Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная безопасность учреждений культуры

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная безопасность учреждений культуры

Актуальность проблем пожарной безопасности в учреждениях культуры не подвергается сомнению. Последний пример – пожар во ВнРХЦ им. академика грабаря, произошедший в Москве 15 июля 2010 г. общее состояние пожарной безопасности в учреждениях культуры довольно тревожное. для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть предписания государственного пожарного надзора хотя бы по крупнейшим музеям страны. Каковы же особенности обеспечения пожарной безопасности в музеях? Рассмотрим этот вопрос на примере государственного Эрмитажа
А.В. Богданов
Заместитель директора
государственного Эрмитажа, к.т.н.

На пожарную безопасность зданий и коллекций музея влияет огромное количество факторов – как организационных, так и технических. К ним относятся следующие:

1. Необходимость обслуживать комплекс зданий, находящихся в разных районах города, но имеющих единое управление, большие площади, которые надо обеспечить противопожарной защитой (общая площадь помещений музея на сегодня составляет более 100 тыс. кв. м), включая как системы пожарной сигнализации, так и системы автоматического пожаротушения, которые нужно устанавливать в помещениях хранений.

2. Обязанность принимать посетителей, реализуя одну из основных функций музея – публичность и доступность коллекций для обозрения. Прием 2,5 млн посетителей в год (временами в музее одновременно находится до 15 тыс. человек), особенно в пик туристического сезона, когда, кроме одиночных посетителей, в музей с раннего утра приходят организованные туристические группы. Это затрудняет передвижение по основным залам и создает проблемы при возникновении необходимости экстренной эвакуации посетителей и сотрудников.


3. Наличие большой пожарной нагрузки в зданиях музея, что связано с хранением огромного количества органических материалов. Большинство экспонатов являются предметами, созданными с точки зрения пожарной опасности из легкогорючих материалов. 4. Ежедневная работа многочисленных реставрационных лабораторий и мастерских, в которых при работе применяются различные легковоспламеняющиеся жидкости и пожароопасные материалы, что создает дополнительную пожарную опасность.

5. Проводимые капитальные и текущие ремонты помещений, экспозиционного и инженерного оборудования, осуществляемые без закрытия музея, при выполнении которых временно перекрываются или изменяются пути эвакуации, отключаются инженерные сети и системы, иногда и системы пожарной сигнализации и оповещения.


6. Необходимость реставрационных работ, связанная с привлечением подрядных организаций, и, как следствие, присутствие в музее некоторого количества посторонних работников, не всегда выполняющих требования правил внутреннего трудового распорядка. Производимая реставрация приводит к складированию материалов и оборудования, необходимых для проведения работ.

Все это вместе и создает специфику музея как объекта противопожарной охраны.

Какие же задачи являются сегодня приоритетными для повышения пожарной безопасности музеев?

Задачи повышения пожарной безопасности музеев


1. Одна из основных задач – завершение работ по оборудованию всех зданий и помещений системами пожарной сигнализации и оповещения и оснащению всех помещений хранения системами автоматического пожаротушения. Современные пожарные нормы требуют от нас и проведения расчетов пожарных рисков, на основе которых нужно разрабатывать систему компенсационных мероприятий. Это огромная работа, и мне кажется, сегодня мы еще не в полной мере осознаем ее объемы, сложность и суммы затрат, необходимых для ее реализации. 




2. Безусловно, огромное значение имеет проведение боевыми частями МЧС совместно с музеем штабных учений и тренировок по ликвидации учебного пожара непосредственно на объекте. Государственный Эрмитаж придает этому аспекту первостепенное значение и периодически проводит такие учения. В результате боевые расчеты МЧС, при необходимости прибывающие для тушения пожара в музей, знают расположение и структуру его зданий, их особенности, возможности инженерных систем, места установки различного оборудования, имеют отработанные навыки по взаимодействию со службой музейной безопасности и сотрудниками музея.

В свою очередь музей обучает персонал навыкам использования первичных средств пожаротушения. Отдельно проводятся специальные тренировки по эвакуации сотрудников и посетителей из зданий музея, на практике отрабатываются правила поведения в случае возникновения возгораний.

Охранно-пожарная сигнализация Эрмитажа

В Государственном Эрмитаже используется несколько систем охранно-пожарной сигнализации. Здание Зимнего дворца полностью оборудовано системой пожарной сигнализации компании Honeywell, работающей очень надежно. В зданиях Большого Эрмитажа пожарная сигнализация будет подключаться через систему охранно-пожарной сигнализации и контроля управления доступом "Центурион" производства компании ЗАО "Аргус-Спектр". Эта адресная система, рассчитанная на 50 тыс. адресов, уже установлена и работает как охранная в основных зданиях музея. Одни из самых современных инженерных систем импортного производства установлены в зданиях фондохранилища Государственного  Эрмитажа  –  реставрационно-хранительском центре "Старая деревня". Смонтированное оборудование функционирует в полностью автоматическом режиме, обеспечивая бесперебойную согласованную работу систем пожарной сигнализации, контроля доступа, газового пожаротушения, дымоудаления, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, подъемно-транспортного оборудования и энергоснабжения здания. Различные системы объединены в несколько пультов управления, обеспечивающих согласованную работу всех систем здания в едином комплексе. 



В качестве огнетушащих газов в системах автоматического пожаротушения применяется хладон 1301 и инерген. В дальнейшем, при строительстве третьей очереди фондохранилища, планируется применение газа Novec 1230, обладающего, среди прочих, одним несомненным достоинством – его огнетушащая концентрация позволяет людям находиться в помещениях, где происходит тушение. До настоящего времени огнетушащих составов с такой характеристикой у нас не было, что при возникновении возгорания требовало сначала проведения эвакуации людей и только потом включения системы пожаротушения.

Интересно сравнить российские музеи с другими музеями мира в части обеспечения пожарной безопасности. Очевидно, что применяемая нами сегодня автоматика систем безопасности аналогична, а иногда и превосходит по техническим параметрам оборудование, установленное в европейских музеях. Например, в Лувре, в Британском музее установлено такое же оборудование, как в Государственном Эрмитаже, вплоть до полного совпадения марок и типов аппаратуры.

В сфере пожарной безопасности учреждений культуры в ближайшее время необходимо основное внимание уделить совместной с МЧС разработке специальной документации (регламентов, инструкций, рекомендаций и т.д.), обеспечивающей учет ряда особенностей, как правило, связанных с расположением музеев в зданиях-памятниках и учитывающей специфику хранения культурных ценностей.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2012
Посещений: 24231

  Автор

Богданов А. В.

Богданов А. В.

Заместитель директора
государственного Эрмитажа, к.т.н.

Всего статей:  4

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций