В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Одной из важнейших функций систем мониторинга состояния объектов и систем оповещения населения является сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения опасности техногенного или природного характера. В январе 2014 г. на Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за 2013 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что безопасность граждан является безусловным приоритетом для государства: "Наш общий долг – стараться сохранить человеческие жизни в любых экстренных ситуациях: во время стихийных бедствий, в пожарах и техногенных катастрофах".
Пожары в больницах Московской и Новгородской областей, наводнение в Крымске и на Дальнем Востоке показали, что существующие системы не всегда выполняют свои функции и подход к мониторингу и оповещению объектов требует серьезного пересмотра. В результате анализа причин трагедий были приняты различные меры, направленные на пресечение возможности повторения подобных ситуаций в будущем. Например, внесены соответствующие изменения в нормативную базу.
Оповещение
13 ноября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин подписал указ № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".
В рамках реализации указа была принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. До 2017 г. предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему, основой которой станут региональные автоматизированные системы централизованного оповещения.
В 2013 г. был реализован ряд мер по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью обеспечения единого подхода к регулированию вопросов оповещения и информирования населения, создания комплексной системы экстренного оповещения населения. 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 158-ФЗ, которым внесены изменения в четыре Федеральных закона Российской Федерации:
На втором этапе, в 2014–2015 гг., будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также реализован ряд практических мероприятий, в том числе по отработке типовых технических решений на примере пилотных проектов в различных регионах страны и их применении при построении элементов комплексной системы экстренного оповещения населения.
Окончательно работа по созданию взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации будет завершена в 2016–2017 гг.
Мониторинг
12 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно новым требованиям, до июля 2014 г. социально значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей должны быть оснащены автоматическими системами пожарного мониторинга.
Речь идет о повсеместном внедрении систем передачи извещений о пожаре, требования к которым сформулированы в приказе МЧС № 743 от 28.12.2009 г., который определил минимальные технические требования к подобным системам для объектов классов Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, а также во вступившем в силу с января 2014 г. национальном стандарте на технические средства пожарной автоматики ГОСТ Р 53325–2012 для всех остальных объектов.
В связи с необходимостью принятия срочных мер по реализации новых требований законодательства администрация Краснодарского края сформулировала техническое задание на создание местной системы экстренного оповещения и информирования населения и беспроводной передачи данных о показателях состояния безопасности объектов защиты.
Техническое задание было составлено согласно новым нормативным документам. Обобщив ТЗ, можно выделить три основных требования:
1. Надежность
В большинстве существующих решений по мониторингу состояния объектов и оповещения населения используются общедоступные каналы связи (телефон, GSM, Интернет и т.д.), существенные недостатки которых общеизвестны:
Согласно "Требованиям к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования", утвержденным приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 113 и зарегистрированным в Минюсте РФ 22 октября 2007 г. под № 10380, в сетях подвижной связи допускается до 5% несостоявшихся вызовов из-за технических неисправностей или перегрузки сети связи, а в сетях местной телефонной связи общего пользования – до 2% в общем количестве попыток вызовов (потери вызовов).
Сети связи общего пользования, к которым относятся сети подвижной (мобильной) связи и Интернет, не предназначены для использования в качестве технологических сетей управления или экстренного вызова. Применение вышеупомянутых неспециализированных каналов связи для надежного мониторинга, а тем более оповещения в мирное или военное время не представляется возможным.
В реализованном проекте в Краснодарском крае использовалась беспроводная система, которая без участия персонала объекта позволяет в автоматическом режиме осуществлять мониторинг показателей, характеризующих состояние безопасности социально значимых объектов, а также оповещать население об условиях чрезвычайных ситуаций по каналу связи, который не зависит от работы аппаратуры связи общего пользования.
Отличительной особенностью системы является сохранение работоспособности даже при разрушении части объекта или города. Подобная живучесть системы достигается прежде всего благодаря применению специализированного радиоканала, который обеспечивает:
2. Многофункциональность
Установленная система решает сразу несколько задач, связанных с обеспечением безопасности людей, и позволяет настроить автоматическое взаимодействие подсистем, тем самым исключить возможные ошибки, обусловленные человеческим фактором.
Рассмотрим, как это работает на практике.
1. Мониторинг и оповещение объектов. Объектовый блок контролирует состояние АПС объекта и в случае пожара в автоматическом режиме передает сигнал в пожарную часть. Этот же блок в случае ЧС принимает сообщение с ДДС и осуществляет оповещение людей, находящихся на объекте и прилегающих территориях через СОУЭ объекта и уличные громкоговорители (рис. 1).
2. Поиск и обнаружение личного состава пожарно-спасательных подразделений, работающих в зоне ЧС, в том числе на пожарах. Если спасатель, имеющий индивидуальный приемопередатчик, попадает в экстремальную ситуацию и теряет возможность дальнейшего самостоятельного движения, информация передается на пост безопасности и дежурному ДДС с отображением местоположения спасателя на графическом плане.
3. Мониторинг техногенных и природных процессов. Например, для контроля уровня воды рек и озер используется датчик паводка. В случае превышения уровня воды извещение от датчика автоматически передается в ДДС города. Датчик имеет автономное питание и беспроводной канал связи, что обеспечивает надежную работу в случае ЧС, когда линии связи обрываются (рис. 2).
4. Настройка и интеграция компонентов системы. Большинство дежурно-диспетчерских служб городов оснащены множеством разных комплексов оборудования, которые решают смежные задачи. При этом, как правило, между оборудованием отсутствует какая-либо интеграция. Часто один оператор ДДС районного города следит за состоянием всех систем, а в случае ЧС работает только в "ручном" режиме. Учитывая сложность и многообразие оборудования, велика вероятность ошибки или несвоевременной реакции (человеческий фактор).
Установленная в регионе комплексная система позволяет осуществлять гибкую настройку параметров работы и реакцию на различные события. Так, например, при поступлении тревожного сигнала о превышении уровня воды оператору отводится заданное время на принятие решения. В случае отсутствия реагирования система запустит оповещение зоны ЧС по заданному сценарию. Все поступающие события и действия оператора записываются в базу данных. Комплекс также позволяет организовать несколько рабочих мест с учетом разделения ответственности дежурных и количества персонала.
3. Время установки
Всего за несколько месяцев удалось смонтировать и произвести пусконаладку оборудования мониторинга и оповещения в восьми районах Краснодарского края, в том числе в региональном центре. Под надежной защитой оказались сотни больниц, школ, детских садов и домов престарелых, а также жители, проживающие в зонах, подверженных затоплению и другим потенциально опасным факторам техногенного и природного характера.
Пилотный проект по созданию комплексной системы мониторинга и оповещения о ЧС в Краснодарском крае, который является регионом, наиболее подверженным угрозе возникновения быстро развивающихся опасных природных явлений, доказал на практике следующие утверждения:
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2014
Посещений: 9860
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций