Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обслуживание установок пожарной автоматики

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обслуживание установок пожарной автоматики

В.И. Фомин
Академия ГПС МЧС России

Способность автоматических установок пожаротушения выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации, во многом определяется их своевременным техническим обслуживанием и ремонтом

Под эксплуатацией установок пожарной автоматики (УПА) понимают их использование для обнаружения или тушения пожаров, а также их техническое обслуживание и ремонт. При эксплуатации автоматических установок пожаротушения (АУП), автоматической пожарной сигнализации (АПС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС) проводится комплекс мероприятий, которые обеспечивают: технически правильное использование установок (применение оборудования для обнаружения или тушения пожара, использование его в режиме дежурства), правильное хранение запасных частей УПА, своевременное и качественное техническое обслуживание установок с целью поддержания их в исправности и работоспособном состоянии, а также своевременный и качественный ремонт.

Стратегия эксплуатации УПА

Стратегия эксплуатации УПА основана на сложившейся в России и странах СНГ системе планово-предупредительного ремонта и в целом подчинена принципам, заложенным в ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ" [1].

В общем понятие "эксплуатация УПА" включает в себя такие этапы, как хранение, транспортирование, использование по назначению, техническое обслуживание и ремонт УПА.

Ответственность за организацию эксплуатации УПА в соответствии с ППБ 01-93 возложена на администрацию объектов, которые защищены средствами пожарной автоматики. Наиболее продолжительным периодом эксплуатации установок является режим дежурства. Работоспособность установок при этом определяется их техническим обслуживанием.

Согласно ГОСТ 18322-78* "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" [2], техническое обслуживание — это "операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании". Под техническим обслуживанием УПА понимают комплекс работ, который обеспечивает контроль технического состояния установок, поддержание их в исправном состоянии, продление ресурса их работы.

Техническое обслуживание УПА включает в себя три основных составляющих:

  • организационные вопросы;
  • требования (правила) технического обслуживания;
  • способы проверки работоспособности.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за выполнение требований по техническому обслуживанию УПА несут руководители предприятий. В п. 96 ППБ 01-03 [1] указывается, что регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

После приемки УПА в эксплуатацию руководитель объекта своим приказом (распоряжением) назначает лиц, ответственных за эксплуатацию УПА (обычно это работники отделов главного механика, главного энергетика, службы КИП). На крупных предприятиях для проведения технического обслуживания и ремонта установок создаются специальные бригады и группы, а для круглосуточного контроля работоспособности УПА привлекается дежурный (оперативный) персонал.

В обязанности лица, ответственного за эксплуатацию УПА, входит:

  • организация оперативного контроля работоспособности установок;
  • своевременный вызов групп техобслуживания объекта или специализированных подразделений для устранения отказов установок;
  • организация ремонта УПА, ведение эксплуатационной документации.

Кроме того, эти лица следят за сохранностью запчастей и соблюдением графиков проведения планового техобслуживания и ремонта УПА, а также осуществляют инструктаж рабочих и служащих, работающих в защищаемых помещениях.

Лицо, ответственное за эксплуатацию установок, поддерживает тесную связь с органами Государственного пожарного надзора (ГПН) и организацией, с которой имеется договор на техническое обслуживание установок.

Обслуживающий персонал, привлекаемый на крупные предприятия, производит техобслуживание и ремонт установок, способствует поддержанию их в исправном состоянии, осуществляет ведение эксплуатационной документации и исполняет другие обязанности.

Круглосуточный контроль работоспособности УПА на объекте осуществляет оперативный персонал, который должен знать порядок вызова пожарной охраны, наименование и место нахождения защищаемых установкой помещений, порядок ведения оперативной документации и определения работоспособности УПА.

Техническая документация, ведущаяся на объекте

На предприятии у лица, ответственного за эксплуатацию установки, должна быть в наличии следующая документация:

а) проектная документация и исполнительные чертежи на установку в полном объеме1;

б) паспорта на оборудование и приборы1;

в) ведомость смонтированного оборудования1;

г) паспорта на зарядку баллонов УГПТ2;

д) акт приемки и сдачи установки в эксплуатацию3;

е) инструкции по эксплуатации установок3;

ж) перечень регламентных работ технического обслуживания установок3;

з) план-график технического обслуживания, журнал учета технического обслуживания, журнал учета неисправностей установок3;

и) должностные инструкции, графики дежурств оперативного персонала, журнал сдачи-приемки дежурства3;

к) журнал взвешивания баллонов с ОВ УГПТ3.

Документация, которая разрабатывается администрацией объекта, должна пересматриваться не реже одного раза в три года и всякий раз при изменении условий эксплуатации установок.

Перечень технической документации может быть изменен в зависимости от конкретных условий на объекте по согласованию с ГПН и вышестоящими организациями, которым подведомствен данный объект.

Требования к проведению техобслуживания УПА

Требования к проведению техобслуживания УПА в основном содержатся в следующих нормативно-технических документах:

  • ГОСТ 12.4.009-83. "ССТБ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание" [3];
  • Типовые правила технического содержания установок пожарной автоматики [4];
  • РД 009-01-96. "Установки пожарной автоматики. Правила технического обслуживания" [5];
  • РД 009-02-96. "Системы пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт" [6];
  • Пособие к правилам производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения [7];
  • Нормативно-техническая документация о проектировании, монтаже и эксплуатации автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем дымоудаления [8].

Однако рассматривая перечень этих документов, можно сказать, что не совсем понятно, насколько правомочно применение некоторых из них. "Типовые правила технического содержания установок пожарной автоматики" [4] официально не отменялись, но в Национальной справоч-но-информационной службе в области пожарной безопасности (НСИС ПБ) их нет.

РД 009-01-96 [5] и РД 009-02-96 [6] согласно письму ГУГПС МВД России № 20/2.2/2237 от 16.10.1997 г. [9] не являются нормативными, обязательными к применению на территории Российской Федерации — их положения распространяются только на объекты, обслуживание которых осуществляют предприятия, входящие в ассоциацию МА "Си-стемсервис".

Приказом МА "Системсервис" № 2 от 14.08.97 г. приостановлено действие РД 009-01-96 [5] и РД 009-02-96 [6] на период их доработки. Тем не менее данные РД имеются во всех выпусках НСИС ПБ.

Подробно вопрос о нормативной документации изложен в статье "О состоянии нормативных документов в области приемки и содержания АУП в процессе эксплуатации" [10], с выводами которой автор полностью согласен.

Проверка работоспособности

Проверка работоспособности У ПА осуществляется в соответствии с "Рекомендациями по проверке технического состояния установок пожарной автоматики" [11].

Работоспособность установок пожарной сигнализации (УПС) проверяется путем воздействия на извещатели многоразового действия образцовыми (стандартизированными) источниками тепла, дыма и излучения (в зависимости от вида извещателя). Для установок, имеющих извещатели одноразового действия, проверка осуществляется путем внесения искусственного повреждения (то есть обрыва), выполняемого в наиболее удаленной распределительной или ответви-тельной коробке, имеющей монтажные клеммы "под зажим", или путем отсоединения наиболее удаленного извещателя от линии шлейфа.

Проверка работоспособности установок пожаротушения производится путем визуального осмотра контрольно-измерительных приборов и проверки работоспособности отдельных узлов или проверки работоспособности установки в целом, которая проводится по специально разработанной программе, согласованной с ГПН.

Огневые испытания

Программа огневых испытаний установок должна включать в себя следующие разделы:

  1. Цель испытаний;
  2. Материально-техническое обеспечение;
  3. Методика проведения испытаний;
  4. Техника безопасности.

Комплексные огневые испытания установок пожаротушения производятся в соответствии с ВСН 25-09.67-85. "Правила производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения" [12]

Установки водяного и пенного пожаротушения
Для испытания установок водяного и пенного пожаротушения в одном из защищаемых помещений в контрольных точках устанавливаются металлические поддоны размером 0,5х0,5 м и высотой бортов не менее 0,2 м. Количество контрольных точек (их должно быть не менее трех) определяется в соответствии с программой испытаний. Контрольные точки должны быть размещены в наиболее неблагоприятных для орошения местах, включая и "диктующий" ороситель. Интенсивность орошения I л/(с·м2) в каждой контрольной точке определяют по формуле:



где Qпод — объем воды (раствора), собранной в поддоне за время работы АУП в установившемся режиме, л;
t — продолжительность работы установки, с; Fra - площадь поддона, равная 0,25 м2.

Интенсивность орошения в каждой контрольной точке должна быть не ниже нормативной или расчетной (табл. 1-3 НПБ 88-2001*[13] ).

Установки газового пожаротушения
Огневые и комплексные испытания установок газового пожаротушения с имитацией признаков пожара и подачей огнетушащего вещества в помещение проводят путем воздействия на побудитель соответствующего фактора пожара.

С целью экономии огнетушащего вещества проверка работоспособности установок может быть осуществлена путем подачи в защищаемое помещение сжатого воздуха. При получении неудовлетворительных результатов испытаний (хотя бы по одному параметру) должны быть определены и устранены их причины, а затем повторно проведены испытания.

Результаты повторных испытаний являются окончательными и заносятся в акт проведения испытаний установки.

Установки поршкового и аэрозольного пожаротушения
Огневые и комплексные испытания установок порошкового и аэрозольного пожаротушения с имитацией признаков пожара проводят путем воздействия на побудитель соответствующего фактора пожара без подачи огнетушащего вещества в помещении; фиксируется команд-ный импульс на пуск огнетушащего вещества.

Методика расчета численности обслуживающего персонала

Исходными данными для расчета требуемого количества обслуживающего персонала (рабочих) служат:

  • нормативы времени (трудоемкость) и периодичность технических обслуживаний;
  • годовой план ремонтных работ;
  • действительный годовой фонд рабочего времени в часах.

Нормативы времени и периодичность проведения технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР) приведены в "Инструкции по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации" [14]. Требуемое количество рабочих для проведения плановых работ по ТО и ТР определяется по формуле:

где tтo, tТ, tK — нормативы времени на плановое техобслуживание, текущий и капитальный ремонты, нормочас на одну единицу оборудования соответственно;
∑rT0, rТ, rK — суммарное количество оборудования, которое ежегодно проходит плановое техобслуживание, текущий и капитальный ремонт соответственно;
Квк — коэффициент выполнения норм, планируемый для данной категории рабочих;
Фд — действительный годовой фонд рабочего времени; рассчитывается по формуле

где Фк — календарный годовой фонд рабочего времени;
Кп — коэффициент, учитывающий потери рабочего времени.

где Д — число календарных дней в году;
В — число воскресных и праздничных дней в году;
О — продолжительность отпуска, дни;
П — число предпраздничных рабочих дней.

По формуле (1), подставляя те или иные нормативы времени, можно подсчитать общее число рабочих, требующихся для проведения плановых работ по ТО и ТР.

По РТМ 25488-82 [15] численность персонала для проведения ТО и ТР установок пожаротушения и установок сигнализации определяется по формуле:

где Ра — численность персонала;
РAi — норматив численности на элементы установки;
ni — количество элементов установки.

Количество слесарей-сантехников для ТО и ТР установок пожаротушения допускается определять по приближенной формуле:

где Ст — сметная стоимость технологической части АУП, тыс. руб;
Сoc — стоимость ОВ, тыс. руб.;
Снт — стоимость наружных трасс, тыс. руб.;
Сср — стоимость строительных работ, тыс. руб.;
К — коэффициент установки, ч/тыс, руб. (см. таблицу).

Численность электромонтеров для ТО и ТР установок пожаротушения допускается определять по формуле:

где Ра1 — численность электромонтеров для ТО и ТР электрооборудования, аппаратуры и внутренних кабельных и проводных линий, чел.;
Ра2 — численность электромонтеров для ТО и ТР наруж-ных кабельных трасс, чел.

Значения Ра1 и Ра2 рассчитываются по формулам:

где Cэ — сметная стоимость электротехнической части АУП, тыс. руб.;
Снк — стоимость наружных кабельных трасс, без стоимости строительных работ, тыс. руб.;
Сср — стоимость всех строительных работ, тыс. руб.;
К — коэффициент установки, чел/тыс.руб.

Численность монтеров связи для ТО и ТР установок пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации допускается определять по формуле:

где Сэ — сметная стоимость установки, тыс. руб.;
Сср — стоимость строительных работ, тыс. руб.;
К — коэффициент установки, чел./тыс. руб.

Работы при ТО и ТР АУП выполняют слесари-сантехники и электромонтеры не ниже четвертого разряда, а установок АПС и ОПС — монтеры связи пятого разряда.


1 Документация разрабатывается и предоставляется монтажной организацией.
2 Документация предоставляется организацией, производящей зарядку баллонов огнетушащим средством.
3 Документация разрабатывается администрацией объекта, который защищен средствами пожарной автоматики.

Список литературы

  1. ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в РФ.
  2. ГОСТ 18322-78*. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.
  3. ГОСТ 12.4.009-83. ССТБ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
  4. Типовые правила технического содержания установок пожарной автоматики. ГУПО МВД СССР, ВПО "Союзспецавтоматика". - М.: Россельхозиздат, 1979. - 23 с.
  5. РД 009-01-96. Установки пожарной автоматики. Правила технического обслуживания. - М.: МА "Системсервис", ТОО фирма "Новинка", 1996.
  6. РД 009-02-96. Системы пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт. -М.: МА "Системсервис", ТОО фирма "Новинка", 1996.
  7. Пособие к правилам производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения. - М.: Главспецавтоматика, 1985.
  8. Н.В. Смирнов, С.Г. Цариченко, В.Л. Здор, Б.П. Старшинов, М.В. Савин "Нормативно-техническая документация о проектировании, монтаже и эксплуатации автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации и систем дымоудаления". Учебно-методическое пособие. - М.: ФГУ ВНИИПО МВД России, 2004. - 312 с.
  9. Письмо ГУГПС МВД России № 20/2.2/2237 от 16.10.1997 г.
  10. Л. Мешман, В. Былинкин, Р. Губин, И. Исавнина "О состоянии нормативных документов в области приемки и содержания АУП в процессе эксплуатации". - СПб.: "Алгоритм безопасности", № 3, 2005, с. 18-26.
  11. Рекомендациями по проверке технического состояния установок пожарной автоматики. - М.: 1989, С 142.
  12. ВСН 25-09.67-85. Правила производства и приемки работ. Автоматические установки пожаротушения.
  13. НПБ 88-2001*. Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования.
  14. "Инструкция по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации". Минприбор, МВД СССР, 1982, С 31.
  15. РТМ 25488-82. Установки пожаротушения автоматические и установки пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Нормативы численности персонала, занимающегося техническим обслуживанием и ремонтом. - М.: Минприбор СССР, 1984.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #4, 2005
Посещений: 28650

  Автор

 

Фомин В. И.

Академия ГПС МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций