Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте

В декабре 2016 г. исполнилось 95 лет ведомственной охране железнодорожного транспорта, одной из основных задач которой является обеспечение пожарной безопасности на объектах и подвижном составе железнодорожного комплекса страны
Валерий Аксютин
Заместитель генерального директора ФГП ВО
ЖДТ России – главный пожарный инспектор на ж/д транспорте

Решение этой непростой задачи возложено на входящую в состав федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – ФГП ВО ЖДТ России) ведомственную пожарную охрану. Ее специалисты проводят работу по профилактике пожаров на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта, несут круглосуточное дежурство в составе боевых расчетов пожарных поездов, выезжают на тушение пожаров, а также участвуют в ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций. Богатейший опыт проведения работы по профилактике и тушению пожаров, наличие значительных материальных и технических ресурсов, а также высокопрофессиональных специалистов в области пожарной безопасности позволяет обеспечить необходимый уровень защищенности объектов инфраструктуры от пожаров и бесперебойное функционирование железнодорожной отрасли в целом.

Тушение пожаров и ликвидация аварийных ситуаций на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависит от согласованности действий органов управления, сил и средств пожарных поездов, территориальных пожарных, аварийно- спасательных и инженерно-технических служб

Деятельность работников ФГП ВО ЖДТ России неразрывно связана с технологическим процессом железнодорожного транспорта. Специалисты ведомственной пожарной охраны совместно с работниками железных дорог участвуют в проверках противопожарного состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава, при этом добиваются устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности в период проверок или в кратчайшие сроки после их выявления. Проводимая работа позволила за последние годы снизить количество пожаров на охраняемых объектах. Основой системы реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте являются пожарные поезда. Стоит отметить, что первые 7 пожарных поездов на сети железных дорог были созданы по постановлению Совета Труда и Обороны РСФСР 15 мая 1921 г. С этого времени они обеспечивают противопожарную защиту процесса перевозок.

Пожарные поезда

На сети железных дорог Российской Федерации развернуты и находятся в режиме постоянной готовности 310 пожарных поездов, три из которых дислоцируются на территории Республики Крым и вошли в состав группировки ведомственных сил и средств, предназначенных для тушения пожаров, в 2015 г. Пожарные поезда являются не только ведомственными силами и средствами пожаротушения, но и входят в состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тушение пожара на станции Зерцалы Красноярской железной дороги

С учетом тактических и технических возможностей пожарных поездов, специфики функционирования железнодорожного транспорта, прохождения отдельных участков железнодорожных магистралей в труднодоступных местах для автомобильной пожарной техники, пожарные поезда являются ударной силой при тушении пожаров на железных дорога. ФГП ВО ЖДТ России является единственной специализированной организацией в системе железнодорожного транспорта, около 7 тыс. работников которой имеют статус спасателя, а боевые расчеты пожарных поездов аттестованы как аварийно-спасательные формирования и допущены к выполнению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Действия органов управления ФГП ВО ЖДТ России и боевых расчетов пожарных поездов в период учений получили положительную оценку со стороны руково- дителей МЧС России

Высокопрофессиональные действия работников пожарных поездов при тушении пожаров позволяют государству сэкономить колоссальные материально-технические ресурсы. За 3 года боевыми расчетами пожарных поездов спасено от уничтожения огнем материальных ценностей на сумму более 3 млрд рублей, около 500 единиц железнодорожного подвижного состава, почти 2 тыс. строений, более 100 единиц автотранспортной техники. В летний пожароопасный период умелое и эффективное использование технического потенциала пожарных поездов не позволило распространиться природным пожарам в полосу отвода железных дорог и на объекты инфраструктуры и тем самым обеспечить бесперебойное движение поездов. Пожарные поезда также ежегодно около 500 раз оказывают помощь территориальным пожарным подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, пожаров на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта и в населенных пунктах.

Обстановка на пожаре к моменту прибытия пожарных поездов

За высокое профессиональное мастерство и мужество, проявленные при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2016 г. 23 работника пожарных поездов награждены ведомственными наградами МЧС России. При этом работники пожарных поездов неоднократно становились лауреатами Всероссийского конкурса "Созвездие мужества", проводимого под эгидой МЧС России.

Пожарно-тактические учения

Успешное тушение пожаров и ликвидация аварийных ситуаций на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта в решающей степени зависят от согласованности действий органов управления, сил и средств пожарных поездов, территориальных пожарных, аварийно-спасательных и инженерно-технических служб. Уровень взаимодействия отрабатывается при проведении пожарно-тактических учений. Для поддержания пожарных поездов в высокой степени готовности к выполнению задач по предназначению определен порядок проведения учений по комплексному использованию сил и средств системы обеспечения пожарной безопасности. Согласно данному порядку ежегодно боевые расчеты пожарных поездов, а также службы железных дорог, причастные к отправлению и обеспечению беспрепятственного продвижения пожарных поездов к месту пожара, проводят более 2 тыс. тренировок.

Прибытие пожарного поезда и развертывание средств пожаротушения

Для отработки вопросов межведомственного взаимодействия пожарные поезда участвуют в мероприятиях, проводимых по планам местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны, а также в тренировках, проводимых МЧС России с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с решением оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации и организационно-методическими указаниями сил гражданской обороны и РСЧС на 2016 год в период с 25 по 28 апреля проведены командно-штабные учения (далее – учения) по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера под руководством министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова.

Действия по тушению пожара

В ходе учения проверялась готовность органов управления, а также сил и средств РСЧС к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе возникших в результате природных пожаров. На практике отрабатывался комплекс мероприятий по защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров. В период проведения учения 27 апреля 2016 г. на совещании, проведенном в формате видеоконференцсвязи заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Л.А. Беляевым, о готовности органов управления на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте РСЧС и пожарных поездов к реагированию на чрезвычайные ситуации, возникающих из-за природных пожаров, доложил заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России В.П. Аксютин. К участию в учениях по реагированию на чрезвычайные ситуации, связанных с природными пожарами, а также по защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров были привлечены 10 пожарных поездов с общей численностью боевых расчетов 64 человека и 9 стрелков стрелковых команд. Действия органов управления ФГП ВО ЖДТ России и боевых расчетов пожарных поездов в период учений получили положительную оценку со стороны руководителей МЧС России. Свою высокую готовность к действиям по назначению пожарные поезда (станций "Ростов-Главный" и "Батайск") подтвердили в период учений 28.04.2016 г., где сыграли решающую роль при тушении пожара двух железнодорожных цистерн с бензином на территории ОАО "Международный Донской Порт" в Ростове-на-Дону.

Цифры и факты

В период с 4 по 7 октября 2016 г. во Всероссийской тренировке по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями участвовал 21 пожарный поезд на Октябрьской, Московской, Горьковской, Северной, Северо-Кавказской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорогах. Во время тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций боевые расчеты пожарных поездов выполняли задачи по подаче на тушение пожаров ручных и переносных лафетных пожарных стволов. При этом осаждались пары опасных химических веществ, проводилась их нейтрализация, ликвидировалась течь нефтепродуктов, а также выполнялись другие работы согласно замыслу учений. К примеру, боевой расчет пожарного поезда станции "Великие Луки" Октябрьской железной дороги подавал на тушение условного пожара, возникшего при столкновении цистерны с нефтепродуктом и пассажирского вагона, установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30". Работники пожарного поезда станции "Тюмень" Свердловской железной дороги в рамках проводимых учений ликвидировали условный пожар в пассажирском вагоне.

Во время тренировки боевые расчеты пожарных поездов выполняли задачи по подаче на тушение пожаров ручных и переносных лафетных пожарных стволов, а также установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30"

Боевой расчет пожарного поезда станции "Омск" Западно-Сибирской железной дороги участвовал в ликвидации условного пожара в двух железнодорожных цистернах с нефтепродуктом и разлившегося дизельного топлива. На тушение пожара подавались ручные пенные стволы "Пурга-5". Работники пожарного поезда для защиты от воздействия опасных факторов пожара использовали теплоотражательные костюмы ТОК-200.

Действия боевого расчета пожарного позда станции Тюмень по тушению пожара в пассажирском вагоне

Пожарный поезд станции "Улан-Удэ" Восточно-Сибирской железной дороги принял участие в ликвидации инцидента вблизи станции "Тальцы", связанного с подрывом железнодорожного полотна, сходом вагонов, разливом аммиака и возгоранием нефтепродукта. Работники пожарного поезда в теплоотражательных костюмах ТОК-200 подавали на тушение условного пожара, а также для осаждения и нейтрализации паров аммиака установку комбинированного тушения пожаров УКТП "Пурга-10.20.30".

Подача ручных пенных стволов "Пурга-5"

Действия боевых расчетов пожарных поездов и в целом работников железнодорожного комплекса на Всероссийской тренировке получили положительную оценку со стороны руководителей МЧС России, руководителей субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В целях совершенствования подготовки работников пожарных поездов к действиям по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ФГП ВО ЖДТ России реализован комплекс организационных и практических мер. Все они направлены на совершенствование оперативно-тактической деятельности ведомственной пожарной охраны, пожарной службы в пожарных поездах, а также на повышение уровня профессиональной подготовки должностных лиц ведомственной пожарной охраны.

  1. Прежде всего, определен порядок организации в ФГП ВО ЖДТ России работы по аттестации работников пожарных поездов, как спасателей, боевых расчетов пожарных поездов, как аварийно-спасательных формирований.
  2. Разработаны рекомендации по действиям должностных лиц ФГП ВО ЖДТ России, в функции которых входят вопросы управления силами и средствами на пожаре и при ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
  3. Введен в действие новый типовой табель оснащения пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием.
  4. Разработана инструкция по организации работы пожарных поездов ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации.
  5. Введены в действие нормативы по пожарно-строевой подготовке.
  6. Разработана инструкция по организации газодымозащитной службы.

Соревнования по пожарно-прикладному спорту – лучшая форма подготовки к борьбе с огненной стихией

Борьба с огненной стихией требует от пожарных высокого профессионального мастерства, моральной и физической закалки, отличного владения средствами пожаротушения. Проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту является высшей формой профессиональной подготовки пожарных железнодорожного транспорта. ФГП ВО ЖДТ России последовательно решает задачу регулярного проведения ведомственных чемпионатов по пожарно-прикладному спорту под эгидой Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также обеспечивает участие сборной команды ведомственной охраны по пожарно-прикладному спорту в чемпионатах России и на международных соревнованиях.

Служебно-бытовые модули для пожарных поездов, построенные в 2016 году

С 2006 г. проведено 5 чемпионатов Росжелдора. В период с мая по сентябрь 2016 г. были организованы и проведены отборочные соревнования шестого чемпионата Федерального агентства железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту. По итогам отборочных соревнований участвовать в финальном этапе шестого чемпионата, который будет проводиться в июне 2017 г. в Кирове на базе филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге, завоевали право сборные команды филиалов ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.

ФГП ВО ЖДТ России последовательно решает задачу регулярного проведения ведомственных чемпионатов по пожарно-прикладному спорту. Выполнение упражне- ния по подъему по штурмовой лестнице

В 2017 г. в Кирове на базе филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге будет проведен финальный этап шестого чемпионата Росжелдора, в котором будут участвовать сборные команды филиалов ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской, Западно-Сибирской, ВосточноСибирской и Дальневосточной железных дорогах. Кроме того, сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту регулярно принимает участие во всероссийских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту среди министерств и ведомств, посвященных памяти Героя России генерал-майора внутренней службы В.М. Максимчука, а в 2010–2012 гг. сборная команда в упорной спортивной борьбе три года подряд завоевывала первое общекомандное место и трижды была награждена Кубком МЧС России, за что получила благодарность президента ООО "Федерация пожарно-прикладного спорта России". В 2015 г. сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту заняла 1-е общекомандное место ибыла награждена и Кубком МЧС России за 1-е место в общекомандном зачете. В 2016 г. продолжала совершенствоваться материально-техническая база пожарных поездов.

Демонстрация работы электронной системы контроля за количеством огнетушащих веществ

Совместно с ОАО "РЖД" проводилась работа по реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность". За 2016 г. построены и введены в боевой расчет 25 пожарных поездов нового поколения. В новом пожарном поезде сосредоточены последние инновационные технологии по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Всего с 2011 г. за счет средств этой инвестиционной программы построено уже 109 таких поездов. 20 октября 2016 г. на станции "Томск-II" Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги состоялась церемония ввода в боевой расчет сотого пожарного поезда нового поколения, построенного в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО "РЖД".

Стеллажи для хранения пожарно-технического вооруженияСтеллажи для хранения пожарно-технического вооружения

В торжественном мероприятии приняли участие руководители Западно-Сибирской железной дороги, руководители областной администрации и ГУ МЧС по Томской области, а также филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.

В своих выступлениях они отметили, что данный пожарный поезд стал уже десятым на полигоне Западно-Сибирской железной дороги. Он оснащен современными образцами пожарной техники и специального аварийно-спасательного оборудования, а также электронной системой контроля за количеством огнетушащих веществ, находящихся в цистернах-водохранилищах и баке для пенообразователя. Система кондиционирования, оборудованная в вагон-насосной станции, обеспечивает боевому расчету комфортные условия для несения службы.

Выступление руководителей Западно-Сибирской железной дороги, област- ной администрации и ГУ МЧС по Томской области, а также филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге

Пожарный поезд оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая позволяет контролировать продвижение поезда к месту пожара или чрезвычайной ситуации и, при необходимости, принимать управление по обеспечению условий для прибытия пожарного поезда на место происшествия в кратчайшие сроки. Компьютерная техника, установленная в пожарном поезде, интегрирована с автоматизированной информационной системой "Пожарная безопасность", через которую осуществляется оперативный обмен информацией с диспетчерскими службами об обстановке на месте происшествия. Было также отмечено, что новый пожарный поезд укрепит группировку сил и средств постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Томской области и обеспечит надежную защиту от пожаров не только объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, но и населенных пунктов, других объектов, раположенных вблизи железнодорожных путей.

ФГП ВО ЖДТ России большое внимание уделяет созданию хороших бытовых условий для несения службы работниками пожарных поездов. В рамках вышеуказанной инвестиционной программы продолжается строительство служебно-бытовых модулей для работников пожарных поездов. В 2016 г. построены и сданы в эксплуатацию 10 таких зданий. Всего с 2012 г. построено и введено в эксплуатацию 23 служебно-бытовых модуля.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2017
Посещений: 7324

  Автор

Аксютин В. П.

Аксютин В. П.

Заместитель генерального директора ФГП по пожарному надзору на железнодорожном транспорте

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций