Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

МЧС России сегодня необходимы самолеты Бе-200ЧС

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

МЧС России сегодня необходимы самолеты Бе-200ЧС

Более 20 лет назад – 8 декабря 1990 г. было принято Постановление Совета Министров СССр № 1254 "о создании самолета-амфибии А-200 для тушения лесных пожаров". После распада Советского Союза проект не был закрыт. Более того, необходимость создания самолета-амфибии была подтверждена Постановлением Правительства российской Федерации от 17 июля 1992 г. № 497. Изначально самолет разрабатывался с целью повышения эффективности охраны и защиты лесов от пожаров и не совсем отвечал требованиям МЧС россии
С.А. Бортан
Советник Управления авиации
и авиационно-спасательных технологий
МЧС России

МЧС России в соответствии с концепцией авиационного обеспечения в 1994 г. сделало серьезную попытку возрождения гидроавиации, выделив 300 млн руб. на научные исследования и техническое проектирование самолета-амфибии Бе-200ЧС.

Согласно требованиям МЧС, Бе-200ЧС должен был стать многофункциональным самолетом, способным решать разнообразные задачи: выполнять поисково-спасательные работы, грузовые и пассажирские перевозки, тушить пожары, патрулировать прибрежные воды и лесные массивы, эвакуировать пострадавших с объектов, терпящих бедствие на воде, а также проводить экологический мониторинг и др.

Чтобы поддержать отечественного производителя, МЧС России разместило заказ на семь самолетов-амфибий Бе-200ЧС на ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева".

В результате усилий коллективов ТАНТК им. Г.М. Бериева и НПК "Иркут" появился самолет Бе-200ЧС, максимально приспособленный для решения задач МЧС, а Министерство по чрезвычайным ситуациям стало первым покупателем и первым эксплуатантом этой машины.

Перспективы Бе-200ЧС

В последние годы российский самолет-амфибия Бе-200ЧС привлекает внимание специалистов многих стран. Самолет фигурирует в планах приобретения некоторых стран Европы и Юго-Восточной Азии. Эта машина – один из уникальных российских проектов, который заслужил всеобщее признание и давно требует широкомасштабного серийного выпуска и продвижения на российский и мировой авиационные рынки. Но пока, к всеобщему сожалению, только единичные экземпляры самолета Бе-200ЧС реально эксплуатируются при тушении лесных пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций авиационными подразделениями одной-единственной государственной структуры – МЧС России. Этот факт заслуживает особого внимания, поскольку на государственном уровне только МЧС России стремится развивать это специфическое направление авиации – амфибийные летательные аппараты, тем самым возрождая гидроавиацию страны.


Сегодня среди самолетов мировой авиации, применяемых при тушении лесных пожаров и спасательных операций на воде, самолету-амфибии Бе-200ЧС аналогов нет. Но в последнее время сложилось общественное мнение, что отечественная гидроавиация канула в Лету, что новейший самолет Бе-200 стране не нужен. Это следует из того, что в Вооруженных силах проводится оптимизация и минимизация состава авиации. Авиацию Военно-морского флота "заоптимизировали" до такой степени, что от нее почти ничего не осталось. А ведь гидросамолеты совсем недавно были одним из важнейших средств борьбы с подводными лодками и эффективным средством спасения экипажей самолетов, кораблей и подводных лодок в море и океане. Теперь их в авиации ВМФ практически нет, осталось несколько устаревших машин типа Бе-12. Специальные варианты Бе-200 (противолодочный и поисково-спасательный) вполне могли бы занять место в строю авиации ВМФ вместо отслуживших свое Бе-12. Но, увы! Вопрос к оборонному ведомству остается открытым.

Одним из основных отечественных заказчиков патрульного самолета для охраны государственной границы, контроля экономических морских зон может стать пограничная служба ФСБ России, а противопожарного варианта самолета Бе-200П – Авиалесоохрана.

Тяжелое положение отрасли

МЧС России из семи заказанных Бе-200ЧС на сегодняшний день эксплуатирует только четыре машины, из которых две постоянно находятся в ремонте или на доработках. За восемь лет эксплуатации самолетов Бе-200ЧС в авиации МЧС специалистами ТАНТК им. Г.М. Бериева практически мало что сделано для совершенствования оборудования и конструкции летательного аппарата. Разве можно считать нормальным положением, когда в течение пяти лет ТАНТК решал вопрос изготовления стойки шасси для восстановления самолета? О каком серийном производстве можно вести речь, если за все годы восхваления самолета Бе-200 в мировой и отечественной прессе, демонстрации на различных авиасалонах и выставках авиапромышленность страны смогла с большим трудом выпустить мизерную партию из четырех машин, которые столько лет не может довести до совершенства.

Начальник авиации МЧС России Р.Ш. Закиров неоднократно подвергал критике руководство ТАНТК за невыполнение договоренностей, предусмотренных контрактами, за поставку для МЧС России "сырых" машин и за ненадлежащее сопровождение опытной эксплуатации первых самолетов. По этой причине в 2007 г. контракт на поставку семи машин для МЧС России практически был приостановлен.

Высказанная критика и предъявляемые жесткие требования летного и инженерно-технического состава эксплуатанта означают, что специалистам авиации МЧС небезразлична судьба эксплуатируемого самолета, и они крайне заинтересованы в том, чтобы Бе-200ЧС был окончательно доведен до мирового уровня. А пока же у многих авиационных экспертов и специалистов сложилось мнение, что у руководства ТАНТК есть твердое убеждение о том, что в стране ничего подобного Бе-200 нет, поэтому покупать будут то, что есть.

При таком подходе авиастроителей к производству Бе-200ЧС, являющегося последним словом мирового гидросамолетостроения, завтра страна может потерять приоритет эффективного самолета-амфибии среди когда-либо созданных в мире. И тогда, возможно, авиационный рынок заполнят хорошо известные в мире амфибии – модернизированные канадские "Канадейры" (CL-415), японские US-1S Kai (US-2) и китайский самолет-амфибия "Водяной дракон-600" (JL-600).

Возрождение авиации МЧС

Тем не менее в этих условиях МЧС России не только стало инициатором возрождения отечественной гидроавиации, но и борется за продвижение самолета Бе-200ЧС на внутренний и мировой авиационные рынки.

Имеющиеся в эксплуатации гидросамолеты Бе-200ЧС значительно расширили возможности авиации МЧС, являются по-настоящему многофункциональными летательными аппаратами и могут использоваться как противопожарные, поисково-спасательные, патрульные, санитарные, транспортные и применяться как с сухопутных аэродромов, так и с гидроаэродромов. С появлением Бе-200ЧС в авиации МЧС появилась гидроавиационная составляющая, и произошло разделение авиации на базовую и гидроавиацию.

Однако, несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться летному и инженерно-техническому составу в процессе опытной эксплуатации первых самолетов Бе-200ЧС, необходимо отметить, что Бе-200ЧС остается непревзойденным в борьбе с лесными пожарами. Опытная эксплуатация продемонстрировала уникальные возможности гидроавиации, позволила накопить ценный опыт ее практического применения, выявила конструктивные достоинства и недостатки самолета, дала возможность подготовить большую группу летного состава. Полученный во время эксплуатации Бе-200ЧС опыт может быть использован и учтен при создании новых перспективных гидросамолетов.

20 июня 2003 г. был получен сертификат на пожарный вариант самолета Бе-200ЧС, а 14 июля 2003 г. головная машина из первой серии Бе-200ЧС (бортовой номер RF 21515) была допущена к эксплуатации и поступила на вооружение авиации МЧС России.

С 20 июня 2004 г. самолеты Бе-200ЧС МЧС России в пожароопасный период несут постоянное дежурство на аэродромах и участвуют в ликвидации пожаров как внутри страны, так и за рубежом в различных климатических и географических условиях. Несмотря на ряд выявленных в процессе эксплуатации самолета-амфибии недостатков в его конструкции и оборудовании, которые необходимо учесть в серийном производстве, авиационный мир высоко оценивает эффективность Бе-200ЧС в борьбе с огнем, подчеркивая, что у него нет конкурентов в своем классе и есть широкие возможности в продвижении на мировой авиационный рынок.

Но все-таки приходится с сожалением констатировать, что производители этой уникальной машины не воспользовались этой возможностью и затянули серийный выпуск самолета Бе-200ЧС. До сих пор не начат выпуск амфибий таганрогского производства. По заявлению генерального директора – генерального конструктора ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" В.А. Кобзева, страна в лучшем случае увидит два очередных Бе-200ЧС иркутского производства к концу 2011 г., в то время как в самолетах нуждаются сегодня не только МЧС России, но и Авиалесоохрана, Военно-морской флот, пограничные войска. Его ждут страны Евросоюза и государства Юго-Восточной Азии, страдающие от ежегодных лесных пожаров.

Бе-200ЧС в мире

Универсальность самолета Бе-200ЧС значительно расширила возможности и спектр его применения в современных спасательных операциях. Глава МЧС России С.К. Шойгу предложил международный механизм спасения – "Глобалавиаспас", который нашел понимание и поддержку немецких коллег и объединил стремления руководителей "чрезвычайных" служб европейских стран к предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав авиационной группировки "Глобалавиаспас" входят многоцелевой самолет Бе-200ЧС, транспортный Ил-76, вертолет Бо-105 от МЧС России и немецкий "летающий госпиталь" на базе самолета А-310.

В 2008 г. практически был решен вопрос о создании евроэскадрильи, а 25 июня того же года была подписана административная договоренность между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и генеральным директором по окружающей среде Комиссии Европейских сообществ (КЕС) о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации. В связи с этим потребовалось поддержание в технической готовности для евроэскадрильи двух самолетов Бе-200ЧС, одного Ил-76 и двух вертолетов Ми-26, оснащенных специальным водосливным оборудованием, для оперативного развертывания российской части евроэскадрильи по запросам КЕС или других европейских партнеров. Также предусматривается возможность базирования на передовых аэродромах Южной Европы (Греция, Черногория, Сербия, Италия и другие государства) одного самолета Ил-76 и двух вертолетов типа Ми-26 и Ка-32, которые могут оперативно включаться в состав евроэскадрильи для реагирования в пожароопасный период. Легкие вертолеты Бо-105 и БК-117 предусматривается использовать для разведки и оценочных миссий при катастрофах.

Завершившаяся в начале 2011 г. сертификация самолета-амфибии Бе-200ЧС по европейским стандартам (JAR-25) и адаптация под условия иностранного заказчика позволят эксплуатировать его в Европе. Эксплуатация самолета Бе-200ЧС в составе евроэскадрильи, по утверждению В.А. Кобзева, начнется с 2012 г., когда в странах Евросоюза приступят к замене парка устаревших пожарных самолетов. Гендиректор лукавит, просто раньше самолетов Бе-200ЧС производства таганрогского завода после перевода из Иркутска не будет. Хорошо бы к этому времени получить две машины, недостроенные на НПК "Иркут".

Возобновление выпуска отечественных гидросамолетов нового поколения Бе-200 и продвижение их на мировой рынок позволит достойно представлять Россию на мировом рынке авиационной техники.

Международное сотрудничество

Уроки последних лет по тушению лесных пожаров в странах Европы с участием авиации МЧС России, и особенно борьба с ними летом 2010 г. в России, показали, что для быстрой и эффективной борьбы с пожарами необходимо развивать сотрудничество между странами. Созданную по инициативе МЧС России международную евроэскадрилью решено включить в состав создаваемого Европейского пожарного центра Средиземноморского региона. Совместно с другими машинами в нем будут эксплуатироваться и российские самолеты-амфибии Бе-200ЧС.

Опыт участия авиации МЧС России в международных гуманитарных операциях и привлечение к борьбе с лесными пожарами, особенно в 2007–2010 гг., в составе международных авиагрупп внес существенный вклад в борьбу с крупными пожарами в Европе, а в 2010 г. в России и позволяет в ближайшее время осуществить совместно с Евросоюзом работу по созданию Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦКБ) или ЕвроМЧС.


Ежегодные лесные пожары в странах Европы со всей очевидностью подтверждают, что национальные возможности по тушению могут быть существенно усилены наличием в чрезвычайных службах стран российских самолетов-амфибий Бе-200ЧС.

С началом выпуска таганрогских самолетов Бе-200ЧС для евроэскадрильи планируется закупить 4 самолета-амфибии Бе-200ЧС и 6 вертолетов (Ми-26, Ка-32). Наличие собственной авиатехники в составе евроэскадрильи повысит возможности реагирования на ЧС и позволит Евросоюзу более эффективно реализовывать наработанный к настоящему времени опыт применения международной авиагруппы.

Авиация МЧС в действии

Очевидно, что с пожарами необходимо бороться не только за рубежом, но и у себя дома. Эта истина проявилась жарким летом 2010 г., когда из-за аномальной жары в 14 регионах России сложилась тяжелейшая пожароопасная обстановка. Из-за небывало масштабных пожаров в Московской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Рязанской областях, республиках Марий Эл и Мордовии было объявлено чрезвычайное положение. Шла настоящая война с огненной стихией. В ряде мест, где огонь выходил из-под контроля, выгорели целые деревни и поселки, без крова остались тысячи семей.


На борьбу с огненной стихией были подняты силы авиации МЧС России, в том числе и самолеты Бе-200ЧС. Применение авиационной группировки позволило стабилизировать обстановку и не допустить ее дальнейшего осложнения. Самолеты-амфибии Бе-200ЧС проявили себя очень хорошо, но их было всего три единицы. Сразу возник вопрос об экстренном пополнении авиационного парка МЧС России. Правительством Российской Федерации на программу переоснащения МЧС современными образцами техники и оборудования на 2011–2015 гг. выделено 43 млрд руб. Из них на закупку самолетов-амфибий Бе-200ЧС – 11,632 млрд руб.

Авиация МЧС будет жить!

В конце 2010 г. МЧС России приступило к реализации правительственной программы по усилению авиационной составляющей министерства. В течение ближайших лет будет расширен авиационный парк для тушения лесных пожаров и реагирования на чрезвычайные ситуации. На оснащение авиации МЧС поступят 8 самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Кроме того, для борьбы с лесными пожарами планируется оснастить водосливными устройствами и выливными авиационными приборами авиапарк Минобороны, МВД и ФСБ России и довести в 2011 г. общую авиационную группировку, привлекаемую для борьбы с лесными пожарами, до 99 воздушных судов – 14 самолетов и 85 вертолетов.

В заключение всего сказанного очевиден вывод. При всем стремлении ТАНТК им. Г.М. Бериева сохранить и развивать отечественную гордость – единственную в стране конструкторскую школу гидросамолетостроения, если не побороть авиационное лобби, мешающее развитию не только гидроавиации, но и всей отечественной авиации, то в скором времени вообще можно лишиться авиации – нашей национальной гордости.


Для того чтобы отечественная авиация сохранила ведущую роль в мировом авиастроении, необходима, как отмечает в последнее время пресса, политическая воля со стороны руководства отрасли и страны.

Возрождение и развитие гидроавиации как приоритетного направления отечественной авиационной отрасли – это уникальная историческая возможность, которую Россия ни в коем случае не должна упустить.

Судя по последним выступлениям Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, политическая воля руководства страны есть. Значит, авиация будет жить.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2012
Посещений: 10939

  Автор

Бортан С. А.

Бортан С. А.

Советник Управления авиации
и авиационно-спасательных технологий
МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций