Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Особенности ведения аварийно-спасательных работ в условиях природной среды

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности ведения аварийно-спасательных работ в условиях природной среды

Л.Г. Одинцов
ФГУ ВНИИ ГО ЧС МЧС России

Жизнь и здоровье спасателей, работающих в условиях природной среды, постоянно подвергаются различным опасностям, поэтому для оперативного реагирования на ЧС специалистам спасательных служб требуется специальная подготовка, а также современная экипировка и оснащение

Выбор способов ведения аварийно-спасательных работ (АСР) и тактики действий спасателей в условиях природной среды (УПС) во многом зависит от условий местности, в которой находятся потерпевшие. В пределах Российской Федерации можно встретить различные типы ландшафта, каждый из которых имеет свои уникальные особенности. Основные составляющие ландшафта включают в себя: рельеф местности (равнины, холмы, горы), высоту над уровнем моря (атмосферное давление), климатические факторы (солнечная радиация, температура и влажность воздуха, осадки, ветер), состав подстилающей поверхности (грунта), наличие водоисточников, животный и растительный мир. При характеристике ландшафтов учитывается и ряд других факторов.

Разновидности АСР

Среди основных разновидностей АСР в условиях природной среды выделяются следующие:

  1. поиск и спасение туристов, альпинистов, спелеологов;
  2. поиск и спасение рыбаков, охотников, грибников;
  3. поиск и спасение пострадавших в транспортных авариях в труднодоступных районах.

При всем многообразии сценариев развития ЧС проведение АСР осуществляют примерно по следующей схеме:

  • проводят поиск и уточнение места ЧС, организуют устойчивую связь между спасательными службами;
  • производят доставку аварийно-спасательных формирований (АСФ) и необходимого оборудования к месту ЧС;
  • выполняют АСР с учетом особенностей местности;
  • оказывают первую медицинскую помощи пострадавшим;
  • транспортируют пострадавших в медицинское учреждение.

Поиск аварийного объекта
От оперативности и точности осуществления разведки районов ЧС и поиска аварийного объекта (пропавшего транспортного средства или людей) зависит успех спасательных операций.

При поиске аварийного объекта ставятся задачи его обнаружения и опознания, а также проведения других действий, направленных на получение информации о состоянии и положении объекта. Следует максимально оперативно производить сбор и анализ данных об объекте, устанавливая его характерные особенности и прогнозируя его состояние на момент начала поисковых работ; выявлять специфику местности, в которой произошла ЧС; оценивать достоверность данных о местонахождении объекта и на их основе рассчитывать район поиска.

Доставка АСФ к месту ЧС и эвакуация пострадавших
Для доставки АСФ к месту ЧС и проведения эвакуации пострадавших используется авиационный, наземный и водный (катера, шлюпки) транспорт, а также другая техника.

На территории России реагирование силами авиации на местном уровне осуществляется тогда, когда расстояние между местом ЧС и аэродромом не превышает 400 км. В этом случае работы выполняются: 1) авиационными подразделениями, подведомственными МЧС России; 2) авиационными средствами и подразделениями других министерств, ведомств и организаций, привлекаемых установленным порядком для предупреждения и ликвидации ЧС. Авиационные подразделения МЧС России состоят из органов управления, парка авиационных средств и систем наземного авиационного обеспечения. Задачи федерального уровня решаются Государственным унитарным предприятием (ГУП), имеющим в своем ведении: 1) пассажирские самолеты типа Ил-62, Як-42, Ту-201 и т.п.; 2) транспортные самолеты типа Ил-76, Ан-74; 3) самолеты среднего класса типа Як-40; 4) административные самолеты типа Бе-30; 5) авиационный комплекс оперативного контроля и выявления обстановки на базе самолета типа Ил-20; 6) вертолетный комплекс экстренного реагирования на базе вертолетов Ми-8МТВ-3, Ми-8МТВ-5, Ка-32А; 7) легкие авиатранспортабельные вертолеты типа "Ансат", Ка-226 и Во-105. Дополнительно могут привлекаться авиационные средства МЧС России регионального уровня.

Для решения задач регионального уровня создаются смешанные авиаотряды — аэродромы их базирования располагаются в непосредственной близости от мест дислокации спасательных подразделений и административных центров регионов. Состав авиационных средств смешанного авиаотряда определяется исходя из особенностей региона и в дополнение к технике, состоящей на вооружении подразделений МЧС России, включает в себя самолеты среднего класса типа Ан-74, Як-40, Бе-200; самолет-амфибия А-42/44; тяжелые вертолеты Ми-26.

При необходимости в условиях ЧС авиацию регионального уровня следует усиливать техникой соседнего региона.

Наземные средства доставки АСФ к месту ЧС и передвижения спасателей включают в себя: автомобили различного класса, мотоциклы, аварийно-спасательные машины (АСМ), снегоходы и вездеходы. Для экстренной доставки к месту аварии спасателей и специального оборудования и проведения первичной радиационной и химической разведки, выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи используется мобильное аварийно-спасательное транспортное средство (МАСТС), которое состоит из базовых мотоциклов "Урал" ИМЗ-81230 с усиленной задней подвеской — МАС-45-01С (аварийно-спасательный) и МАС-45-01М (медицинский). Модели навесного оборудования МАС-45-01С и МАС-45-01М оснащены средствами световой и звуковой сигнализации, передним обтекателем с ветровым стеклом и навесными контейнерами (кофты) для размещения специального оборудования. На горных склонах часто применяют "Ратраки" — гусеничные машины типа трактора с широкими гусеницами.

Передвижение по пересеченной местности

При движении по ровным участкам пересеченной местности транспортное средство может развивать среднюю скорость 4-5 км/ч, которая снижается при движении по лесу, болоту, снегу, песку, а также сквозь густые заросли.

Спасателям при подъеме на склон рекомендуется ставить ногу на всю ступню, носки слегка разворачивая в стороны. Это обеспечивает надежное сцепление подошвы обуви с опорной поверхностью. Туловище при этом слегка наклоняется вперед. По крутому склону необходимо взбираться "елочкой".

Подъем на склон и спуск с него зачастую осуществляется "серпантином" — перемещение поперек склона (траверсом). Особо внимательно нужно двигаться по осыпям, поскольку при этом не исключена возможность камнепада.

При проведении АСР спасателям зачастую приходится передвигаться в стесненных условиях (узкий проход, трещина, труба). Наличие у людей клаустрофобии может обусловить появление у них страха в замкнутых пространствах, в которых также зачастую скапливаются отравляющие и взрывоопасные вещества или отсутствует свет. Работы в стесненных условиях можно проводить либо после проверки воздуха рабочей зоны специальными приборами, либо в изолирующем противогазе (при этом спасатель должен пользоваться страховкой). Для освещения пути следования и мест работы используются специальные фонари.

Передвижение по снегу

По снегу можно передвигаться пешком с использованием снегоступов, на лыжах, санях, с помощью снегоходной или вездеходной техники.

Снежный покров высотой 0,3 м и более труден для пешего передвижения, поэтому идущего впереди спасателя необходимо часто сменять.

Увеличить скорость передвижения по снегу и сэкономить силы помогают снегоступы -овальные рамы, изготовленные из бруска толщиной 7 мм, длиной 420 мм и шириной 200 мм. В раме просверливаются 20-25 отверстий диаметром 8-9 мм, через которые она переплетается сыромятными ремнями. Полученная сетка обтягивается брезентом или другой плотной тканью размером 80х270 мм и снабжается кольцами для подвязывания снегоступов к обуви.

Иногда на поверхности снега образуется прочное и скользкое снежно-ледяное покрытие (наст). Передвижение спасателей по насту предполагает соблюдение повышенных мер безопасности и использование специальных приспособлений (кошки, трикони, упоры).

Двигаясь по заснеженным склонам необходимо применять альпеншток, ледоруб, противоскользящие приспособления для обуви. При падении на снежном склоне спасатель должен перевернуться на живот лицом к склону, расставить ноги, упереться носками ног в склон, затормозить движение.

В ряде случаев к месту проведения АСР передвигаются по снегу на лыжах. На пересеченной местности можно использовать туристские лыжи, поскольку у них большая рабочая поверхность и несколько увеличена ширина носковой и пяточной частей. Для спуска с гор или передвижения по лыжне используются спортивные (беговые) или слаломные лыжи.

Передвижение по льду

На водных поверхностях толщина и прочность льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды.

Толщина льда на воде не везде одинакова: лед — тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек и их впадения в море (озеро), около вмерзших предметов на изгибах и излучинах рек. Рискованно перемещаться по льду, покрытому снегом или водой. Большую опасность также представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины, торосы, места соприкосновения припойного и движущегося льда. Безопасной считается толщина льда 10 см на пресной воде и 15 см — на соленой.

Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя налегке, который застрахован веревкой. Если лед потрескивает при передвижении по нему, то дальше идти нельзя. В случае проламывания льда, нужно лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.

При перепрыгивании с одной льдины на другую точка опоры должна находиться не дальше 50 см от края льда.

Таблица 1. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льдаНе рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять не менее 5 м. Открытые участки воды, образующиеся между льдами, следует преодолевать с помощью плавсредств.

В зимнее время по льду можно передвигаться с помощью автотранспорта, а также перевозить грузы. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льда представлено в табл. 1. Передвигаться по льду необходимо, используя обувь с противоскользящей подошвой или специальные противоскользящие приспособления. Если на поверхности льда проступает талая вода, то предпочтение отдается резиновой обуви с рифленой подошвой.

Особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью кустарников или деревьев. Кочковатые болота промерзают неравномерно.

Передвижение по болотам

Передвижение по болотам необходимо осуществлять в спасательных жилетах, с шестом длиной 3-4 м и только по тропам; лямки рюкзака следует максимально ослабить. Зачастую к телу закрепляют поролоновый коврик, а обувь привязывают к ногам.

Расстояние между спасателями, идущими по болоту, должно составлять 5-7 м; страховаться веревкой обязательно. По болоту следует передвигаться по кочкам, моховой полосе, кустарникам или корневищам растений. Останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Если человек провалился в болото, то ему необходимо сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение и опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, избегая резких движений. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест.

Для перемещения по болоту можно применять "болотоходы" (изготавливаются из кусков фанеры, веток, легкого металла), а также гати (переносимые настилы из досок, жердей, веток).

Путь передвижения по болоту нужно маркировать зарубками на деревьях или предметами, развешанными на кустарниках.

Передвижение в пещерах

Пещера — это полость в верхней толще земной коры, открывающаяся на земной поверхности одним или несколькими входными отверстиями. Пещеру, ширина и высота которой больше ее длины, именуют гротом. Вертикальная полость глубиной менее 20 м называется колодцем, а более 20 м — шахтой.

Пещеры возникают вследствие разрушения пород потоками воды, в результате деятельности человека или растворяющего воздействия талых вод и снега. Существуют вулканические, ледяные, соляные, морские и карстовые пещеры. По форме пещеры бывают цилиндрическими, конусными, щелевидными, сложными (колодцы и шахты), а по расположению — горизонтальными, наклонными, вертикальными. Встречаются одноэтажные и многоэтажные пещеры.

Передвижение в пещерах осуществляется в полной темноте и при стопроцентной влажности воздуха, поэтому перемещение должно быть выверенным и мягким. Для обеспечения безопасности используются веревки и лестницы. Освещаются пещеры специальными пещерными лампами, фонарями и свечами.

Риск для людей, передвигающихся в пещерах, связан с естественными обвалами и камнепадами, загазованностью, наличием воды, возможностью заблудиться, задымлением, узкими лазами, а также c психическими расстройствами.

Водные преграды

Водные преграды можно преодолевать по стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, а также с помощью животных, вброд (при глубине реки около 1 м), вплавь (на участках реки со слабым течением) или на плавсредствах.

Мостки необходимо проверять на надежность; при отсутствии перил устанавливаются временные — веревочные или деревянные.

Узкую водную преграду можно преодолевать по срубленному дереву или камням (допустимо устраивать в воде острова из камней с расстоянием между ними 0,5-0,6 м). Страховочную веревку располагают по течению ниже линий камней, чтобы в случае падения человека в воду она не зацепилась за камни.

Большое внимание нужно уделять страховке спасателей. Один конец веревки привязывают на спине человека. Так ему удобно идти, а в случае падения, благодаря такому расположению узла, человека можно вытащить из воды лицом вверх — при этом удастся избежать стеснения дыхания пострадавшего.

Страховка через плечо и поясницу при переправах недопустима, поскольку веревку необходимо быстро то выдавать, то выбирать.

Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая располагается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.

Первый, преодолевший водную преграду, приступает к установке веревочных перил. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или за искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам.

Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной (канатной) переправы. Для этого на высоте 0,7-1 м над уровнем воды натягивается основная веревка. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук.

Требования к снаряжению спасателей

При всех способах передвижения и преодоления преград используется различное туристско-альпинистское и специальное снаряжение, которое должно отвечать таким требованиям* , как:

  1. функциональность — максимальное соответствие снаряжения его прямому назначению, удобство в использовании, простота эксплуатации, комфортность, надежность, соответствие виду и целям конкретных АСР;
  2. минимальная масса (не распространяется на топоры, скальные молотки и некоторое другое снаряжение);
  3. высокая прочность;
  4. безопасность при эксплуатации;
  5. технологичность изготовления и ремонта;
  6. влаго-, ветро- и износоустойчивость;
  7. транспортабельность;
  8. универсальность (это требование не противоречит вышеизложенным, так как, например, скальные и шлямбурные крючья, молотки, зажимы, жумары могут с успехом применяться при АСР в пещерах, в горах или условиях другой местности; то же можно сказать и о рациях, примусах, варочной посуде, костровом хозяйстве и т.д.);
  9. минимальные габариты;
  10. возможность работы одной рукой (относится к большей части спелео- и горного снаряжения);
  11. эстетичность;
  12. низкая стоимость.

* Особенности проведения АСР в условиях гор и на высотных объектах подробно рассмотрены в ПАСС № 1, 2, 2004 г.

Литература

  1. Л.Г. Одинцов, В.В. Парамонов. Технология и технические средства ведения ПСР и АСР, ЭНАК. М., 2004. С. 230
  2. Учебник спасателя / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. МЧС России, 1997. С. 518.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #4, 2005
Посещений: 42831

  Автор

 

Одинцов Л. Г.

ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России

Всего статей:  7

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций