Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Новый технический регламент в сфере пожарной безопасности

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Новый технический регламент в сфере пожарной безопасности

 

С 1 мая 2009 г. вступил в силу Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Он вносит существенные изменения в вопросы регулирования этой сферы.

Какова готовность бизнес-сообщества и всех хозяйствующих субъектов работать в новых условиях? Будут ли трудности на начальном этапе реализации закона? Об этом наш корреспондент беседовал с Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, генерал-полковником Геннадием Кирилловым.


Г.Н. Кириллов

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, генерал-полковник

- Скажите, пожалуйста, какие важнейшие изменения произошли в сфере пожарной безопасности в связи со вступлением в силу нового технического регламента?

- Для понимания необходимости принятия данного закона вспомним, что раньше мы жили в иной социально-экономической формации. Все вокруг было народное, а значит - государственное. Сейчас существуют разные виды собственности, и вопрос ее сохранности - задача уже не государства, а собственника. Соответственно и выбор способа противопожарной защиты объекта - тоже его прерогатива. Теперь на законодательном уровне реализуется конституционное право собственника распоряжаться своим имуществом, в том числе и рисковать им.

Новый федеральный закон существенно повысил статус требований пожарной безопасности. Раньше эта область регламентировалась ведомственными документами, что предполагало совершенно иную форму контроля.

- Что подразумевает возможность выбора собственником способа пожарной защиты своего объекта?

- Есть требования, которые подлежат безусловному выполнению. Они все указаны в техническом регламенте.  Их немного, особенно если сравнивать с тем, что мы имели раньше в почти двух тысячах нормативных документов, где содержится до 150 тысяч обязательных требований.

Во исполнение технического регламента мы выпускаем целый блок документов -сводов правил и стандартов, которые носят характер добровольного применения.

Простой пример: по старым нормам расстояние между двумя складами было строго определено и подтверждено расчетами. Если возник пожар, он не должен перекинуться на другое строение.

Сегодня мы не обязываем, а рекомендуем сохранять проверенное опытом расстояние между объектами. Собственник или тот, кто несет ответственность за эксплуатацию объектов, может с нами согласиться, а может и нет. Но тогда ему придется доказать, что пожарная защита этих объектов выполнена таким образом, что позволяет уменьшить расстояние между ними и при этом будут соблюдены нормы безопасности для третьих лиц - не загорятся соседние здания.

- Каким образом собственник может доказать, что расстояние между объектами не является пожароопасным?

- Для доказательства применяются известные методики.  Если мы знаем, что хранится на складе, знаем его площадь, возможное тепловое излучение, то можно произвести расчет и получить плотность теплового потока, а на основе этих данных - обосновать расстояние, на котором можно разместить то или иное сооружение. Можно также определиться и с системой  пожаротушения,  которая в данном случае обеспечит безопасность,  например выбрать спринклерную систему. Чтобы она погасила пламя, нужно в определенное время подать определенное количество воды с определенной интенсивностью. Все это можно высчитать. У собственника появляется возможность сделать выбор экономически целесообразной схемы защиты на основании точного расчета. Вот новый элемент в нашем техническом регламенте.

- Законодатель предусмотрел срок в девять месяцев с момента принятия закона до вступления его в силу. С чем это связано?

- В дополнение к закону необходимо было создать достаточно большой пакет нормативных актов. На сегодняшний день министерство уже утвердило 12 сводов правил. Они содержат требования к путям эвакуации, установке пожарной сигнализации, установкам пожаротушения, системам дымоудаления и оповещения о пожаре, к планировке и застройке генеральных планов городов и населенных пунктов (где должен быть расположен водопровод, пожарные водоемы и так далее). Собственник может самостоятельно решать для себя, что из этого он будет применять, а что сделает по-своему.

Мы для себя поставили задачу увеличения количества рекомендательных норм, для того чтобы собственник мог ориентироваться на них и не изобретать велосипед. Мы считаем, что это наша функция и цель -дать грамотную подсказку.

Еще один важный момент: добровольное выполнение свода правил является подтверждением исполнения требований технического регламента. Если я добровольно выполняю нормы, прописанные в этих документах, то я соблюдаю технический регламент, то есть исполняю закон. Если я не выполняю рекомендации, а применяю иные формы и методы защиты своего объекта, я должен иметь собственную доказательную базу, что они обеспечивают требуемую безопасность.

Далее. Закон вносит ряд новаций, касающихся подтверждения соответствия продукции предприятия или объекта требованиям пожарной безопасности. Продукция, определенная в перечне технического регламента, должна получить сертификат пожарной безопасности. Виды продукции, определенные в перечне технического регламента, должны получить сертификат пожарной безопасности. Так, продукция, которая применяется на путях эвакуации, должна иметь определенные показатели по горючести, по токсичности, по дымообразованию. Продукция, которая служит для обеспечения пожарной безопасности (например, пожарные извещатели), тоже должна получить сертификаты, подтверждающие, что она способна выполнить свою функцию по обнаружению пожара и передаче сигнала о возгорании на соответствующую приемную станцию.

Что касается подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, то здесь появились принципиально новые положения. Помимо традиционных способов контроля, каким был и остается государственный пожарный надзор, введен институт независимой оценки риска. То есть закон предлагает собственнику самому выбрать форму подтверждения соответствия своего объекта требованиям пожарной безопасности.

И вот здесь возникает очень интересная коллизия: собственник или уполномоченное лицо вынужден разобраться в вопросах обеспечения пожарной безопасности.

Что у нас происходило раньше? Социологические опросы показывали следующее: люди узнавали о тех или иных требованиях пожарной безопасности из уст инспектора Госпожнадзора. Более чем в 60% случаев! Разве это не вопиющий факт? Человек эксплуатировал здание, занимался производством и не знал элементарных требований безопасности. Получается, что он надеялся на авось... К чему это приводило? Только в прошлом году в России произошло 220 тысяч пожаров.

- "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вводит такое понятие, как пожарная декларация. Что это за документ и как с ним предстоит работать?

- Декларация - это принципиально новое требование пожарной безопасности. Такого еще никогда не было! Позиция крайне важная, потому что, заполняя декларацию, собственник не только уведомляет Госпожнад-зор как уполномоченный орган в том, что его объект соответствует требованиям пожарной безопасности, но и вооружает себя знанием прописанных в законе требований. На самом деле, предупрежден - значит вооружен. И появляется мотивация сознательно выполнять установленные правила! Подчеркну: очень важно, что декларация ко всему прочему подготавливает самого собственника к эксплуатации объекта.

Перед заполнением декларации необходимо привести состояние объекта в соответствие с требованиями закона. А кто может дать квалифицированное заключение? Можно пригласить инспектора ГПН, а можно и независимого аудитора. Эксперт не только все проверит, но и выдаст при необходимости рекомендации о том, как привести объект в должное состояние, устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Декларация направляется в орган Государственного пожарного надзора в уведомительном, подчеркиваю, порядке. Отказать в приеме декларации могут только в одном случае: если она неправильно оформлена - нет адреса, есть какие-то неточности. По этому поводу издан соответствующий приказ министра от 24 февраля 2009 года № 91. Этим приказом утверждена форма и порядок регистрации декларации. Приказ зарегистрирован в Минюсте и является обязательным для применения. Сотрудник ГПН принимает декларацию, регистрирует и подшивает в наблюдательное дело по этому объекту.

А вот как собственник соблюдает требования закона, как выполнены мероприятия, которые он указал в декларации, в полном ли объеме реализованы требования, предусмотренные техрегламентом, - это все выясняется в процессе плановых мероприятий по надзору. Сразу замечу: число таких мероприятий будет во много раз меньше, чем было. Фактически только в экстренных случаях.

- Закон дает собственнику большую свободу в выборе форм и методов обеспечения  пожарной  безопасности.   Но при этом государство снимает с себя и определенную долю ответственности в случае ЧС. Кто будет возмещать потери, если пожар все-таки произойдет?

- Сегодня есть два пути. Первый, когда ответственность берет на себя сам собственник, второй, когда он страхует свои риски. И вот здесь появляется третья сила, которая в новом правовом поле должна начать активно бороться за исполнение   "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности". Это страховые компании.

Во всем цивилизованном мире механизм страхования работает очень эффективно. При определении суммы страховых сборов с того или иного объекта необходимо иметь объективную картину уровня его защиты. И здесь уже совершенно бессмысленной будет выглядеть попытка договориться со страховщиком, как это иногда еще пытаются сделать с инспектором ГПН. Страховщик рискует собственными деньгами! Другими словами, это и есть механизм экономического воздействия. Или ты пунктуально выполняешь требования техрегламента, или платишь повышенный страховой коэффициент... Опять-таки выбор за собственником! На деле мы имеем реальное снижение административных барьеров и в то же время - увеличение степени осознания необходимости исполнения Федерального закона № 123-ФЗ. Что, собственно, нам и необходимо!

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2010
Посещений: 10133

  Автор

Кириллов Г. Н.

Кириллов Г. Н.

Главный государственный инспектор Российской федерации по пожарному надзору, генерал-полковник

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций