Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение эффективного контроля пожарной безопасности объектов капитального строительства

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение эффективного контроля пожарной безопасности объектов капитального строительства

Рост объемов строительства объектов, относящихся к категориям, перечисленным в ст. 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, привел к значительному увеличению доли применяемых при этом новых конструктивных решений, строительных материалов и изделий, непосредственно влияющих на пожарную безопасность объектов защиты

Ю.Г. Овчинников
Вице-президент ВАНКБ

А.Г. Болковой
Член-корр. ВАНКБ

Принятые в последнее время нормативно-правовые акты, в частности федеральные законы № 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. и № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 г., постановления Правительства Российской Федерации № 54 "Об осуществлении Государственного строительного надзора в Российской Федерации" от 1.02.2006 г., № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 г. и № 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 29.12.2008 г., а также документы, реализующих требования этих актов (национальные стандарты и своды правил) показывают, насколько серьезное внимание уделяется проблеме обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

Контроль при производстве работ

Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, еще на стадии производства работ должно уделяться особое внимание обеспечению пассивной противопожарной защиты, в частности по обеспечению требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций, влияющих на общую устойчивость и геометрическую неизменяемость объектов капитального строительства при пожаре.

Документация и практика

Средства противопожарной защиты, используемые в строительстве, являются весьма специфическими материалами, а их устройство и монтаж отличаются многообразием способов и технологий.

Принятые в последнее время нормативные документы по пожарной безопасности предъявляют достаточно ясные требования к техническим характеристикам средств противопожарной защиты, методам испытаний, контролю производства, проектным решениям по их применению.

Однако на практике эффективные способы и методы контроля не всегда применяются в отношении строительных конструкций, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Зачастую рабочая документация, в отличие от проектной, которая прошла государственную экспертизу, не выдерживает никакой критики, а практическая реализация проектных решений по обеспечению пассивной противопожарной защиты объектов выполняется на уровне обычных окрасочных работ без учета специфики применяемых для повышения пределов огнестойкости материалов и не соответствует проектным решениям.

Технический надзор заказчика зачастую некомпетентен в вопросах технологии применения средств противопожарной защиты, не оснащен специальными приборами и оборудованием, а должностные лица государственного пожарного надзора осуществляют проверку объектов только после сдачи их в эксплуатацию.

Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности РД-11-02-2006, РД-11-04-2006, разъяснения по применению Постановления Правительства Российской Федерации № 54 с 1.01.2007 г., приложение к письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.11.2006 г. № КЧ-48/1054 и др., направлены на качественное и всестороннее решение проблемы эффективного обеспечения пожарной безопасности в строительстве.

Негосударственная инспекция

В целях реализации положений РД и осуществления эффективного контроля на стадии реализации проектных решений, на наш взгляд, необходимо привлекать негосударственные инспекционные организации для проведения оценки соответствия работ по обеспечению пожарной безопасности объектов капитального строительства.

Инспекционные организации должны взять на себя осуществление контроля за всем процессом – от стадии разработки рабочей документации до практической реализации проектных решений и осуществлять:

  • техническую оценку рабочей документации по противопожарной защите;
  • входной контроль и проверку средств противопожарной защиты на основе использования современных методов анализа;
  • контроль строительного производства в части обеспечения огнестойкости и противопожарной защиты объектов;
  • оценку технических решений по противопожарной защите объектов и оценку их соответствия нормативной и технической документации (федеральные законы, своды правил, стандарты, специальные технические условия и т.п.).

Выводы

Таким образом, пожарная безопасность объектов капитального строительства может быть обеспечена только при эффективном и действенном контроле со стороны государственных надзорных органов и независимых инспекционных и экспертных организаций, компетентность которых подтверждена установленным порядком.

Решение проблем по обеспечению пожарной безопасности объектов капитального строительства необходимо вынести на более высокий уровень, и заинтересованность в этом должны проявить в первую очередь инвесторы и заказчики строительства объектов.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2012
Посещений: 8160

  Автор

 

Овчинников Ю. Г.

Вице-президент ВАНКБ

Всего статей:  1

  Автор

 

Болковой А. Г.

Член-корр. ВАНКБ

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций