Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Московская область в условиях пожароопасного сезона и… реформы МЧС

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Московская область в условиях пожароопасного сезона и... реформы МЧС

К проблеме обеспечения пожарной безопасности Московской области мы обращаемся не впервые. Но, надеемся, что нас в этом не упрекнут. Во-первых, условия работы пожарных и спасателей сейчас изменились, а во-вторых, гарнизону Московской области досталась территория во многих отношениях проблемная и сложная. На вопросы журнала "ПАСС" отвечает начальник Управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Московской области К.В. Креслов

К.В. Креслов
Начальник Управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Московской области

К.В. Креслов

— Константин Владимирович, сначала традиционный вопрос: какие особенности Московской области и как влияют на специфику работы пожарных и спасателей?

— Особенностью гарнизона пожарной охраны Московской области является отсутствие самого областного центра, таким образом, все линии "01" выведены на ЦППС местных гарнизонов пожарной охраны. Близость к Москве отрицательно сказывается на обеспечении подразделений, расположенных возле Московской кольцевой автодороги, кадрами, так как люди предпочитают работать в Москве, а не в области.

Создание с 1 января 2005 года новых структур Главного управления ЧС и ПБ Московской области и Государственного учреждения "Противопожарная служба Московской области" привело к появлению следующих проблем:

  • отток квалифицированных специалистов из Федеральной противопожарной службы;
  • многовластие и отсутствие единоначалия, следствием которых явились потеря оперативной информации и увеличение времени ее прохождения по инстанциям, что затрудняет принятие своевременных управленческих решений в обстановке, требующей бы строго реагирования;
  • сокращение численности Федеральной противопожарной службы, отсутствие механизма принятия на службу сотрудников пожарной охраны.

На данный момент спасатели финансируются за счет средств областного бюджета и не подчиняются Главному управлению МЧС России по Московской области.

По статистическим данным, количество населения в некоторых районах и муниципальных образованиях Московской области за счет отдыхающих из Москвы в летний период увеличивается вдвое. Поэтому особую тревогу вызывает обстановка с обеспечением пожарной безопасности дачно-строительных кооперативов, садоводче-ских товариществ, детских оздоровительных лагерей, выездных детских садов, большинство из которых расположены в лесных массивах или на прилегающих к ним территориях.

— Как развивается организованная почти два года назад ЕДДС?

— В настоящее время практически вся ЕДДС создана на базе пунктов связи отрядов и частей ГПС, где используются линии связи и технические средства, установленные и эксплуатируемые в течение длительного времени. Большая часть этих средств (пульты оперативной связи, компьютеры, радиостанции) изношена физически на 100% и устарела морально. Отсутствует единая коммуникационная система между ЕДДС, ПСЧ районов и ЦУС (ЦУКС) области. Включено 22 прямых канала связи с ЕДДС муниципальных образований.

Нет достаточного ресурса для развития радиосвязи на основе современных высокоэффективных систем. Для завершения работы по организации ЕДДС на базе телефонного номера "01", по расчетам специалистов, необходимо 20 млн 780 тыс. рублей.

— Каких вызовов поступает больше всего?

— С введением ЕДДС на базе телефонного номера "01" количество сообщений возросло во много раз, в процентном соотношении это выглядит так: количество сообщений, связанных с тушением пожаров, — 4%; количество сообщений о ЧС и ДТП — 3%; прочие сообщения (связанные с вопросами ЖКХ, бытовыми и т.п.) — 92%; ложные вызовы — 1 %.

— Какие меры принимаются для предупреждения лесных пожаров и борьбы с ними?

— Определенная работа по подготовке к наступлению пожароопасного периода уже проведена, в частности:

  • состоялось заседание Комитета по чрезвычайным ситуациям Московской области с принятием соответствующего решения и определением комплекса мероприятий по организации деятельности по предупреждению и тушению лесных и торфяных пожаров;
  • принято соответствующее постановление правительства, определяющее порядок привлечения сил и средств противопожарной службы, независимо от ведомственной принадлежности, для тушения пожаров, в том числе лесоторфяных на территории Московской области;
  • разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных и торфяных пожаров;
  • для ликвидации лесоторфяных пожаров планируется привлечение 130 единиц личного состава и 32 единиц пожарной техники Федеральной противопожарной службы МЧС России, а также 322 единицы личного состава и 152 единицы пожарной и приспособленной техники Государственного учреждения "Противопожарная служба Московской области";
  • рассмотрены вопросы привлечения техники Агентства лесного хозяйства и добровольных противопожарных формирований муниципальных образований;
  • направлены предложения к правительству г. Москвы о выделении дополнительной водоподающей, специальной и вспомогательной техники в случае осложнения обстановки при тушении лесных и торфяных пожаров на территории области;
  • сотрудниками Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Московской области совместно с представителями Агентства лесного хозяйства Московской области проведены проверки лесхозов c целью предупреждения возникновения лесных и торфяных пожаров, а также для проведения профилактических мероприятий, в том числе с привлечением средств массовой информации как федерального, так и местного уровня.

Вместе с тем в подготовке к пожароопасному сезону имеется ряд негативных моментов:

  • ремонт основной пожарной техники и подготовка резервных автомобилей для тушения лесных и торфяных пожаров из-за разделения финансирования по разным бюджетам производятся медленно;
  • для организации тушения лесных и торфяных пожаров, а также в целях создания необходимого резерва необходимо дополнительное приобретение напорных и магистральных рукавов для укомплектования основной и специальной пожарной техники;
  • в результате несвоевременного финансирования затруднен вопрос обеспечения горючесмазочными материалами подразделений Федеральной противопожарной службы, а некоторые областные подразделения до сих пор снабжаются ГСМ из федеральных источников. Вопрос возмещения затрат ввиду разделения бюджетов не определен.

— Насколько удалены пожарные части и ПСО от населенных пунктов в Московской области? Сколько требуется расчету времени для прибытия на место?

— Управлением Государственного пожарного надзора МЧС по Московской области проведены расчеты потребности муниципальных образований Московской области в пожарных депо, согласно которым всего на Московскую область необходимо 1024 пожарных депо, при 631 имеющемся. Таким образом, для обеспечения пожарной безопасности на территории Московской области необходимо строительство 393 зданий пожарных депо.

Требуется целевая программа строительства пожарных депо, а также увеличение штатной численности пожарных частей как минимум на 9275 человек.

В связи с тем, что нормативный радиус выезда пожарных подразделений на территории Московской области не соблюдается, время прибытия расчетов на пожары обычно превышает 10 минут. Это приводит к тому, что на стадии свободного развития пожар доходит до критических масштабов, в результате чего погибают или оказываются травмированными люди.

— Каковы основные проблемы гарнизона Московской области в техническом обеспечении?

— Эффективность боевых действий противопожарной службы в значительной степени зависит от профессионализма кадров, а также от укомплектованности подразделений пожарной автотехникой и оборудованием, которые и по количеству, и по качеству отвечают современным требованиям с точки зрения тактических возможностей, энерговооруженности и эргономики.

Укомплектованность подразделений пожарными автоцистернами и автолестницами (основными тактическими единицами службы) составляет 31% от нормативной положенности.

Увеличивающиеся темпы высотного строительства и энергоснабжения жилья требуют принятия безотлагательных мер по оснащению подразделений ГПС автотехникой, обеспечивающей выполнение спасательных работ и пожаротушения на высотах. Речь идет об автолестницах и коленчатых подъемниках. Сегодня областные пожарные располагают только четвертой частью названных технических средств, оснащенность же 50-метровыми лестницами составляет лишь шестую часть требуемого количества.

Для поддержания технической готовности службы необходимо обновление пожарных автоцистерн из расчета 46-67 единиц в год (7-10%) и 4-5 (6-7%) автолестниц. В результате значительного сокращения финансирования материально-технического обеспечения в действительности подразделения получают не более 10 автомобилей в год. Сегодня 75% парка автоцистерн - это автомобили, которые необходимо заменить либо капитально ремонтировать. Еще хуже обстоит дело с автолестницами.

Государственная противопожарная служба имеет собственную ремонтную базу, осуществляющую как техническое обслуживание автотехники, так и ее ремонт. Однако финансирование статей расходов на закупку запасных частей, специального оборудования для выполнения ремонта удовлетворяется менее чем на 0,5%.

Эффективность боевых действий противопожарной службы обеспечивается собственной защищенностью пожарных, возможностью осуществлять пожаротушение "изнутри". В этой связи обеспечение ГПС боевой одеждой, снаряжением, средствами защиты органов дыхания весьма актуально. Очень важно сегодня обеспечение баз ГДЗС подразделений компрессорным оборудованием. Ни для кого не секрет, что следствием интенсивной подачи огнетушащих средств во время ликвидации возгорания являются протечки воды на нижние этажи. Это происходит из-за того, что в настоящее время редко применяются пожарные стволы, обеспечивающие подачу в очаг тонкораспыленной воды, поскольку это оборудование стоит дорого.

Какими бы умелыми ни были пожарные, но "голыми руками" с огнем не справиться. Поэтому эффективность боевых действий пожарных в немалой степени зависит от оснащенности подразделений техникой и оборудованием.

— Как проходит административная реформа? Значительно ли сократилась численность гарнизона в ходе реформирования? Какие улучшения принесла реформа?

— Реформа проходит довольно болезненно. В подразделениях противопожарной службы в настоящий момент накопилось множество вопросов, требующих безотлагательного решения, вот некоторые из них:

  • состав Федеральной противопожарной службы по Московской области составляет 3114 человек, их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета в полном объеме и своевременно. Более 2500 сотрудников противопожарной службы на сегодняшний момент работают в военизированных подразделениях, содержащихся за счет средств областного бюджета, выплата денежного довольствия личному составу производится несвоевременно и в не полном объеме;
  • из-за отсутствия финансирования несвоевременно производится оплата коммунальных услуг, а также услуг связи соответствующим организациям муниципальных образований от военизированных подразделений, находящихся на областном бюджете;
  • с 1 января 2005 года пожарная техника, состоящая на балансе областного бюджета, не обеспечивается горючесмазочными материалами, огнетушащими веществами и пожарно-техническим вооружением;
  • не осуществляется страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2005 год, автотехника не проходит ежегодный осмотр в ГИБДД, отсутствует возможность финансирования обучения водительского состава пожарных подразделений;
  • в результате проведенных организационно-штатных мероприятий на базе производственно-технического центра Главного управления МЧС России по Московской области нет специалистов необходимого уровня, а также из-за отсутствия финансирования по областному бюджету приобретения запасных частей крайне медленно производится ремонт пожарной техники и подготовка резервных автомобилей для тушения лесных и торфяных пожаров.

Учитывая вышеизложенное и то, что до настоящего времени вопросы финансирования личного состава и пожарной техники, пожарных подразделений, содержащихся за счет средств областного бюджета, не решены, в ближайшее время может сложиться крайне тяжелая ситуация с обеспечением пожарной безопасности на территории Московской области.

— Чтобы Вы посоветовали тем, кто еще не определился, куда идти: в муниципальную службу или к вам, в федеральную?

— Тем, кто еще не определился, настоятельно советую прочитать эту статью.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #3, 2005
Посещений: 8617

  Автор

Креслов Константин Владимирович

Креслов Константин Владимирович

Начальник Управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Московской области

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций