В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
При приемке объектов в эксплуатацию ранее руководствовались Строительными нормами и правилами СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения". Формировалась рабочая комиссия, в состав рабочих комиссий включались представители заказчика (застройщика), генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного пожарного надзора и т.д.
Рабочие комиссии до предъявления заказчиком Государственной комиссии к приемке в эксплуатацию объектов были обязаны:
По результатам проверок рабочая комиссия должна была составить акт о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, для предъявления Государственной приемочной комиссии, а также подготовить сводные материалы о готовности объекта к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.
Приемка объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, назначаемыми в порядке, устанавливаемом соответствующими министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик.
Государственный пожарный надзор осуществлялся с момента введения объекта в эксплуатацию.
В настоящее время контроль качества на предмет соответствия принятых проектных решений и проектных материалов действующему законодательству, регламентирующему вопросы обеспечения пожарной безопасности, осуществляют подразделения Федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы", а также негосударственных экспертиз.
Далее государственный строительный надзор, являясь контролирующим органом исполнительной власти России, осуществляет надзорную деятельность строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Надзор заключается в проверке:
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Порядок проведения мероприятий по надзору на территории объектов градостроительной деятельности регламентирован Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". Данным законодательным актом четко установлено, что надзор за требованиями пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов осуществляется органами государственного строительного надзора. Кроме того, в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.
Таким образом, контроль за выполнением противопожарных мероприятий как при строительстве, так и на строительных площадках органы государственного пожарного надзора МЧС России не осуществляют.
Существенные нововведения в регулирование государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов с 1 января 2016 г. вносит Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 246-ФЗ).
В частности, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Законом № 246-ФЗ вводятся "надзорные каникулы" для субъектов малого предпринимательства.
При этом к представителям субъектов малого предпринимательства отнесли организации с годовым оборотом до 2 млрд рублей (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Слава богу, не для всех субъектов малого предпринимательства действуют "надзорные каникулы". Под действие закона не попали субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Кроме того, согласно части 2 ст. 26.1 Закона № 246-ФЗ контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет. При этом в данном федеральном законе закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
Следует иметь в виду, что "надзорные каникулы", о которых идет речь в Законе № 246-ФЗ, распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий. В частности, они не будут распространяться на налоговый контроль, контроль за уплатой взносов во внебюджетные фонды, таможенный контроль и прокурорский надзор. Другими словами, все то, что закладывалось предками на основании пережитого, в настоящий момент не используется.
МЧС России – орган исполнительной власти, являющийся правопреемником Государственной противопожарной службы МВД России, имеющий профильные среднеспециальные и высшие учебные заведения, не принимает никакого участия ни в оценках качества выполненных проектных решений, ни в сопровождении строительства объектов, ни в вводе их в эксплуатацию, то есть в выдаче заключения о строительстве объектов. В самом органе исполнительной власти "умерло" целое направление – нормативно-техническая деятельность. В состав нормативно-технических отделов входили инженеры пожарной безопасности, занимающиеся экспертизой проектной документации в части обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, они принимали участие в деятельности рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Вывод напрашивается сам собой: неважно, в каком органе исполнительной власти находится государственная противопожарная служба. Вопросами обеспечения пожарной безопасности должны заниматься специалисты, имеющие профильное образование и богатый практический опыт нормативно-технической работы. Необходимо исключить многочасовые и бестолковые селекторы ни о чем, глядя на которые, невольно вспоминается биография известного советского разведчика Гарольда Кима Филби, который остановил работу МИ-6 путем развития бюрократии внутри самой системы.
В итоге мы имеем то, что имеем: горят леса, торговые центры, при этом в некоторых субъектах Российской Федерации сгорают дотла как районы городов, так и целые населенные пункты.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 6165
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций