В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Благодаря принятию ряда нормативных правовых актов и проведенным структурным изменениям число регуляторов в сфере аккредитации сегодня сокращено в два раза. В целом вопросы непосредственно аккредитации регулирует Минэкономразвития России и Росаккредитация, находящаяся в ведении этого министерства. Минпромторг России совместно с Росстандартом определяют формы документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, и координируют работу по подготовке стандартов, определяющих эти требования.
Существенно сокращено и количество участников рынка подтверждения соответствия, что позволяет улучшить качество контроля за их деятельностью. По данным федеральной государственной системы аккредитации (ФГИС), в 2016 г. функционировали:
Ежедневно ФГИС обрабатывалось более 80 тыс. запросов на информацию из реестров Росаккредитации, поступающих по каналам СМЭВ, через Единый портал государственных услуг и официальный сайт федеральной службы. Для регистрации в соответствующих реестрах направлялись в среднем сведения о более чем 2500 зарегистрированных деклараций соответствия и 500 выданных сертификатах соответствия. В 2016 г. во ФГИС вносились сведения о более 150 тыс. сертификатов соответствия и 860 тыс. деклараций соответствия в самых разных областях аккредитации.
Испытательными лабораториями за анализируемый год ежедневно предоставлялись сведения о более 16,5 млн выданных протоколов об испытаниях (исследованиях) и измерениях.
Приведенные цифры самым наглядным образом иллюстрируют то, насколько рынок оценки соответствия важен для экономики, насколько он интегрирован в единую экономическую матрицу и как успехи и неудачи на этом рынке отражаются на общей экономической ситуации в стране. Одновременно они говорят о необходимости продолжения работ по повышению качества контроля за деятельностью аккредитованных структур.
Необходимость эффективного контроля за достоверностью выдаваемых документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, подтверждена решениями Правительства Российской Федерации. В частности, его распоряжением от 5 декабря 2016 г. № 2592-р, утвердившим Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. и плановый период до 2025 г., определено в качестве одной из ключевых проблем "изготовление заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушением проведения процедур испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами".
Стабильно высокий процент фиктивных протоколов испытаний, сертификатов и деклараций испытательных лабораторий и органов по сертификации показывает, что изменить ситуацию не получится без системного подхода, внимательного выявления и изучения причин подобного положения вещей, выработки комплексной программы адресных мер, привлечения всех участников, включая не только испытательные лаборатории и органы по сертификации, но и предпринимательские круги, регуляторов рынка, контрольные, надзорные и правоохранительные органы.
Данная статья не претендует на освещение всего комплекса проблем в сфере фальсификата, однако предлагается взглянуть на нее со стороны участников рынка оценки соответствия. Сегодня встречаются два наиболее распространенных варианта:
1. Участники, которые живут не сиюминутной выгодой, а смотрят на перспективу своего бизнеса в этой сфере (назовем их добросовестными).
Добросовестный орган по сертификации и/или испытательная лаборатория подготовила соответствующих специалистов, приобрела необходимое оборудование, создала должную инфраструктуру. Прошла процедуру аккредитации, работает в соответствии со стандартами. С финансовой точки зрения это достаточно емкие мероприятия, которые, безусловно, учитываются при определении стоимости процедур, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям.
2. Участники с минимальным вкладом в инфраструктуру (возможен через договор аренды и т.д.), временными трудовыми соглашениями с необходимыми специалистами, периодической сменой юридического лица и другими ухищрениями. Себестоимость в этом случае гораздо ниже. И самое главное – при такой схеме проще манипулировать результатами оценки соответствия.
И первый, и, как ни странно, второй варианты (за исключением прямых нарушений) не противоречат законодательству.
Заказчик услуги подтверждения соответствия прежде всего ориентируется на ее цену.
Кто в результате выигрывает, а кто – проигрывает? Проигрывает потребитель, проигрывает его безопасность.
Государственные регуляторы предлагают усилить контроль, повысить уровень административной и иной ответственности за проведение некачественных процедур и выдачу заведомо ложных документов в области подтверждения соответствия. Нами приветствуются любые практические шаги, предпринимаемые в этом направлении.
Кроме того, многие ведущие организации, работающие в рассматриваемой сфере, предлагают задействовать и рыночные рычаги для решения проблем системы оценки соответствия.
Главной видится задача объединить добросовестных участников рынка оценки соответствия в общественную организацию и определить ее стратегической целью формирование условий для добросовестной конкуренции органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также реализации мер, содействующих повышению уровня доверия к институту оценки соответствия.
Безусловно, это можно сделать только в кругу единомышленников.
26 апреля 2017 г. была создана Ассоциация участников рынка оценки соответствия – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе организации и граждан для представления и защиты интересов добросовестных участников названного рынка.
Сегодня в зону влияния Ассоциации входят аккредитованные лица, совокупно оформляющие около 50% сертификатов соответствия и не менее 25% деклараций соответствия. Необходимо отметить, что Ассоциация – это не закрытое сообщество, мы открыты для вступления новых членов и приветствуем этот процесс.
Какие механизмы предлагается задействовать для решения обозначенной выше стратегической задачи?
1. Участие в формировании нормативной правовой базы в области аккредитации подтверждения соответствия с учетом опыта работы и интересов членов Ассоциации. Раскрывать этот тезис не имеет смысла. В Российской Федерации создана система публичного обсуждения проектов различных нормативных правовых актов. Поэтому работать необходимо в ее рамках, представляя консолидированное мнение членов Ассоциации.
2. Создание здоровой конкурентной среды между органами по сертификации и испытательными лабораториями, а самое главное – атмосферы нетерпимости к организациям, изготавливающим заведомо ложные, поддельные декларации соответствия, сертификаты соответствия, протоколы испытаний промышленной продукции. Здесь представляется целесообразным выработка и контроль выполнения корпоративных стандартов (кодексов) работы, предотвращающих нарушение процедур оценки соответствия среди членов Ассоциации, а также ведение рейтинга органов по сертификации и испытательных лабораторий.
3. Создание в перспективе на базе Ассоциации саморегулируемой организации со всеми вытекающими правами и обязанностями как для ее участников, так и для органов власти, регулирующих эти сферы деятельности.
В настоящей статье приведены отдельные и, на наш взгляд, ключевые моменты деятельности Ассоциации, реализация которых и ряда других позволит создать цивилизованный рынок оценки соответствия, отсечь недобросовестных его участников, а также повысить уровень безопасности в стране.
Представители Ассоциации активно работают в составе Экспертного совета при государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в постоянной рабочей группе Общественно-политической партии "Единая Россия" по повышению эффективности рынка оценки соответствия. Подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией производителей, переработчиков и потребителей алюминиевой продукции, совместно с Госкорпорацией "Росатом" вырабатываются меры по совершенствованию инструментов оценки соответствия в отрасли. Ассоциация начала выпуск собственного печатного органа – журнала "Лабораторная практика".
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3262
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций