Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Мониторинг и прогнозирование ЧС. Высокие результаты работы Центра "Антистихия" МЧС России

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мониторинг и прогнозирование ЧСВысокие результаты работы Центра "Антистихия" МЧС России

Сегодня обострились потенциальные и реальные угрозы как опасных природных процессов и явлений, так и техногенных чрезвычайных ситуаций. И в сложившихся условиях значение их мониторинга и прогнозирования неоспоримо – затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в разы превосходят затраты на их предотвращение. Владислав Болов, начальник Центра "Антистихия" МЧС России, рассказал о главных направлениях деятельности Центра в 2014 г., наиболее актуальных задачах, а также о специфике мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Владислав Болов
Начальник Центра "Антистихия" МЧС России

Центру "Антистихия" в 2014 г. исполнилось 25 лет со дня образования. Приоритетным направлением деятельности Центра в 2014 г., как и во все прошлые годы, остаются разработка и внедрение современных подходов к мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. У нас имеются значительные наработки в этом направлении. Для решения задач прогнозирования разработан и используется целый спектр методик и специального программного обеспечения.

Инновационный метод оперативного прогноза ЧС

Впервые в мировой практике разработан метод оперативного (краткосрочного) прогноза природно-техногенных ЧС, позволяющий определять природно-техногенные угрозы и их уровни в виде спектра вероятностей прогнозируемых видов и уровней ЧС. На основе разработанного методологического и методического подхода создан целый ряд автоматизированных программно-технических комплексов в области прогнозирования ЧС и информационно-аналитического обеспечения мероприятий по предупреждению, предотвращению и минимизации последствий природно-техногенных чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время результаты расчетов на автоматизированных комплексах принимаются за основу в ежедневной работе по прогнозированию чрезвычайных ситуаций. А в период подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи прогнозирование угроз осуществлялось (и осуществляется сейчас) с использованием автоматизированной системы мониторинга природных источников риска, установленной в лаборатории по проблемам ЧС Центра "Антистихия" в пгт Красная Поляна.

Решение задач в обеспечении пожарной безопасности

Задачи в области обеспечения пожарной безопасности решаются Центром путем использования программы расчета риска поражения населенных пунктов и объектов экономики природными пожарами, на основе данных спутниковой "засечки" места возникновения природного пожара, данных по направлению и скорости ветра и по другим параметрам. Расчет по программе проводится менее чем за минуту. При этом учитывается время подхода пожара к населенному пункту и время подъезда пожарных машин. Уровни рисков и необходимость эвакуационных мероприятий доводятся до соответствующих органов управления. В результате принятия предупредительных мер в последние 3 года, в том числе в апреле-мае 2014 г., гибели людей допущено не было. Несмотря на то, что такие угрозы были значительные. Например, в 2012г. в сибирском регионе количество очагов лесных пожаров и их площадь были выше среднестатистических показателей в 8 раз.


В 2014 г. пожароопасный период в Дальневосточном, Сибирском и на западе Центрального региона России начался рано. Центр пожароопасную ситуацию непрерывно контролирует, заблаговременно предупреждает инстанции, в обязанности которых входит защита населенных пунктов и объектов экономики от наступления фронта природного пожара, о срочном проведении превентивных мероприятий. Для этого Центром выпускаются экстренные предупреждения, ежедневные, декадные, месячные и сезонные прогнозы. Одной из эффективных форм являются телефонные предупреждения руководства муниципальных образований об угрозах.

Опасность задымления Москвы и Московской области при жаркой погоде

В Московской области большая часть торфяников (70% общей площади) обводнена. Торф имеет нехорошую особенность загораться сам собой при определенной влажности. На необводненных территориях есть торфяники, которые сегодня имеют риски возгорания выше среднего, но их очень мало. Это говорит о том, что даже при самом неблагоприятном сценарии задымления Москвы в масштабах 2010 г. уже не будет.

И плюс к этому сейчас (уже после 2010 г.) налажен постоянный контроль влажности торфа. Ситуация нами контролируется на местах. Периодически оперативные группы Центра выезжают, определяют влажность торфа.

Актуальные проблемы и задачи в 2014 г.

Наиболее актуальными чрезвычайными ситуациями в 2014 г. стали природные пожары и наводнения.

В 2014 г., еще в феврале, нашим Центром были выпущены прогнозы "Природная пожарная опасность на территории Российской Федерации на период апрель-май" и "Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья 2014 г. ".

В этих документах отражено отличие 2014 г. от всех остальных, которое состоит в том, что весной у нас вода встретилась с огнем, в особенности в восточной части страны. В процессе весеннего половодья отдельные населенные пункты там были затоплены талыми водами особенно высоко – в результате ледовых заторов, –и на той же территории возникали природные пожары в силу необыкновенно ранних сроков установления высоких температур воздуха.

Крупные наводнения в 2014 г.
Пик горения в 2014 г. на Дальнем Востоке, на юге Сибири пришелся на апрель-май. Количество очагов, которые возникли, были в 16 раз больше средних многолетних значений, а количество площадей в 600 раз больше. При этом в результате мер, принятых по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных ранним и аномальным началом пожароопасного сезона 2014 г., не было допущено гибели людей в населенных пунктах, попавших в зону риска поражения природными пожарами.

А на европейской территории мы меньше всего боялись воды, а больше – огня. Вопрос механизма очень простой: рано ушел снег, его было мало – иногда до 40% от того, что должно быть по климатической норме.

И, конечно же, особо актуальной в 2014 г. стала тема подтопления населенных пунктов в Республиках Хакасия, Алтай, Тыва и Алтайском крае. Причиной возникновения этой чрезвычайной ситуации, возникшей в мае-июне, стали сильные осадки, количество которых в 3,5 раза превысило ежемесячную норму в течение трех суток.


В результате в н.п. Чемальского района Республики Алтай были разрушены один автомобильный и два пешеходных моста, нарушено дорожное сообщение с 6 населенными пунктами, 949 жилыми домами с населением 2582 человека, в том числе 718 детьми, 18 социально значимыми объектами. Без энергоснабжения осталось 7 районов Алтайского края, 33 населенных пункта, 4070 домов с населением 11986 человек и один район Республики Хакасия, 4 населенных пункта, 3800 домов с населением 21 524 человека.

Угроза возникновения чрезвычайных ситуаций на территории юга СФО прогнозировалась Центром "Антистихия" МЧС России, начиная с 26 мая 2014 г. А еще через трое суток – 29.05.2014 г. – Центром было дано экстренное предупреждение. В последующем прогнозы ЧС, обусловленные развитием паводка, в круглосуточном режиме разрабатывались и доводились до государственных структур Сибирского федерального округа.

Прогнозы содержали следующие рекомендации по реагированию на угрозы возникновения ЧС:

  • совместно с территориальными органами Росгидромета детализировать прогностическую информацию о вероятности возникновения исполнительной власти субъекта Федерации, главам администраций местных органов власти и населению, руководителям дежурных служб заинтересованных организаций и предприятий;
  • обеспечить взаимодействие с территориальными органами Росгидромета, Росводресурсов и Ростехнадзора в части осуществления контроля за состоянием гидротехнических сооружений и динамикой наполнения и сработки водохранилищ;
  • провести комплекс превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий;
  • усилить контроль наблюдений за уровнями воды, притоками и за исправностью систем сброса с гидротехнических сооружений;
  • оповестить население об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций через систему общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН), средства массовой информации, а также путем рассылки SMS-сообщений на мобильные телефоны абонентов.

Техногенные ЧС в 2014 г.
В отношении техногенных ЧС 2014 г. не стал исключением. С начала года уже были зафиксированы и техногенные пожары, и крупные дорожно-транспортные происшествия, и авиационные катастрофы, и аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, и обрушения зданий, и взрывы сетевого и баллонного газа. Причины возникновения этих событий связаны в одних случаях с человеческим фактором, в других – с износом оборудования, в третьих – с несовершенством нормативно-правовой базы.

Например, многочисленные взрывы сетевого и баллонного газа связаны со значительным износом домового газового оборудования и жилого фонда, практической утратой системы надзора за его состоянием, а также несовершенством документации, допускающей возможность приобретения и использования домового газового оборудования, у которого отсутствует система "газ-контроль".

Специфика мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций

Чтобы эффективно решать задачи мониторинга и прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации, необходимо объединить информационные, аналитические и прогностические усилия значительного количества организаций различной ведомственной подчиненности. Эту задачу, собственно, и решает система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС).

В рамках СМП ЧС образованы территориальные и региональные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Сегодня региональные центры мониторинга и прогнозирования ЧС (РЦМП ЧС) функционируют во всех региональных центрах МЧС России. Во всех субъектах федерации созданы и успешно выполняют свои задачи территориальные центры мониторинга и прогнозирования ЧС (ТЦМП ЧС).

В основу структурно-функциональной организации СМП ЧС положена трехуровневая иерархия ее организации: федеральный, межрегиональный (федеральный округ) и региональный (субъект Российской Федерации) уровни.

На федеральном уровне организационное руководство деятельностью СМП ЧС осуществляет МЧС России. Методическое руководство и координация деятельности системы возложены на Центр "Антистихия" МЧС России.

Центр в круглосуточном режиме обеспечивает сбор, обработку и анализ информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источниках чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, осуществляет информационный обмен с региональными и территориальными центрами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В Центре "Антистихия" разрабатывается и генерируется в СМП ЧС 6 видов прогнозов:

  1. на год (долгосрочный прогноз ЧС);
  2. на сезон (долгосрочный прогноз циклических ЧС):
    • природной пожарной опасности на территории Российской Федерации;
    • риски возникновения чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья;
    • на осенне-зимний период;
  3. на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);
  4. на неделю (краткосрочный недельный прогноз ЧС);
  5. на сутки (оперативный ежедневный прогноз ЧС);
  6. на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).

Тем самым поддерживается непрерывная технология прогнозирования чрезвычайных ситуаций, при которой каждый последующий прогноз уточняет предыдущий. Данная технология представляет собой основу для постоянного и системного контроля чрезвычайной обстановки, своевременного реагирования на угрозы ЧС. В этом и заключается специфика системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2015
Посещений: 10223

  Автор

Владислав Болов

Владислав Болов

Начальник Центра "Антистихия" МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций