Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Если лестницы, то Magirus!

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Если лестницы, то Magirus!

Техника Iveco Magirus не только хорошо известна широкому кругу специалистов в области пожарной безопасности, но и пользуется заслуженной популярностью. На вопросы редакции каталога "Пожарная безопасность" отвечает уполномоченный представитель "Ивеко Магирус", генеральный директор ООО "КОМПАНИЯ ВИТАНД" Виталий Викторович Зепалов
В.В. Зепалов
Генеральный директор
ООО "КОМПАНИЯ ВИТАНД"

- Виталий Викторович, расскажите, пожалуйста, что стоит в основе развития пожарной техники Magirus. Как производитель реагирует на потребности рынка?
- Основной вектор развития пожарной техники определяется реальными потребностями пожарных. И основной посыл здесь - сохранение жизни и здоровья как спасаемого, так и спасателя. В рамках этой идеологии сегодня заметна тенденция перетягивания на российский рынок лучших мировых технологий. Я уже 20 лет представляю в России компанию Magirus и хочу отдать должное инженерам, оперативно реагирующим на запросы наших клиентов и адаптирующим европейскую технику под российские реалии. Могу отметить, что наша высотная техника (и не только) десятилетиями работает в разных климатических зонах. Ее можно встретить в Надыме, Сургуте, Красноярске, Сочи. Санкт-Петербурге, Москве и других городах. На нашем сайте есть небольшой видеоролик, снятый красноярскими журналистами три года назад. Там показана наша лестница, которой на тот момент было уже 25 лет. И на вопрос журналиста, почему она так хорошо выглядит, года на 2-3, пожарный отвечает, что, наверное, в Германии лесенки делают для людей.

Так вот, немецкие инженеры постоянно развивают эту технику. Если вы возьмете лестницы 20-летней давности и лестницы современные, то можно образно сравнить их с военными самолетами (истребителями). Вы наверняка слышали о работах по созданию истребителей 5-го поколения. Так современные лестницы Magirus уже являются реальным воплощением 5-го поколения, то есть поколением, когда компьютеры взяли на себя основную нагрузку по управлению автолестницей.

То, что мы поставляем на рынок, - это инструмент в руках пожарного. И мы хотим, чтобы этот инструмент был как можно более совершенным. И вектор этой работы направлен на обеспечение безопасности работы пожарного и спасателя, достижение максимальных оперативных скоростей работы, надежности в работе в различных климатических условиях, что создает реальные условия для спасения жизни пострадавших.

Если говорить о конкретных вехах за эти 20 лет, то можно отметить некоторые инновации, внедренные компанией Magirus в конструкцию автолестниц. Например, создание уникальной системы опор. Раньше опоры были обычные, горизонтально выдвигающиеся, фиксируемые в двух-трех положениях: под контуром автомобиля и на полную ширину. Недостаток такой системы очевиден: в тесных городских условиях недостаточная площадь опоры значительно сужала рабочее поле автолестницы и не позволяла реализовать возможности ее выдвижения при максимальном боковом вылете, и соответственно вместо максимальных 50 м реализовать можно было только 20-25. Сегодня эту проблему решили. Теперь каждая отдельная опора выдвигается тоже горизонтально, но на любую величину, а конструкция опор позволяет их устанавливать даже под припаркованные автомобили. В итоге пожарные могут по максимуму использовать доступную площадку, тем самым увеличивая возможный подъем. Это важный момент, поскольку автолестница - это машина первого хода, задача которой - спасти. Соответственно лестница должна быстро приехать и быстро развернуться в рабочее положение, не теряя времени для выискивания подходящей площадки.

Второй важный момент - несущая способность площадки. При вывешивании автолестницы или подъемника на опорах, давление на асфальт довольно большое. В идеале на этапе строительства домов должны подготавливаться специальные укрепленные площадки для разворачивания такой пожарной техники. По факту это делается далеко не всегда. Поэтому в Magirus отказались от вывешивания шасси лестницы, машина стоит колесами на земле и дополнительной точкой опоры для подъемного устройства служит задний мост, жестко фиксируемый на поверхности при установке опор. Дополнительным плюсом такого решения стало увеличение скорости развертывания, а также исключение сползания при работе на уклонах.

Еще необходимо упомянуть о такой конструктивной особенности шасси, как управляемый задний мост, значительно повышающий маневренность машины, поскольку в перенаселенных городах задача проползти по двору между припаркованными машинами зачастую нетривиальная.

Как я уже говорил, приоритетом в создании лестницы является безопасность пожарного. Для ее обеспечения недостаточно того, чтобы колена лестницы плавно выдвигались. Развернутая на десятки метров лестница подвергается неравномерным динамическим нагрузкам: порывы ветра, поднимающиеся, спускающиеся по ступеням или выпрыгивающие из окон в люлькулюди. Все это приводит к тому, что лестница начинает раскачиваться. Поэтому была разработана и внедрена компьютерная система стабилизации комплекта колен и люльки. При любом воздействии на лестницу компьютер выполняет противодействие, тем самым гася ненужные колебания принудительно.


Еще одним моментом стала некоторая унификация машин. Если двор маленький, то много машин рядом не поставишь, и один автомобиль должен решать сразу несколько задач. Кроме того, не все пожарные подразделения полностью укомплектованы личным составом. Поэтому следующим шагом стало увеличение грузоподъемности лестниц и соответственно увеличение пропускной способности лафетного ствола на ней. Если раньше подача лафетного ствола достигала порядка 1600 л/мин, то сегодня эта цифра уже 2500, кроме того, опционально мы устанавливаем на лестницы стволы до 4000 л/мин, оборудуем насосами и пенобаками. То есть можно уже говорить, что современные лестницы - это не только спасательное устройство, но и мощное средство пожаротушения на высотах.

Вы говорили об адаптации разработок Magirus к различным климатическим условиям, можете остановиться на этом поподробнее?
-  Для начала я сделаю небольшой экскурс в историю. Строители БАМауверенно скажут, что Magirus - это самосвал, который спас много жизней в середине 1970-х и начале 1980-х гг. Почему так? Дело в том, что работы шли в значительном отрыве от цивилизации, и люди могли неделями ждать помощи при -40...-50 °С. И именно Magirus первым установил в кабинах грузовиков автономные отопители. благодаря которым строители в экстремальных ситуациях ждали помощь в тепле. Если вернуться к пожарным автомобилям, то при зимнем пожаротушении автономный отопитель очень важен, поскольку разгоряченный и насквозь мокрый пожарный на обратном пути в депо легко может простудиться. Поэтому сегодня все наши автомобили для зон с холодным и умеренным климатом комплектуются такими независимыми отопителями.

- А в плане работоспособности техники при низких температурах?
- В прошлом году мы организовали проект для "Газпрома-Надым", поставили туда 60-метровую лестницу. В техническом задании стояло требование, чтобы и шасси, и надстройка были приспособлены для температуры до -40 °С. Реализовано это было с помощью различных систем подогрева как шасси, так и надстройки, а также использования специальных конструкционных материалов.

В гидравлической системе подъема используются специальные масла, рабочая температура которых порядка -35 °С. Кроме того, на машине установлен дополнительный электроподогрев двигателя и рабочих жидкостей, причем работающий как от бортовой сети в 24 В, так и от внешней электросети. В любом случае машина не хранится на улице при -40 °С. Она гаражного хранения. Таким образом, машина всегда готова к быстрому выезду на вызов. А дальше есть определенные нормативы по времени прибытия на пожар. В этот период и работают автономные системы электроподогрева гидравлического масла, которые не дают загустеть маслу в гидробаке, и по прибытии на место пожара машина практически сразу готова к работе на максимальных рабочих скоростях.

Здесь стоит упомянуть еще такой момент: тушение пожара сопровождается обильной водяной пылью, которая оседает на люльке, комплекте колен и замерзает. И если пожар затяжной, то в итоге лестница превращается в сосульку. Но на функциональности это не сказывается, системы продолжают работать даже при полном обмерзании комплекта колен. Единственное, после пожара перед сворачиванием лестницы нужно простучать резиновым молотком по роликам, чтобы сбить с них лед.

- Техника Magirus никогда не была дешевой, но ее пользователи отмечают положительный экономический эффект. Поясните, пожалуйста, как это взаимосвязано.
- Смотрите, Magirus - техника дорогостоящая в первой покупке. Давайте сделаем экономический расклад использования этого оборудования на весь срок эксплуатации, который для нашей техники составляет порядка 25 лет, причем не просто нахождения в частях, а именно в рабочем состоянии в расчете. Возьмем "ветерана". В Клину до сих пор работает наша 37-метровая лестница 1976 г. изготовления. Мы решили провести анализ 25 лет ее службы: сколько времени она находится в боевом расчете, сколько - ожидает ремонта. Так вот, из этих 25 лет вне боевого расчета она была примерно 8% времени. В целом же. по нашим данным, коэффициент готовности лестниц Magirus по отношению к общему сроку службы составляет примерно 0,9. То есть из 25 лет службы в течение 23-х машина постоянно готова выехать на ЧП. Это значит, что она доедет до пожара, развернется и выполнит свою работу.

Теперь сравним. Готовность к работе у российской техники на сегодняшний день где-то в районе 0,5-0,6, то есть почти в 2 раза меньше. Сроки эксплуатации, прописанные в инструкциях - 11 лет. Как правило, техника работает и дольше, но по эксплуатационным характеристикам изготовителя через 11 лет ее должны списать. Значит, надо купить новую. Кроме того, если вспомнить про коэффициент 0,5-0,6. то реальная готовность машины к работе составит 5-6 лет против 23-х.

Что получается в итоге? При вдвое большей начальной стоимости лестница Magirus оказывается вдвое дешевле, если разложить расходы на весь срок эксплуатации. Это технико-экономический аспект. А если говорить с моральной точки зрения, когда лестница выехала, она должна спасти. Если она хоть раз не поднялась и не спасла человека, то ноль ей цена. Это кусок металла.

- Мы плавно подошли к вопросу технического обслуживания пожарной техники. Что вы можете рассказать об этом?
- Как я уже сказал, техника должна быть всегда готова к спасению людей и ликвидации пожаров. Исходя из этого, мы стремимся поддерживать техническое состояние всех проданных машин, соответствующие условия прописаны у нас в договорах поставки. Более того, когда в 1990-е гг. все развалилось, когда не было достаточного финансирования, мы взяли на обслуживание лестницы в пожарных подразделениях, поставленные еще в 1970-1980-х гг. (например, под Олимпиаду 1980 г. в Москве). Мы ездили по всему бывшему Союзу и поддерживали технику в работоспособном состоянии.

Сегодня мы предлагаем полный цикл поставки и обслуживания - от согласования спецификации до обучения людей. После поставки техники в гарнизон мы налаживаем с ними плотный контакт, обучаем их инженеров и операторов.

Для непосредственного обслуживания у нас есть стационарный сервисный центр в Мытищах, куда приходят на обслуживание лестницы из ближайших регионов, есть выездные мастерские (до 1000 км). На большие расстояния вылетаем. Скорость реакции где-то 24 ч. И тут можно сказать спасибо надежности пожарной автотехники Magirus - 90% вопросов благополучно решаются по телефону. У нас есть инженер-супервайзер, который принимает звонок, изучает проблему и дает рекомендации. Как правило, этого достаточно для решения возникших технических вопросов, поскольку на другом конце провода в большинстве случаев находится человек, прошедший наше обучение.

-   А вы обслуживаете всю машину в целом или только пожарные надстройки, а шасси оставляете автодилеру?
- Пожарная машина - единое целое, поэтому нельзя обслуживать только часть ее, если хочешь добиться надежности и безотказности. Более того, мы не только обслуживаем машину целиком, включая шасси, но и разрабатываем свои решения, адаптированные под российские реалии.

Например, есть города обеспеченные (Москва, Петербург, Нижний Новгород и т.п.), которые не только могут позволить себе купить автолестницы на импортном шасси Iveco, но и не будут испытывать сложностей с поставкой запчастей при дальнейшей эксплуатации. Другое дело, удаленные от ЦФО города, например за Уралом или в Забайкалье, где сеть технической поддержки по импортным шасси недостаточно развита и поддержание автолестниц в технической готовности может занять более длительное время, что недопустимо в отношении экстренной техники. Поэтому у нас возникла идея создания автолестниц Magirus на отечественном шасси. Была проделана серьезная работа, в результате которой на свет появились две лестницы: с рабочей высотой 42 м на двухосном КАМАЗе и 55 м - на трехосном.

КАМАЗ мы выбрали из нескольких соображений. Во-первых, это объективно лучший российский производитель грузовой техники в России; во-вторых, у него были шасси, устраивавшие нас по своим параметрам; а в-третьих, запчасти на него можно найти практически в любой деревне.

Хочу при этом отметить, что эта техника получает тот же сервис и те же преимущества, что и лестницы на базе Iveco. Более того, готовые образцы уже полностью прошли испытания, одобрены МЧС и могут участвовать в госпрограммах, так как являются продуктом российского производства. Первую партию мы уже передали в уфимский гарнизон. И теперь будем совместно с потребителем пристально наблюдать, как наша техника поведет себя в боевой обстановке, проведем анализ и результаты доведем до сведения заинтересованных департаментов МЧС РФ, ачерез ваше издание - до широкого круга пожарных и спасателей.

ВИТАНД КОМПАНИЯ, ООО
www.magirus.ru,
www.vitand.ru

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2013
Посещений: 11725

  Автор

Зепалов В. В.

Зепалов В. В.

Генеральный директор ООО "КОМПАНИЯ ВИТАНД"

Всего статей:  7

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций