В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Решение этой непростой задачи возложено на входящую в состав федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – ФГП ВО ЖДТ России) ведомственную пожарную охрану. Ее специалисты проводят работу по профилактике пожаров на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта, несут круглосуточное дежурство в составе боевых расчетов пожарных поездов, выезжают на тушение пожаров, а также участвуют в ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций. Богатейший опыт проведения работы по профилактике и тушению пожаров, наличие значительных материальных и технических ресурсов, а также высокопрофессиональных специалистов в области пожарной безопасности позволяет обеспечить необходимый уровень защищенности объектов инфраструктуры от пожаров и бесперебойное функционирование железнодорожной отрасли в целом.
Деятельность работников ФГП ВО ЖДТ России неразрывно связана с технологическим процессом железнодорожного транспорта. Специалисты ведомственной пожарной охраны совместно с работниками железных дорог участвуют в проверках противопожарного состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава, при этом добиваются устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности в период проверок или в кратчайшие сроки после их выявления. Проводимая работа позволила за последние годы снизить количество пожаров на охраняемых объектах. Основой системы реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте являются пожарные поезда. Стоит отметить, что первые 7 пожарных поездов на сети железных дорог были созданы по постановлению Совета Труда и Обороны РСФСР 15 мая 1921 г. С этого времени они обеспечивают противопожарную защиту процесса перевозок.
На сети железных дорог Российской Федерации развернуты и находятся в режиме постоянной готовности 310 пожарных поездов, три из которых дислоцируются на территории Республики Крым и вошли в состав группировки ведомственных сил и средств, предназначенных для тушения пожаров, в 2015 г. Пожарные поезда являются не только ведомственными силами и средствами пожаротушения, но и входят в состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом тактических и технических возможностей пожарных поездов, специфики функционирования железнодорожного транспорта, прохождения отдельных участков железнодорожных магистралей в труднодоступных местах для автомобильной пожарной техники, пожарные поезда являются ударной силой при тушении пожаров на железных дорога. ФГП ВО ЖДТ России является единственной специализированной организацией в системе железнодорожного транспорта, около 7 тыс. работников которой имеют статус спасателя, а боевые расчеты пожарных поездов аттестованы как аварийно-спасательные формирования и допущены к выполнению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Высокопрофессиональные действия работников пожарных поездов при тушении пожаров позволяют государству сэкономить колоссальные материально-технические ресурсы. За 3 года боевыми расчетами пожарных поездов спасено от уничтожения огнем материальных ценностей на сумму более 3 млрд рублей, около 500 единиц железнодорожного подвижного состава, почти 2 тыс. строений, более 100 единиц автотранспортной техники. В летний пожароопасный период умелое и эффективное использование технического потенциала пожарных поездов не позволило распространиться природным пожарам в полосу отвода железных дорог и на объекты инфраструктуры и тем самым обеспечить бесперебойное движение поездов. Пожарные поезда также ежегодно около 500 раз оказывают помощь территориальным пожарным подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта и в населенных пунктах.
За высокое профессиональное мастерство и мужество, проявленные при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2016 г. 23 работника пожарных поездов награждены ведомственными наградами МЧС России. При этом работники пожарных поездов неоднократно становились лауреатами Всероссийского конкурса "Созвездие мужества", проводимого под эгидой МЧС России.
Успешное тушение пожаров и ликвидация аварийных ситуаций на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависят от согласованности действий органов управления, сил и средств пожарных поездов, территориальных пожарных, аварийно-спасательных и инженерно-технических служб. Уровень взаимодействия отрабатывается при проведении пожарно-тактических учений. Для поддержания пожарных поездов в высокой степени готовности к выполнению задач по предназначению определен порядок проведения учений по комплексному использованию сил и средств системы обеспечения пожарной безопасности. Согласно данному порядку ежегодно боевые расчеты пожарных поездов, а также службы железных дорог, причастные к отправлению и обеспечению беспрепятственного продвижения пожарных поездов к месту пожара, проводят более 2 тыс. тренировок.
Для отработки вопросов межведомственного взаимодействия пожарные поезда участвуют в мероприятиях, проводимых по планам местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны, а также в тренировках, проводимых МЧС России с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с решением оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации и организационно-методическими указаниями сил гражданской обороны и РСЧС на 2016 год в период с 25 по 28 апреля проведены командно-штабные учения (далее – учения) по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера под руководством министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова.
В ходе учения проверялась готовность органов управления, а также сил и средств РСЧС к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе возникших в результате природных пожаров. На практике отрабатывался комплекс мероприятий по защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров. В период проведения учения 27 апреля 2016 г. на совещании, проведенном в формате видеоконференцсвязи заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Л.А. Беляевым, о готовности органов управления на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РСЧС и пожарных поездов к реагированию на чрезвычайные ситуации, возникающих из-за природных пожаров, доложил заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России В.П. Аксютин. К участию в учениях по реагированию на чрезвычайные ситуации, связанных с природными пожарами, а также по защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров были привлечены 10 пожарных поездов с общей численностью боевых расчетов 64 человека и 9 стрелков стрелковых команд. Действия органов управления ФГП ВО ЖДТ России и боевых расчетов пожарных поездов в период учений получили положительную оценку со стороны руководителей МЧС России. Свою высокую готовность к действиям по назначению пожарные поезда (станций "Ростов-Главный" и "Батайск") подтвердили в период учений 28.04.2016 г., где сыграли решающую роль при тушении пожара двух железнодорожных цистерн с бензином на территории ОАО "Международный Донской Порт" в Ростове-на-Дону.
В период с 4 по 7 октября 2016 г. во Всероссийской тренировке по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями участвовал 21 пожарный поезд на Октябрьской, Московской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Во время тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций боевые расчеты пожарных поездов выполняли задачи по подаче на тушение пожаров ручных и переносных лафетных пожарных стволов. При этом осаждались пары опасных химических веществ, проводилась их нейтрализация, ликвидировалась течь нефтепродуктов, а также выполнялись другие работы согласно замыслу учений. К примеру, боевой расчет пожарного поезда станции "Великие Луки" Октябрьской железной дороги подавал на тушение условного пожара, возникшего при столкновении цистерны с нефтепродуктом и пассажирского вагона, установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30". Работники пожарного поезда станции "Тюмень" Свердловской железной дороги в рамках проводимых учений ликвидировали условный пожар в пассажирском вагоне.
Боевой расчет пожарного поезда станции "Омск" Западно-Сибирской железной дороги участвовал в ликвидации условного пожара в двух железнодорожных цистернах с нефтепродуктом и разлившегося дизельного топлива. На тушение пожара подавались ручные пенные стволы "Пурга-5". Работники пожарного поезда для защиты от воздействия опасных факторов пожара использовали теплоотражательные костюмы ТОК-200.
Пожарный поезд станции "Улан-Удэ" Восточно-Сибирской железной дороги принял участие в ликвидации инцидента вблизи станции "Тальцы", связанного с подрывом железнодорожного полотна, сходом вагонов, разливом аммиака и возгоранием нефтепродукта. Работники пожарного поезда в теплоотражательных костюмах ТОК-200 подавали на тушение условного пожара, а также для осаждения и нейтрализации паров аммиака установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30".
Действия боевых расчетов пожарных поездов и в целом работников железнодорожного комплекса на Всероссийской тренировке получили положительную оценку со стороны руководителей МЧС России, руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В целях совершенствования подготовки работников пожарных поездов к действиям по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ФГП ВО ЖДТ России реализован комплекс организационных и практических мер. Все они направлены на совершенствование оперативно-тактической деятельности ведомственной пожарной охраны, пожарной службы в пожарных поездах, а также на повышение уровня профессиональной подготовки должностных лиц ведомственной пожарной охраны.
Борьба с огненной стихией требует от пожарных высокого профессионального мастерства, моральной и физической закалки, отличного владения средствами пожаротушения. Проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту является высшей формой профессиональной подготовки пожарных железнодорожного транспорта. ФГП ВО ЖДТ России последовательно решает задачу регулярного проведения ведомственных чемпионатов по пожарно-прикладному спорту под эгидой Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также обеспечивает участие сборной команды ведомственной охраны по пожарно-прикладному спорту в чемпионатах России и на международных соревнованиях.
С 2006 г. проведено 5 чемпионатов Росжелдора. В период с мая по сентябрь 2016 г. были организованы и проведены отборочные соревнования шестого чемпионата Федерального агентства железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту. По итогам отборочных соревнований участвовать в финальном этапе шестого чемпионата, который будет проводиться в июне 2017 г. в Кирове на базе филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге, завоевали право сборные команды филиалов ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.
В 2017 г. в Кирове на базе филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге будет проведен финальный этап шестого чемпионата Росжелдора, в котором будут участвовать сборные команды филиалов ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, ВосточноСибирской и Дальневосточной железных дорогах. Кроме того, сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту регулярно принимает участие во всероссийских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту среди министерств и ведомств, посвященных памяти Героя России генерал-майора внутренней службы В.М. Максимчука, а в 2010–2012 гг. сборная команда в упорной спортивной борьбе три года подряд завоевывала первое общекомандное место и трижды была награждена Кубком МЧС России, за что получила благодарность президента ООО "Федерация пожарно-прикладного спорта России". В 2015 г. сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту заняла 1-е общекомандное место ибыла награждена и Кубком МЧС России за 1-е место в общекомандном зачете. В 2016 г. продолжала совершенствоваться материально-техническая база пожарных поездов.
Совместно с ОАО "РЖД" проводилась работа по реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность". За 2016 г. построены и введены в боевой расчет 25 пожарных поездов нового поколения. В новом пожарном поезде сосредоточены последние инновационные технологии по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Всего с 2011 г. за счет средств этой инвестиционной программы построено уже 109 таких поездов. 20 октября 2016 г. на станции "Томск-II" Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги состоялась церемония ввода в боевой расчет сотого пожарного поезда нового поколения, построенного в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО "РЖД".
В торжественном мероприятии приняли участие руководители Западно-Сибирской железной дороги, руководители областной администрации и ГУ МЧС по Томской области, а также филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.
В своих выступлениях они отметили, что данный пожарный поезд стал уже десятым на полигоне Западно-Сибирской железной дороги. Он оснащен современными образцами пожарной техники и специального аварийно-спасательного оборудования, а также электронной системой контроля за количеством огнетушащих веществ, находящихся в цистернах-водохранилищах и баке для пенообразователя. Система кондиционирования, оборудованная в вагон-насосной станции, обеспечивает боевому расчету комфортные условия для несения службы.
Пожарный поезд оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая позволяет контролировать продвижение поезда к месту пожара или чрезвычайной ситуации и, при необходимости, принимать управление по обеспечению условий для прибытия пожарного поезда на место происшествия в кратчайшие сроки. Компьютерная техника, установленная в пожарном поезде, интегрирована с автоматизированной информационной системой "Пожарная безопасность", через которую осуществляется оперативный обмен информацией с диспетчерскими службами об обстановке на месте происшествия. Было также отмечено, что новый пожарный поезд укрепит группировку сил и средств постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Томской области и обеспечит надежную защиту от пожаров не только объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, но и населенных пунктов, других объектов, раположенных вблизи железнодорожных путей.
ФГП ВО ЖДТ России большое внимание уделяет созданию хороших бытовых условий для несения службы работниками пожарных поездов. В рамках вышеуказанной инвестиционной программы продолжается строительство служебно-бытовых модулей для работников пожарных поездов. В 2016 г. построены и сданы в эксплуатацию 10 таких зданий. Всего с 2012 г. построено и введено в эксплуатацию 23 служебно-бытовых модуля.
Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 7324
Автор
| |||
В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций