Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Безопасность гражданской авиации. Руководители обсудили задачи и финансирование

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасность гражданской авиации
Руководители обсудили задачи и финансирование

В этом году летнее заседание комитета по авиационной безопасности Ассоциации "Аэропорт" ГА стран СНГ состоялось с 22 по 24 июня в Ярославле. Компания "Электроника", организатор и принимающая сторона, обеспечила превосходные условия для обсуждения насущных вопросов и неформального общения руководителей

Ярославль уверенно завоевывает репутацию ведущего интеллектуального центра. Здесь ежегодно проводится Мировой политический форум, затрагивающий вопросы национальной и международной безопасности. В Ярославле существует несколько крупных объектов, оснащенных современными комплексными системами безопасности.

Собрались ключевые руководители

В работе заседания приняли участие представители государственных структур (Ространс-надзор, МВД и ФСБ России) и руководители, отвечающие за безопасность крупнейших авиапредприятий России: ФКП "Аэропорты Севера", компании "Базэл-Аэро", международных аэропортов "Шереметьево", "Краснодар", "Геленджик", "Волгоград", "Мурманск", "Иркутск", "Благовещенск", "Астрахань", "Рощино", а также ведущей российской авиакомпании "Аэрофлот".

Обсудили животрепещущие темы:

  • практика исполнения новых требований законодательства в области авиационной и транспортной безопасности1, в том числе нормативное обеспечение САБ аэропорта и вопросы взаимодействия с силами ведомственной охраны при реализации мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;
  • выработка единых подходов к обеспечению авиационной, транспортной и антитеррористической безопасности.

Кто отвечает за безопасность

В горячей дискуссии были высказаны мнения о том, что новые требования законодательства в области авиационной и транспортной безопасности очень своевременны, но их содержательная сторона существенно осложняет правоприменительную практику.

Эксперты считают, что нерешенными остаются вопросы:

  • разграничения ответственности за обеспечение авиационной безопасности между аэропортом и государством;
  • финансовой нагрузки по этим направлениям. Сейчас расходы (в том числе по взаимодействию с ведомственной охраной, по оценке уязвимости и реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности) целиком и полностью ложатся на плечи аэропортов. Хотя, согласно требованиям ИКАО, ответственность за авиационную безопасность несет именно государство, и в России его участие крайне необходимо.

Острые вопросы

Заметный резонанс вызвали темы: полномочий САБ при реализации мероприятий по обеспечению авиационной безопасности, использования служебного оружия и обязательности заключения договоров на охрану с ведомственной охраной Минтранса России. Очевидны несоответствия между действующими нормативными актами, которые регулируют одни и те же случаи. Например, Воздушным кодексом регламентируется ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами2, а в приказе МВД РФ № 568 в списке категорий лиц с особыми уставными задачами специалисты САБ не фигурируют.

Еще одним острым вопросом является взаимодействие с силами ведомственной охраны при реализации мероприятий по обеспечению авиационной безопасности. Ценовая политика ФГУП УВО создает порой непосильное финансовое бремя для аэропорта, а также неправомерное отсутствие альтернативных путей обеспечения транспортной безопасности по причине законодательного закрепления обязательств аэропортов заключать соответствующие договоры с ФГУП УВО.

Общее мнение участников

Необходимы государственное финансирование, однозначное правовое поле, четкое регулирование и единственный регулирующий орган в области авиационной безопасности.

По итогам обсуждения было решено собрать дополнительную информацию по поправкам и предоставить ее в Минтранс России для рассмотрения и внесения корректив.

Н.И. Овченков
Генеральный директор ООО "ПСЦ "Электроника"

Мероприятие прошло очень продуктивно. Во-первых, участников было в 1,5 раза больше, чем мы ожидали, что говорит об актуальности обсуждаемых вопросов. Во-вторых, в ходе работы комитету удалось выработать единую позицию относительно того, какими должны быть следующие шаги авиационного сообщества. Это касается и нормативной базы, и применяемых технологий.

Проведенная встреча способствовала увеличению взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами: авиапредприятиями, поставщиками оборудования и услуг ТСБ, органами госрегулирования. Высказывались максимально откровенно и остро, что, несомненно, приведет к хорошим результатам по доработке нормативных документов и формированию оптимальных предложений по оснащению объектов техническими средствами.

Убежден, что решения, принятые комитетом в ходе ярославского заседания, будут иметь положительный эффект для всех предприятий, заинтересованных в развитии отрасли.

___________________________________________
1 Постановление Правительства РФ № 42, приказы Минтранса РФ № 40 и 87, совместный приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России № 52/112/134 и др.
2 П. 3 ст. 84 Воздушного кодекса.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2011
Посещений: 6457

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций