В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Территория Ленинградской области насыщена промышленными предприятиями различных отраслей экономики и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры; здесь проходят газо- и нефтепроводы, транспортные коммуникации федерального значения. Все это требует качественного планирования и проведения мероприятий по защите населения и территории области от возможных черезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера
Виды угроз и их предотвращение
В Ленинградской области расположено большое количество потенциально опасных объектов, причем основная их часть сосредоточена в населенных пунктах или в непосредственной близости от них. Возникновение аварий на этих объектах может привести к большим человеческим жертвам. В настоящее время из-за недостаточного финансирования на потенциально опасных объектах федеральной принадлежности резко сократилось количество проводимых профилактических инженерно-технических мероприятий по предотвращению возникновения ЧС и уменьшению ущерба от их возникновения.
На территории Ленинградской области возможны 15 и более видов опасных природных явлений. Самыми разрушительными из них являются: подтопления, ураганы, штормовые ветры, сильные заморозки, отрыв прибрежных льдов. Некоторые природные явления происходят в виде внезапных и кратковременных стихийных бедствий.
Серьезной проблемой для Ленинградской области является отрыв прибрежных льдов вместе с любителями подледного лова рыбы.
В последние годы увеличилось количество лесных и торфяных пожаров, основными причинами которых являются: антропогенный фактор (75-90%) и грозовые разряды (10-25%). Также причиной лесных пожаров на больших площадях могут послужить природно-климатические условия и несвоевременное обнаружение и тушение возникающих очагов горения.
В связи с изменением критерия ЧС, связанных с пожарами в жилом секторе, по числу погибших в результате людей (увеличение с 2 до 5 человек), официальное число ЧС резко уменьшилось.
Как показывает статистика, за первое полугодие 2003 г. зарегистрирована 31 чрезвычайная ситуация, в том числе 27 - техногенного и 4 - природного характера. Погибли 68 человек, пострадали - 74, удалось спасти 390 человек (в том числе 230 рыбаков). Данные показатели на 10% ниже аналогичного периода 2002 г.
Материально-техническое обеспечение
В 2002-2003 гг. аварийно-спасательная служба (АСС) была оснащена спасательным катером "Редан-600". Для подразделений МЧС были закуплены оборудование и приборы радиационно-химической разведки и специальной обработки. В г. Волхов принята на баланс спасательная станция. Теперь здесь проходит обучение спасателей, приводятся в порядок имеющиеся катера и оборудование. Запланировано создание новой спасательной станции в г. Шлиссельбург. В настоящее время проходит согласование проектно-сметной документации.
Для предотвращения ЧС, причиной которых является отрыв прибрежных льдов, на зимний период ГУ ГО и ЧС заключало договор с ЗАО "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" об аренде судна "Рысь" на воздушной подушке, которое в выходные дни круглосуточно дежурило в Финском заливе в местах традиционного лова рыбы.
В настоящее время с рядом фирм заключены договоры об аренде вертолетов, которые используются постоянно. Так, за первое полугодие 2003 г. вертолеты были задействованы 9 раз. Правительство Ленинградской области регулярно выделяет средства для этих целей.
В будущем 2004 г. продолжится закупка недостающего оборудования. Поскольку в планы Главного управления по делам ГО и ЧС Ленинградской области входит создание водолазной станции, то будет закуплен компрессор высокого давления для зарядки дыхательных аппаратов и водолазное снаряжение.
Совместная деятельность пожарных и спасателей
На территории Ленинградской области во взаимодействии пожарных и спасателей еще много трудностей, основной из которых является отсутствие единого координационного центра. В настоящее время активно ведется работа по объединению пожарных служб и служб Главного управления по делам ГО и ЧС Ленинградской области.
С точки зрения перспективы дальнейшего развития области в условиях быстро меняющейся техносферы и возрастающей опасности возникновения глобальных катастроф необходимо предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.
Прогноз ЧС, их социально-экономических последствий, а также их предупреждение базируются на мониторинге и прогнозе источников ЧС.
В соответствии с требованием приказа МЧС России от 03.08.2000 "О совершенствовании деятельности в области создания системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и на основании приказа МЧС России от 14.02.2001 "Об утверждении примерных положений о внештатных региональных и территориальных центрах мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирование чрезвычайных ситуаций" правительством Ленинградской области издано постановление от 28.07.2002 "Об утверждении примерного положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области штатного перечня должностей работников". Этим постановлением в штат Главного управления по делам ГО и ЧС введен Центр мониторинга, прогнозирования, предупреждения ЧС и управления в кризисных ситуациях.
Ближайшие перспективы
Приоритетными направлениями в деятельности Главного управления по делам ГО и ЧС Ленинградской области являются создание Единой спасательной службы "01", которая на данный момент уже функционирует в г. Гатчина, Гатчинском районе и г. Коммунар; восстановление фонда защитных сооружений, развертывание аварийно-спасательных формирований, в том числе в муниципальных образованиях.
С.В. ШАПОШНИКОВ
Начальник ГУ ГО и ЧС МЧС России Ленинградской области
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2004
Посещений: 16797
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций