский кондиционер в задней части салона включается лишь при застегнутом ремне безопасности. После некоторой паузы главный водитель спрашивает: "Вы можете представить, как я скажу моему королю, которому жарко в салоне: - Ваше Величество, будьте добры, пристегните ремни безопасности, тогда и кондиционер заработает!" Даже неуступчивый "Мерседес-Бенц" согласился после этого подумать над перепрограммированием компьютера автомобиля.

Так что приходится нам и нашим коллегам-тюнингерам колдовать над софтом, чтобы согласовать интересы владельца автомобиля с возможностями техники. С мультимедийными средствами была еще одна проблема: полтора года назад мы вместе с немецкой фирмой "Мутэк" первыми на рынке изготовили два удлиненных на 40 см (15 см - передние двери и 25 см - задние) БМВ 760 в кузове Е67. И без того обширную спецификацию новой "семерки", как водится, пополнили мониторами в задней части салона. В Германии работал наш же специалист по электрике и аудиовидеосистемам. По его докладам, все было в порядке. Когда машины пришли в Москву, нас несколько повергло в шок... количество пультов управления электроникой: их было 5! Стало ясно, что нормальный покупатель не сможет мало-мальски адекватно управляться с таким семейством пультов, поскольку это не является его (покупателя) основным родом деятельности. Пришлось напрячься и вывести все функции на один пульт, что стало нашим фирменным стандартом и на последующие автомобили.

Подводя итоги

Запад

В завершение данной статьи отметим, что состояние мирового рынка автомобилей скрытого бронирования мы определили бы как предкризисное, связанное с намечающимся кризисом перепроизводства. Только новые события, сравнимые по масштабу с вторжением в Ирак, смогут поддержать нынешний объем спроса на бронеавтомобили. Но активного противостояния с Ираном американцам создать не удается, а из Ирака один за другим уходят даже союзники. Да и американское командование заявило о сокращении к середине будущего года численности контингента со 170 до 66 тысяч военных. Так что на складах европейских и американских фирм скапливается все большее количество непроданных бронеавтомобилей. Известны случаи отмены обещанных (связанных с войной в Ираке) заказов. Даже акции мирового лидера бронеотрасли - американской "Армор Холдинге" - на середину апреля потеряли около 25% стоимости по сравнению с рекордным декабрем 2004 г., хотя справедливости ради надо сказать, что за 2004 г. курс акций вырос на целых 80%.

Менее удачливой оказалась упомянутая выше немецкая фирма "ПГАМ", известная своими проектами по бронированию новой "аудиА8", "тойоты лэнд-круизер", "фольксвагенов" - "туарег" и "фаэтон". Эта фирма активно расширялась, последовательно купив "Индикар" - проектное подразделение бронеавтомобилей фирмы "Саксенринг", а также одного из лидеров по качеству бронирования - немецкую фирму "Вендлер". Проблемы с недостатком рынков сбыта привели в начале этого года к 30-процентному падению акции компании. Не имея, в отличие от "Армор Холдинге", достаточных ресурсов для поддержания курса собственных акций, "ПГАМ" была вынуждена 11 апреля с.г. объявить о своей финансовой несостоятельности, а с 1 июня начата процедура банкротства и проведены значительные сокращения персонала. Что касается так называемого оригинального бронирования, осуществляемого на заводах-производителях автомобилей, то американские и японские гиганты автомобилестроения не планируют собственного производства броневерсий, а суммарное производство броневиков европейских заводов "Мерседес", "Ауди" и "БМВ" будет, по-видимому, сокращаться.

Россия

В России обстановка в секторе VIP-брони-рования представляется более оптимистичной: вслед за джипами и мини-вэнами шире будут предлагаться и бронированные лимузины. Высокие таможенные пошлины при импорте броневиков будут побуждать покупателей заказывать машины в России. Часть нажитого российскими бронировщиками на многолетних поставках инкассаторских автомобилей капитала может быть вложена в более тщательные проектирование и испытания автомобилей, что привлечет клиентов не только отечественных, но и, возможно, иностранных, особенно при уменьшении таможенных пошлин, связанном с предстоящим вступлением России в ВТО. Экспорт бронеавтомобилей можно рассматривать как важную тенденцию, поскольку себестоимость российских машин все еще низкая по мировым меркам: все-таки сегодня, как и пятьдесят лет назад, изготовление бронеавтомобиля по большей части - искусная ручная работа. И, наконец, мастерство бронирования будет дополнено мастерством изысканной отделки салона и внутреннего тюнинга, сопоставимого по стоимости с собственно бронированием.

Генеральный директор ООО "Армортех", к.т.н.
M.A. Бычков

Исполнительный директор ООО "Армортех"
П.М. Саркисян

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2005
Посещений: 14461

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций