Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Локальная система оповещения для потенциально опасных объектов

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Локальная система оповещения для потенциально опасных объектов

Чрезвычайные ситуации в современном мире исключить невозможно. Содрогаясь от новых трагедий, мы забываем прошлые… Максимально сократить число пострадавших – вот основная задача руководства страны. И один из основных путей решения этой задачи – своевременное оповещение и информирование населения
Александр Филиппов
Доцент кафедры пожарной безопасности зданий и
автоматизированных систем пожаротушения
Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, к.т.н.

За яркими примерами чрезвычайных ситуаций, к сожалению, далеко ходить не надо. "Черные" дни только последних пяти лет:

  • Саяно-Шушенская ГЭС, 17 августа 2009 г. – в машинный зал хлынула вода, авария привела к гибели 75 человек;
  • шахта "Распадская", 9 мая 2010 г. – взрыв метана, домой не вернулся 91 человек;
  • Крымск, Краснодарский край, 7 июля 2012 г. – в результате наводнения пострадало более 24 000 человек.

С конца июля 2013 г. юг Дальнего Востока России оказался подвержен катастрофическим наводнениям, вызванным интенсивными затяжными осадками, что привело к последовательному увеличению уровня воды в р. Амур. Наводнение таких масштабов произошло впервые за 115 лет.

Череда техногенных и природных катастроф с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений правительства, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения.

Нормативно-правовая база

В ноябре 2012 г. подписан указ Президента № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций". В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013–2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.

Единый подход к регулированию вопросов оповещения и информирования населения определяется Федеральными законами, указами президента, постановлениями и распоряжениями правительства. Порядок реализации требований описан в сводах правил СП 133.13330.2012, СП 134.13330.2012 и ряде методических рекомендаций МЧС по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны. Список основных нормативно-правовых документов приведен в разделе 4 Концепции создания КСИОН.

Структура системы оповещения о ЧС

Согласно действующей нормативно-правовой базе системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

  • Региональные. Их задача – доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальные (местные). Основная задача – информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
  • Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными (согласно ФЗ 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Задача ЛСО – информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Локальные системы оповещения

Согласно постановлению правительства РФ № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" системы локального оповещения должны функционировать на:

  • ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км);
  • химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км);
  • гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).

В случае чрезвычайной ситуации на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это довольно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (рис. 1).


Информирование и оповещение может осуществляться:

  • с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи;
  • специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров (уровня звукового давления, видимости текста на табло и др.);
  • посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.

Согласно методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координации действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС. качестве перспективных направлений развития ЛСО можно выделить:

  • совмещение систем экстренного оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов;
  • внедрение технических средств, обеспечивающих оповещение в автоматическом режиме;
  • сопряжение ЛСО и муниципальных систем оповещения с объектовыми системами оповещения о пожаре.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской

Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта. Можно выделить три основных варианта реализации каналов связи:

1. Общедоступные каналы, например Интернет и GSM-сети. Гарантировать работу данного канала доставки сигналов оповещения невозможно, так как в случае ЧС, перегруза сетей или преднамеренного отключения спецслужбами оповещение не сработает.

2. Выделенные линии. Данный вариант требует дорогостоящего проектирования, согласования и прокладки кабельных трасс. При этом возможны обрывы кабелей и нарушение работы системы в случае ЧС.


3. Радиоканал. Более высокая стоимость оборудования и необходимость получения разрешения на частоту в этом случае компенсируется значительно меньшими затратами на проектирование и прокладку кабельных трасс. В качестве преимуществ современных радиоканальных систем следует также отметить контроль работоспособности оконечного оборудования (радиоканал с двусторонним обменом) и ретрансляцию сигналов каждой точкой оповещения. При выходе из строя части оборудования пути связи внутри системы изменятся, и работоспособность сохранится.


В таблице представлено схематичное сравнение каналов связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта в условных оценках.

Радиоканал как новый подход к оповещению

Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:

  • Радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС.
  • Современные ЛСО – это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий.
  • Благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Ответственные лица и органы

Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления.

Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни) либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2015
Посещений: 64739

  Автор

Филиппов А. Г.

Филиппов А. Г.

Старший преподаватель кафедры автоматики и сетевых технологий Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, старший лейтенант внутренней службы

Всего статей:  9

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций