Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарные напорные рукава на российском рынке

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарные напорные рукава на российском рынке

Рис. 1. Хитросплетения напорных рукавных линий - обычное явление при тушении реальных пожаров. Для маневров пожарных автомобилей в этих условиях используются специальные рукавные мостики (нижние снимки)Революционный прорыв в пожаротушении произошел, как это принято считать, не с изобретением Ктесибием пожарного насоса (II век до н. э.), а с созданием первых пожарных рукавов. В 1822 г. братья Бурбах из Германии изготовили на кустарном ткацком станке первый пожарный рукав без шва. Однако это изобретение оставалось нереализованным до середины ХIХ века, когда промышленностью было освоено массовое производство таких рукавов.

Гибкий водопровод — так называли в то время профессиональные пожарные рукавные линии. С созданием рукавов появилась возможность не только подавать воду непосредственно в очаг пожара с безопасного расстояния, но и транспортировать ее от удаленного водоисточника (рис.1).

Возникли новые возможности для тушения пожаров.

Нормативная база создания

Сегодня пожарные напорные рукава — наиболее востребованный вид пожарно-тех-нического вооружения (ПТВ), вывозимого на пожарных автомобилях (ПА). В то же время эта продукция всегда была одной из самых дефицитных: в советское время не хватало производственных мощностей для полномасштабного производства напорных рукавов, в постсоветский период оказалось недостаточно финансовых ресурсов для доведения оснащенности подразделений напорными рукавами до нормативных требований.

В первые годы нового века вопрос с производством пожарных напорных рукавов был решен: у пожарной охраны появилась возможность получать рукава в количествах, соответствующих ее реальным финансовым возможностям.

Таблица 1. Технические показатели пожарных напорных рукавов (по НБП 152-2000)Но не менее важным является вопрос о том, каким требованиям должны отвечать конкретные типы напорных рукавов. Эта проблема также была решена: с 1 марта 2001 года были введены в действие нормы пожарной безопасности НПБ 152-2000 "Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Технические требования. Методы испытаний". В нормах определены те требования, которым должны отвечать отдельные типоразмеры напорных рукавов, поставляемых пожарной охране. Иными словами, определено, на каком нормативно-правовом поле должны работать производители пожарных рукавов, чтобы выпускать качественную продукцию.

Эти же нормы могут использоваться как типовая программа и методика приемочных и квалификационных испытаний пожарных рукавов, а также при сертификации их в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности.

За рубежом пожарные напорные рукава также выпускаются в соответствии с требованиями национальных стандартов и норм: DIN 14181 в Германии; ОNOPM F-2105 в Австрии; BS 6391:1983 в Великобритании; System NH в США (стандарт NFPA).

Классификация

Основным классификационным признаком пожарных напорных рукавов является их внутренний диаметр (D). В соответствии с требованиями НПБ 152-2000, типовой ряд рукавов для передвижной пожарной техники должен включать рукава следующих диаметров: 25, 38, 51, 66, 77, 89 мм. В зависимости от назначения выпускаются рукава, рассчитанные на различное рабочее давление:

  • для пожарных кранов и переносных мотопомп — 1,0 МПа (10 кгс/см2).
  • для передвижной пожарной техники — 1,6 МПа (D = 25-77 мм), 1,4 МПа (D = 89 мм), 1,2 МПа (D = 150 мм);
  • для автомобилей высокого давления (насос с напором 2,0 МПа) - 3,0 МПа (D = 25-66 мм).

Нормы НПБ 152-2000 устанавливают, что для нужд пожарной охраны напорные рукава могут производиться из разных материалов и иметь различную конструкцию, а именно:

  • из натуральных волокон (льняные, пеньковые, джутовые);
  • с каркасом (чехлом) из синтетических волокон (лавсан, капрон) без наружного покрытия, с внутренним гидроизоляционным слоем (резиновая камера, камера из полимерных материалов);
  • с внутренним гидроизоляционным слоем и каркасом, пропитанным тем же материалом, что и гидроизоляционный слой (латексированные);
  • с каркасом из синтетических волокон и двусторонним покрытием.
Таблица 2. Нормативные значения массы 20-метровой скатки напорных рукавов

Рукава должны сохранять работоспособность во всех климатических зонах России: таково одно из основных требований НПБ. В связи с этим рукава для комплектации передвижной пожарной техники классифицированы по виду климатического исполнения (по ГОСТ 15150): рукава исполнения У (для работы при температуре окружающей среды от -40 до +45 °С) и рукава исполнения УХЛ (для работы при температуре от -50 до +45 °С).

Требования к параметрам

Основные требования к параметрам напорных рукавов установлены в НПБ (табл. 1).

Прежде всего рукава должны обладать достаточной прочностью на разрыв (с учетом специфики их оперативного использования). Нормативами установлено, что запас прочности по разрывному гидравлическому давлению должен быть не менее:

  • 1,9 МПа для рукавов D = 25-77 мм;
  • 1,4 МПа для рукавов D = 89 мм;
  • 1,2 МПа для рукавов D = 150 мм.

Указанные нормативы распространяются на рукава всех типов.

Рис. 2. Ранжирование напорных рукавов по величине штатной положенностиВажное значение имеет сохранение рукавами своих номинальных геометрических параметров при оперативном использовании. Поэтому определено, что относительное удлинение рукава и относительное увеличение его диаметра при рабочем давлении не может превышать 5% от номинала.

Одним из основных параметров напорных рукавов является их масса: ведь при оперативном развертывании пожарным приходится переносить их вручную, причем иногда на значительные расстояния. Поэтому в нормативных документах (отечественных и зарубежных) ограничивается предельно допустимое значение массы единицы длины каждого типоразмера рукава (табл. 2).

Поскольку данный параметр характеризует потребительские свойства продукции, изготовители рукавов предпринимают все меры для снижения массы поставляемых на рынок рукавов (за счет совершенствования конструкции, применения соответствующих материалов и других мер).

Потребность

Таблица 3. Количество напорных рукавов на основных пожарных автомобиляхНапорные рукава в тех или иных количествах входят в комплектацию всех автомобилей тушения (автоцистерн АЦ, автомобилей пенного тушения АПТ, комбинированных АКТ). Конкретное количество вывозимых на ПА типоразмеров напорных рукавов определяется действующими Нормами табельной положенности ПТВ на основных ПА (табл. 3).

Находящиеся в боевом расчете ПА должны быть укомплектованы именно таким, как указано в таблице, количеством напорных рукавов: это определяет их оперативные возможности. Поэтому пожарная охрана изыскивает материальные ресурсы, чтобы приблизить количество имеющихся в наличии рукавов к величине их штатной положенности.

Достаточно сказать, что в 2003 г. оснащенность пожарной охраны достигла 70% от штатной положенности (рис. 2). Для сравнения: в 2001 г. этот показатель составлял лишь 45%. Притом рукавами D = 51 мм и D = 66 мм пожарные подразделения укомплектованы почти полностью — на 98% (рис. 3). Это объяснимо: рукав D = 51 мм Таблица 4. Частота использования на пожаре рукавов различного диаметраявляется рукавом первой помощи, благодаря его использованию вода подается непосредственно на очаг пожара.

Частота использования на пожаре рукавов различного диаметра показана в табл. 4. Рукава D = 77 мм используются для прокладки магистральной линии от водоисточника к очагу пожара; оснащенность этими рукавами составляет лишь 50% от штатной положенности.

Всего по состоянию на 2003 г. в пожарных подразделениях находилось 35 100 тыс. м рукавов всех диаметров (51; 66; 77; 150 мм) при штатной положенности более 50 000 тыс. м, из них доля территориальных подразделений составляла около 28 000 тыс. м (80% всего наличия). От 35 до 37% из имеющихся в наличии рукавов требуют списания.

В течение 2003 г. территориальные подразделения пожарной охраны получили в общей сложности 7820 тыс. м рукавов, из них лишь около 15% — за счет средств Рис. 3. Оснащенность напорными рукавами подразделений пожарной охраны МЧС Россиифедерального бюджета, остальные — за счет средств местных бюджетов разных уровней. Полученное количество рукавов адекватно тому количеству, которое требует списания (7890 тыс. м), что позволяет рассматривать состояние рукавного хозяйства как стабильное.

Производство и рынок

На российском рынке потенциальным потребителям предлагаются современные напорные рукава нового поколения, не уступающие по уровню качества зарубежным аналогам.

В начале нового века на рынке стали доминировать два предприятия: ПО "Берег" (бывший Павлово-Посадский льнокомбинат, ранее выпускавший льняные рукава) и ОАО "Рукав" (г. Бийск Алтайского края). Образцы выпускаемых предприятием "Берег" рукавов показаны на рис. 4.

Для комплектации ПА широко используются отличающиеся высоким качеством латексированные рукава с внутренним гидроизолирующим слоем. Их рабочее давление Рис. 4. Напорные пожарные рукава нового поколения, выпускаемые ПО "Берег"в соответствии с требованиями НПБ составляет до 16 МПа (16 кгс/см2), они могут эксплуатироваться при температуре от -40 до +40 °С.

Для изготовления латексированных рукавов используется импортное сырье (латекс из Малайзии), что несколько повышает их стоимость. Однако есть у них и несомненное преимущество: они имеют меньшую массу по сравнению с аналогичными прорезиненными рукавами. Сравнительные характеристики латексированных и прорезиненных рукавов представлены в табл. 5.

В нашей стране организован также выпуск прорезиненных рукавов серии "Армтекс" (по лицензии фирмы "Мандалс Ребер-банс", Норвегия) с двусторонним полимерным покрытием: внутренним гидроизоляционным и наружным защитным. Наружный защитный слой предохраняет ткань чехла от истирания и действия солнечных лучей, благодаря чему повышается долговечность рукавов. Рабочие параметры рукавов "Армтекс" аналогичны параметрам латексированных.

Работающие на рынке предприятия предлагают также модификации рукавов "Армтекс": ПО "Берег" — усиленные, рассчитанные на рабочее давление 3,0 МПа (D = 38, 51 и 66 мм); ОАО "Рукав" — облегченные, масса которых на 25% меньше аналогов в нормальном исполнении (D = 51 и 66 мм).

Новинки рынка

К числу технических новинок российского рынка можно отнести морозостойкие рукава "Стандарт", созданные ПО "Берег". Их несомненное достоинство — морозостойкость до -55 °С.

Таблица 5. Зависимость массы рукава от материалаОсновная проблема при создании этих рукавов состояла в разработке наружного полимерного покрытия, сохраняющего целостность при экстремально низкой температуре, а также обеспечивающего необходимую эластичность и адгезию рукавов.

Кроме того, необходимо было выполнить требования устойчивости покрытия к истиранию, контактному прожигу; при этом рукав должен был быть технологичным, достаточно долговечным и недорогим. В результате проведенных работ создан и успешно использован в качестве наружного покрытия материал совилен (сополимер полиэтилена высокого давления и винилацетата), который благодаря специальным добавкам отвечает требованиям морозостойкости. Несущий каркас нового рукава изготавливается из полимерных нитей.

Важное замечание: для изготовления морозостойких рукавов "Стандарт" применяются только отечественные компоненты. Поэтому стоят они существенно дешевле, чем рукава "Армтекс" и латексированные (на 30-40%).

Рис. 5. Флюоресцирующие (светящиеся) рукава, указывающие пути эвакуации пострадавших из задымленных и темных помещений (система LUMI-LINE, фирма Svebab, Швеция)Выпустило свою новинку и ОАО "Рукав" — морозостойкую модификацию рукавов "Армтекс" с температурой хрупкости -52 °С.

Среди технических новинок зарубежного рынка — светящиеся рукава, созданные в Швеции (рис. 5). Наружное покрытие этих рукавов имеет специальные флюоресцирующие добавки. Достаточно нескольких минут экспозиции, чтобы рукава излучали свет в течение нескольких часов.

Специалисты с интересом отнеслись к этой новинке. Напорные линии из светящихся рукавов, проложенные в темных или задымленных помещениях, позволяют четко обозначить пути эвакуации пострадавших и облегчить оперативные действия пожарных. Благодаря этому повышается эффективность спасательных работ на пожаре.

В заключение можно отметить, что рынок пожарных напорных рукавов в нашей стране гармонично развивается, и при наличии необходимых финансовых ресурсов извечная для пожарной охраны "рукавная" проблема может быть успешно решена уже в ближайшие годы.

Опубликовано: Журнал "Противопожарные и аварийно-спасательные средства" #3, 2005
Посещений: 12248

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций