Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

ЗА бронеСТЕКЛОМ

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ЗА бронеСТЕКЛОМ

Йоханнес Клапхеке
Директор компании AGP Europe GMbH (Германия)

Стекло бронеавтомобиля предназначено для обеспечения надежной защиты людей, находящихся внутри. Какова должна быть его структура для решения данной задачи? И как развивается рынок бронестекла на современном уровне? Представляем статью дипломированного специалиста, который более 20 лет занимается разработкой и производством бронестекол

Бронестекло является самой важной частью любой пассивной защиты, так как чаще всего нападение направлено на то место, где видна цель, а значит, на прозрачную часть брони.

Структура бронестекла

Стекло (как и керамика) является очень твердым аморфным материалом и обладает принципиально другим характером взаимодействия с пулей. Попадание пули моментально вызывает ударную волну в стекле, которая разрушает его и распространяется по нему со скоростью примерно 5000 м/с, то есть опережая по скорости любой вид твердотельных снарядов. Это приводит к тому, что пуля на дальнейшем пути встречает уже не компактный материал, а размельченный в крошку.

Данный характер взаимодействия и является главной причиной для своеобразной структуры бронестекла: оно состоит из нескольких слоев стекла толщиной от 4 до 15 мм, которые соединены между собой тонкими пленками из поливинилбутрала, поликарбоната или полиуретана (толщина 0,1 мм).

На внутреннюю поверхность стеклопакета, как правило, наносится более толстый слой поликарбоната - мягкой пластмассы, которая способна "поймать" стеклянные осколки.

В каких случаях применяется такое бронестекло? Прежде всего для защиты особо важных зданий, банковских рабочих мест и транспортных средств, при этом следует отметить, что самые высокие требования к защитно-весовым характеристикам здесь ставит не самолето-, а автомобилестроение. Это становится понятным, если рассмотреть стандартные угрозы: для самолетов -"встречная птица" при скоростях полета до 1000 м/с, а на машину почти с такой же скоростью летят закаленные стальные пули.

По объему рынок автомобильных бронестекол также является самым весомым из указанных. Это тоже понятно - головных частей для современных поездов производится гораздо меньше, чем бронеавтомобилей.

Исходя из этих соображений, основное внимание в данном обзоре будет уделено именно спецстеклам для бронеавтомобилей.

Для полноты картины кратко остановимся и на уровнях защиты. По практическим соображениям (и говоря простым языком) в гражданской области можно различить три основных уровня защиты, а именно:

  1. пистолетный уровень защиты (дол жен защищать практически от всех ви дов краткоствольного оружия со стан дартными боеприпасами);
  2. защита от длинноствольного оружия с обычными боеприпасами;
  3. защита от спецбоеприпасов из длин ноствольного оружия (высший уровень; каждый раз исключение составляют особые боеприпасы).

Первый и третий уровни - это поле деятельности автомобильных концернов (OEM), а вторым уровнем защиты (наряду с первым) занимаются так называемые "добронировщики" (retrofitter). Более высокие требования к уровню защиты, конечно, предъявляются в случае военных видов угроз: здесь и более "пробивные" средства поражения, и более широкий диапазон температур, вплоть до дополнительного требования о минимальном запреградном действии в случае пробития.

Рынок потребителей

Мировой рынок бронестекла для транспортных средств насчитывает ежегодно порядка 20 000 комплектов с четким распределением по континентам. На первом месте среди потребителей стоит Латинская Америка (Мексика, Бразилия, Колумбия и др.) с объемом более 12 000 комплектов. Это связано с тем, что в этих странах уровень преступности настолько возрос, что практически все дорогостоящие (прежде всего импортные) машины должны быть бронированными, иначе владелец недолго будет разъезжать на своем приобретении.

Структура импортных пошлин в этой зоне приводит к тому, что любой автомобиль при ввозе подорожает примерно в три раза. Следовательно, импортировать бронемашины будет невозможно, иначе владельца сразу посетит налоговая полиция, потому как такие деньги честным путем заработать нельзя. В результате на этой территории выросло огромное количество малых "гаражных" мастерских, где за сравнительно небольшие деньги (примерно $30 000, включая материалы) машину переоборудуют для защиты от пистолетов. Пользуясь при таком переоборудовании хотя и необходимой, но чаще преувеличенной секретностью, большинство малых фирм делает такую "дырявую" бронь и настолько коверкает машину, что только благодаря низкому профессиональному уровню основного числа преступников люди в подобных бронеавтомобилях выживают в случае атаки.

На сегодняшний день доля пистолетной брони в странах Латинской Америки составляет от 70 до 99% (для защиты от нападений в больших городах). Одновременно по "темным" каналам сюда начинает поступать и более серьезное оружие: на первом месте АКМ, а это заведомо требует большей защиты и, следовательно, лучших знаний и умений в бронировании и переоборудовании машины в целом (структуры кузова, шасси, колес, шин и т.д.). Неудивительно, что некоторые OEM (не только немецкая "тройка") пришли к выводу о целесообразности собственного "бронепро-изводства" в этой зоне.

Следом за Латинской Америкой в потреблении бронестекла с большим отставанием идут Ближний Восток (примерно 3000 комплектов). Восточная Европа, Россия, США, Южная Африка и т.д. Германия также является заметным потребителем бронестекол, но это прежде всего связано с заводским бронированием таких компаний, как Mercedes, BMW и Audi.

Рынок производителей Закономерно, что распределение по количеству производства бронестекла по миру в большей части соответствует картине потребления: на первом месте среди производителей стоит фирма AGP (American Glass Products, Бразилия, www.agpglass.com) с заводами в Колумбии, Бразилии, Перу. Годовой объем производства компании составляет около 6000 комплектов бронестекла, типовой спектр включает примерно 450 машин, охватываются все классы защиты по нормам Европы, Бразилии, Мехико, США, России, в том числе и военные стандарты.

На втором месте обосновалась итальянская фирма "Изоклима" (www.isoclima.net) примерно с 4500 комплектами в год. Многие годы эта компания была ведущей по качеству и технике и имела квазимонопольное положение на данном рынке.

Назовем и других производителей бронестекла для автомобилей: во Франции - компания "Сан-Гобэн" (ранее "Сулли", www.saint-gobain.com), в Италии - "Хардглас" (www.hardglass.com), в Израиле - "Оран" (www.osg.co.il), в Англии - фирмы "Ромаг" (www.romag.co.uk) и "ГКН" (ранее "Пилкингтон Аэроспейс", www.gkn.com), в Германии - компании "ГуС" (www.gus-online.com) и "Контреф" (обе производят, прежде всего, для военных нужд), в Голландии - компания "Crystal" (www.crystalglass.nl); в России помимо знакомой читателю фирмы "Магистраль" (www.magist.ru) нам известны такие, как "Стекломаш-комплект" (www.steklomash.ru) и "Рида" (www.ridacars.ru), а на Украине - фирма "Евраком" (www.eura.com.ua). В целом следует отметить, что ведущими по качеству бронестекла фирмами являются всемирно известные поставщики немецких OEM: AGP, "Сан-Гобэн", "Изоклима".

Тенденции развития

Какие тенденции можно отметить в этой сложной и сильно засекреченной области?

В техническом плане - переход к более сложным композициям, а именно - к применению стали, керамики и других материалов в составе бронестекла. Имеются первые результаты по прозрачной керамике, широко стали применяться стальные вкладыши по краям бронестекла.

Для военного применения ведутся работы по расширению температурного диапазона, защите от дополнительных частот излучения и более сильных средств воздействия, в том числе взрывных средств, вплоть до ударного ядра (созданный взрывом снаряд, или EFP -explosion formed projectile).

Со стороны рынка преобладает тенденция к более требовательной клиентуре; даже в Латинской Америке стали интересоваться качеством брони и сертификатами испытаний, причем не только для материалов. Это приводит к тому, что немецкие и аме риканские автопроизводители уже монтируют свои бронеавтомобили (BMW, Chrysler) или вплотную при близились к созданию бронеавтомо билей вблизи главного рынка - Ла тинской Америки. И как следствие, количество "добронировщиков" там заметно снижается.

В целом техника вооружений все время ставит новые задачи перед создателями пассивной защиты, и ответ на них нужно найти в ближайшее время. Это позво ляет говорить о том, что наша работа останется интересной еще на протяже нии многих лет.

Опубликовано: Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2008
Посещений: 15959

  Автор

Йоханнес Клапхеке

Йоханнес Клапхеке

Директор компании AGP Europe GMbH (Германия)

Всего статей:  1

В рубрику "Бронеавтомобили" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций