Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

На страже национальной безопасности: взаимодействие власти и бизнеса

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На страже национальной безопасности: взаимодействие власти и бизнеса

Об актуальных вопросах и задачах обеспечения национальной безопасности на примере промышленности, нефтегазовой отрасли и топливно-энергетического комплекса, взаимодействии федеральных органов власти, профессиональных и общественных объединений, российских предприятий и отечественных производителей рассказал сенатор Михаил Васильевич Козлов
Михаил Козлов
Член Комитета Совета Федерации по обороне
и безопасности, член Оргкомитета Международного
форума "Технологии безопасности"

В Москве12-14 февраля 2019 г. состоится XXIV Международный форум "Технологии безопасности" – ежегодное мероприятие, которое проходит под эгидой Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, а также при поддержке Комитета Государственной Думы по безопасности, Правительства Москвы, Комиссии Московской городской думы по безопасности, ФСБ России, МВД России, МИД России, Минтранса России, Роскосмоса, ФСТЭК России, Антитеррористического центра СНГ, ФТС России, Ассоциации российских банков и под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ.

Риск-ориентированный подход в обеспечении национальной безопасности

В мартовском Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию особое внимание было уделено стремительным технологическим изменениям, отставание от которых неизбежно означает снижение уровня безопасности и экономических возможностей страны. Появление контролеров на предприятиях "оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход".

В рамках "правительственного часа" на 438-м заседании Совета Федерации 27 июня выступил руководитель Ростехнадзора Алексей Владиславович Алешин. В своем выступлении он отметил, что риск-ориентированное регулирование уже с 2014 г. применяется в области промышленной безопасности (116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), а с начала 2017 г. на аналогичную модель переведен и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск-ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора.

Промышленная безопасность – определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и сведением к минимуму опасности возникновения аварии или инцидента

Для реализации дистанционных методов контроля российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.

Программный комплекс подключается к действующим системам контрольно-технологических процессов на предприятиях (АСУТП – автоматизированной системы управления технологическим процессом). В настоящее время проводятся тестовые испытания комплекса на опасных производственных объектах различных отраслей и проходит межведомственные согласования законопроект, определяющий правовую основу такой работы.


Кроме того, планируется внедрение системы "Электронный инспектор", применяя которую собственники и эксплуатанты опасных производственных объектов получат возможность в личном кабинете пройти предварительную проверку (или самопроверку) соблюдения требований безопасности. Программный комплекс, информационная база которого будет содержать все обязательные требования к производственным объектам, в автоматическом режиме проанализирует состояние безопасности на конкретном объекте, сформирует перечень нарушений и предоставит полную информацию о санкциях, применяемых в случае их выявления реальным инспектором.

Одним из примеров обеспечения комплексной безопасности является работа, проведенная в угольной отрасли. Так, на всех шахтах в соответствии с новыми нормативами деятельности внедрены многофункциональные системы безопасности, включающие эффективные и надежные сложные комплексы, которые контролируют практически всю ситуацию: и с шахтой, и с пылью, и рабочими местами шахтеров.

Законодательные инициативы – ответ на новые угрозы для устойчивой работы российских производств

Вспомним о новых законодательных требованиях по защите объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). C 1 января 2018 г. вступил в силу 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", согласно которому субъекты КИИ – владельцы объектов КИИ и лица, обеспечивающие взаимодействие таких объектов, – обязаны провести их категорирование, обеспечить безопасность и подключиться к Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак.

С появлением и развитием технологий Интернета вещей (удаленного управления автоматизированной работой различных объектов), больших данных и машинного обучения средства для компьютерных атак становятся все более продвинутыми, охватывают все больше информационных систем и ресурсов. Компьютерные атаки глобального масштаба на информационные системы и ресурсы отраслевых госструктур и предприятий могут привести к самым негативным последствиям для экономики и даже повлечь за собой угрозу для здоровья и жизни людей.

Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 198 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" установил цели, принципы, основные направления и задачи государственной политики, определив инструменты ее реализации. Аналогичный документ планируется реализовать и в области ядерной и радиационной безопасности.

В ст. 26 Указа Президента Российской Федерации устанавливается, что "государственная политика в области промышленной безопасности осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан".

Далее отмечается, что "промышленная безопасность – определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения – отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу".

Риски и угрозы при обеспечении комплексной безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики

Обсуждая вопросы безопасности и защищенности объектов промышленности, нефтегазовой отрасли и энергетики, можно выделить два класса проблем.

Первый, "из будущего", – это бурное мировое технологическое развитие, о котором особо отмечалось в Послании Президента РФ. Новые производственные технологии и новейшее оборудование с АСУТП и удаленным управлением через Интернет включает Интернет вещей, большие данные, цифровые технологии и сверхбыструю связь, автоматическое цифровое производство.

Соответственно, комплексная безопасность заключается в уверенной адаптации технологических процессов и наших специалистов к новым возможностям в условиях глобальной конкуренции, в парировании новых угроз для устойчивой (штатной) работы российских производств.

Второй вопрос – "из прошлого". Основными причинами аварийности и смертельного травматизма являются:

  1. Неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень технологического управления, недостаточность навыков при действиях в аварийных ситуациях.
  2. Формальная и неэффективная деятельность служб производственного контроля. Сознательное пренебрежение требованиями и правилами промышленной безопасности.
  1. Износ основных производственных фондов. "60–70% оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях потенциальный социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600–700 млрд рублей в год".
Риск-ориентированное регулирование применяется в области промышленной безопасности с 2014 г. С начала 2017 г. на аналогичную модель переведен и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений

Соответственно, комплексная безопасность заключается в продуманном и нормативно определенном обновлении производственных технологий и оборудования, повышении квалификации работников (непрерывное образование), обеспечении неукоснительного соблюдения обязательных требований безопасности, устойчивого поддержания технологической, производственной дисциплины, что достигается системной технологической и организационной деятельностью в сфере промышленной безопасности.

Основные принципы, приоритеты и задачи государственной политики в области промышленной безопасности

Хотел бы отметить некоторые положения Указа Президента Российской Федерации. Из принципов государственной политики в области промышленной безопасности:

  • минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;
  • снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
  • внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;
  • внедрение научно-технических достижений и передового опыта в целях обеспечения промышленной безопасности.


Из приоритетных направлений государственной политики в области промышленной безопасности:

  • разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
  • усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;
  • обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры;
  • развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;
  • развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.
Комплексная безопасность заключается в уверенной адаптации технологических процессов и наших специалистов к новым возможностям в условиях глобальной конкуренции, в парировании новых угроз для устойчивой работы российских производств

Из основных задач государственной политики в области промышленной безопасности:

  • обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;
  • сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;
  • развитие методов анализа и оценки рисков возникновения аварий на промышленных объектах;
  • повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
  • развитие системы профилактики нарушений требований промышленной безопасности;
  • развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками.

Постоянный диалог органов государственной власти, предприятий и российских разработчиков оборудования

В условиях непростой международной обстановки Совет Федерации уделяет особое внимание обеспечению безопасности нашей страны, ее технологической независимости. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает Международный форум "Технологии безопасности" – ключевое отраслевое событие и авторитетную площадку для демонстрации отечественных технических средств безопасности и обмена опытом по актуальным вопросам обеспечения национальной безопасности.

Конгрессная часть Форума проходит при системном взаимодействии федеральных органов государственной власти, профессиональных и общественных объединений, производителей, объединенных в Организационный комитет.

Одним из примеров обеспечения комплексной безопасности является работа, проведенная в угольной отрасли. На всех шахтах в соответствии с новыми нормативами деятельности внедрены многофункциональные системы безопасности, включающие эффективные и надежные сложные комплексы, которые контролируют ситуацию

Профессиональное обсуждение концепции и проблемных вопросов национальной безопасности в рамках мероприятий Форума должно в полной мере учитывать положения руководящих документов и привнести в решение актуальных проблем комплексной безопасности не только живой опыт работы на производстве, но и инновационный, творческий подход.

Оргкомитет и дирекция Форума "Технологии безопасности" получают большое количество запросов от крупнейших российских предприятий о содействии в настройке диалога с производителями и поставщиками систем и решений безопасности, чтобы получать больше предложений, отвечающих организационным, техническим, технологическим, действующим регуляторным условиям. Известно, что до 80% предложений поставщиков систем и решений безопасности не учитывают в полной мере особенности различных производственных объектов.


Идея объявить Всероссийский смотр решений и технологий для обеспечения безопасности и террористической защищенности объектов и инфраструктуры, проводить подготовительные мероприятия в течение всего года, выработанная Оргкомитетом Форума "Технологии безопасности", является ответом на запрос крупнейших предприятий – участников Форума.

По решению Оргкомитета с 2017 г. в рамках подготовки Форума "Технологии безопасности" по каждому направлению организуются рабочие группы, проводятся заседания и консультационные встречи.

Такая организация работы позволяет:

  1. Осуществлять постоянный диалог между предприятиями, российскими разработчиками оборудования, надзорными органами, в частности, для реализации политики импортозамещения.
  2. Помочь отечественным поставщикам решений сориентироваться в особенностях требований и запросов конкретных производств и отраслей.
  3. Определить подходы к решению инженерных, организационных и методических задач, достаточно сложных из-за часто противоречивых исходных условий, и поднять на новый уровень инжиниринг систем безопасности.
  4. Определить перечень оборудования и технологий, которые будут демонстрироваться на Всероссийском смотре решений и технологий в рамках Форума 2019: только лучшие решения, отвечающие требованиям безопасности в отраслях российской экономики.
  5. Поддержать формирование актуальной и практической повестки дня крупнейших отраслевых конференций.

Уверен, что XXIV Международный форум "Технологии безопасности" запомнится высоким профессиональным уровнем и плодотворным сотрудничеством государства, бизнеса и гражданского общества в сфере обеспечения безопасности России.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #4, 2018
Посещений: 2994

  Автор

Михаил Козлов

Михаил Козлов

Член Комитета Совета Федерации по обороне
и безопасности, член Оргкомитета Международного
форума "Технологии безопасности"

Всего статей:  1

В рубрику "События" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций