Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарная безопасность объектов топливно-энергетического комплекса России: проблемы и мнение бизнеса

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарная безопасность объектов топливно-энергетического комплекса России:проблемы и мнение бизнеса

На сегодняшний день организации топливно-энергетического комплекса предоставлены сами себе и разрабатывают системы противопожарной защиты своих объектов, исходя из собственных компетенций, убеждений, профессионализма тех людей, которые у них работают. Единой государственной политики в этой области нет. Повсеместно применяются неэффективные системы, а противопожарная защита создается специалистами с недостаточной компетенцией. Рамис Тагиев, вице-президент Национальной палаты инженеров, объяснил, почему в настоящее время пожарная безопасность топливно-энергетического комплекса обеспечивается не в достаточной степени
Рамис Тагиев
Вице-президент Национальной палаты инженеров,
председатель Экспертного совета по пожарной
безопасности ООО "Газпром проектирование",
д.т.н., академик НАНПБ России

– Давайте поговорим про новые законодательные требования по пожарной безопасности к объектам ТЭК, которых, возможно, ранее не было. с чем связано их появление?
– В период моей работы в "Газпроме" на должности заместителя генерального директора "Газпром Газобезопасности" по пожарной безопасности и новой технике, нами совместно с ВНИИПО МЧС России был разработан один-единственный документ, который назывался "Концепция обеспечения пожарной безопасности объектов "Газпрома". И этот документ в течение 13 лет моей работы главным пожарным отрасли был абсолютно достаточен, он обеспечивал практически все необходимые законодательные и специфические требования к объектам "Газпрома".

Выход Технического регламента о требованиях пожарной безопасности отменил все документы, созданные до него, и теперь нужно было руководствоваться только им.

Возник резонный вопрос: что делать с той спецификой, которая у нас присутствует и которую мы законодательно обозначили в своей Концепции? На него из МЧС России был получен ответ, что необходимо разработать Свод правил, в котором учесть всю эту специфику, и утвердить документ в установленном порядке. Это было в 2014 г.

После обоснования необходимости этого документа "Газпром" принял решение и выделил необходимую сумму для его разработки. По результатам проведенного тендера победителем был определен "ВНИИ-газ" – отраслевая организация, которая взяла на подряд Академию пожарной безопасности. В конечном счете был создан документ, в котором разработчики все переписали из предыдущих и устаревших нормативных документов. Ни о каком учете специфики объектов "Газпрома" там и речи не было. Естественно, применять подобный документ на практике невозможно.

Благодаря Концепции при проектировании объектов экономились большие деньги на том, что убирали ненужные проектные решения, но теперь пришлось снова применять устаревшие проектные решения.

В "Газпроме" ведется деятельность по разработке документов в области пожарной безопасности, но прорывных вещей я не вижу.

В "Концепции" мы жестко прописали, какие проектные решения, унифицированные системы нужно применять для объектов подготовки и транспорта газа и т.д., а неэффективные решения для газовой отрасли мы просто запретили. В других компаниях нефтегазовой сферы такого нет.

– Что изменилось в требованиях отраслевого законодательства к оснащению объектов и инфраструктуры ТЭК техническими средствами пожарной безопасности?
– Подходы к проведению тендеров, существующие сегодня в области пожарной безопасности при выполнении работ, услуг и выборе автоматических установок пожаротушения, неправильны и порочны. В основном по этой причине у нас нет нормальной противопожарной защиты объектов топливно-энергетического комплекса. Объясню, почему. Чтобы создать эффективную противопожарную защиту какого-либо объекта, будь это установка на нефтеперерабатывающем или нефтехимическом заводе или другом объекте, к данной задаче должны очень серьезно подойти профессионалы высокого уровня: они должны выехать на объект, досконально все изучить, от генерального плана до тонкостей технологического процесса.

Необходимо провести многочисленные консультации со специалистами, осуществить экспертизу системы пожарной безопасности объекта, провести анализ риска и расчеты. Только после всего перечисленного разработать надежную систему и предложить ее заказчику. Автоматическая противопожарная система для таких серьезных объектов по определению не может стоить дешево – там применяются решения и элементы, которые должны сработать автоматически и должны иметь минимальную инерционность при срабатывании (включаться очень быстро).

К примеру, по коммерческому предложению надежная автоматическая система противопожарной защиты установки на нефтеперерабатывающем заводе стоит порядка 50 млн рублей. Она эффективна, продумана, согласована со всеми специалистами, будет действительно работать и надежно защищать объект.


Но проводится тендер на поставку оборудования и монтаж такой установки, и побеждает тот, кто предлагает цену 10–15 млн рублей. Однако в итоге оказывается, что система – контрафактная, китайская, дешевая, где иероглифы на баке – дозаторе закрасили красной краской. Но дешевая она не только потому, что в ней применено китайское оборудование, но еще и потому, что элементы, входящие в ее состав, инерционны и неэффективны. В частности, в разрабатываемых нами автоматических системах мы применяем клапан, который открывается за две секунды, от напряжения в 12 В. В дешевой используется просто ручная задвижка. Вопрос: кто пойдет открывать эту задвижку, когда установку охватит пожар? Никто не пойдет. Пожары на объектах ТЭК очень быстротечны, буквально за секунды перегорают все кабели и коммуникации, и система уже не включается сама по себе – нет уже ни импульса, ни сигнала на включение.

Это приводит к печальным последствиям, которые постоянно наблюдаются на объектах крупных компаний ТЭК, в частности "Роснефти".

В результате крупного пожара на Ачинском заводе погибло 10 человек, пострадало 30, установка была выведена из строя на год и ущерб составил миллионы долларов.

Имеются факты того, что в проекте прописывают одну систему, а на объекте ставят совсем другую. На этапе поставки оборудования проводят тендер и говорят: ваша система дорогая, мы поставим производителя, заявившего минимальную цену.

Это и есть беда, которая рушит всю систему противопожарной защиты объектов ТЭК: при проведении тендеров приоритет отдается низкой цене, а должен отдаваться профессионализму и опыту производителей, эффективности и надежности системы.

Зачастую в тендерных комиссиях нет ни одного специалиста в области пожарной безопасности, а если и есть, то к его мнению никто не прислушивается. Почему? Потому что конкурсная комиссия за готовность выполнить работу за минимальную цену начисляет 50 баллов! А квалификация, опыт и профессионализм производителя и его специалистов оценивается в среднем на 8 баллов!

Что в итоге при такой экономии? Низкокачественный неработающий продукт, который на опасных объектах ТЭК применять просто нельзя и крайне опасно! Я не берусь с уверенностью утверждать, что на таком объекте обязательно случится пожар.

Но в чем я абсолютно не сомневаюсь, так это в том, что в случае его возникновения масштабы будут велики, убытки серьезны и, как правило, не обойдется без пострадавших. Это подтверждают крупные и резонансные пожары, с завидной регулярностью происходящие на объектах ТЭК, в том числе и крупнейших.

Как это можно преодолеть? Есть только один надежный способ – государственное регулирование и контроль.

Однако ни Минстрой, ни Минэнерго, ни МЧС это не регулируют и не контролируют. Все пущено буквально на самотек.

Государство должно через уполномоченный орган решать вопросы противопожарной защиты объектов ТЭК. Речь идет об энергетической безопасности нашей страны, и в Министерстве энергетики должна быть структура, которая жестко будет проводить единую техническую политику в области пожарной безопасности объектов ТЭК.

Мое личное мнение – систему тендеров вобласти противопожарной защиты реформировать, она должна проводиться по-другому.

Должна быть комиссия, состоящая из профессионалов, которая будет определять, действительно ли может участвующая организация обеспечить безопасность объекта или нет. Кроме того, низкая цена в области противопожарной защиты не должна быть приоритетом.


Есть такие случаи, когда противопожарная защита требует дорогих решений. Но часто происходит и такое, что экспертиза проекта противопожарной защиты показывает, что в нем лишнего запроектировали на сотни миллионов рублей.

Возникает парадокс: с одной стороны, заказчики "борются" за низкую цену, а с другой – в проект заложено много того, что не нужно вообще.

– Какие основные и самые важные мероприятия по пожарной безопасности должны быть проведены и выполнены в ходе подготовке к строительству и в ходе работ по строительству объектов ТЭК?
– Для того чтобы обеспечить надежную противопожарную защиту, нужна не только нормативная база, не только эффективные системы пожаротушения, должна быть разработана и внедрена система обеспечения противопожарной защиты.

В понятие "система" входят:

  • концепция – нормативный документ, в котором должны быть прописаны самые эффективные проектные решения, системы противопожарной защиты, применяемые на данном объекте;
  • в самой компании должна быть профессиональная структура, которая будет жестко отслеживать, начиная с первой строчки технического задания, чтобы там были прописаны наиболее эффективные решения и системы противопожарной защиты объекта;
  • контроль проектирования – в проекте должны быть те системы и решения, которые прописаны в ТЗ;
  • контроль рабочей документации – структура должна проследить и подтвердить, что все на объекте будет реализовано в соответствии с проектом.

Но и это не все. Далее, структура контролирует, чтобы при закупке оборудования все оборудование в опросных листах и заказных спецификациях соответствовало рабочей документации.

Вот это то, что я называю системой!

При полной поддержке руководства "Газпрома" и при содействии надзорного департамента МЧС России мы создали такую систему, и я ее возглавлял 13 лет. За последние 10 лет благодаря ей там не было ни одного пожара, а значит и убытка. Ноль пожаров – ноль убытка. А "Газпром" – это самая пожароопасная структура ТЭК в нашей стране. Но в настоящее время эта система в том виде, в каком мы ее создали, не работает, потому что ее никто не поддерживает. Подобная ситуация характерна для ТЭК.

– На чем нельзя экономить при организации системы пожарной безопасности на строящемся объекте ТЭК?
– Нельзя экономить на надежности, эффективности, обеспечении высокого уровня этой защиты. Если для конкретного объекта требуется определенная дорогостоящая система для обеспечения надежной защиты, то надо тратить эти деньги. Не экономить на копейке. А если в проект заложены решения и системы, которые нормативно не обоснованы и совершенно не нужны, их надо исключать без сомнения.

К сожалению, рыночная экономика привела к тому, что институт проектирует ненужные системы, особенно когда его об этом просит производитель. Как показывает опыт, специалисты заказчика не отслеживают подобные моменты.

Огромные деньги, сотни миллионов рублей, реально можно экономить при проведении экспертизы проектов систем противопожарной защиты и исключении из них лишних, нормативно не обоснованных, дорогостоящих решений, абсолютно не влияющих на уровень пожарной безопасности.

– Если нужно защитить строящийся объект ТЭК по последнему слову техники, то какую продукцию нужно предпочесть – импортную или отечественную? Почему?
– Импортное оборудование бывает хорошим. При этом у него есть "но":

  • оно гораздо дороже отечественного (таможенные пошлины, логистика и т.д.);
  • российские производители остаются без работы;
  • не развиваются отечественные технологии.

Я считаю, что импортное оборудование можно использовать, но только там, где нет российского аналога, соответствующего по уровню. А сегодня в области противопожарной защиты такие аналоги есть.

– Практические аспекты реализации риск-ориентированного подхода к противопожарной защите объектов ТЭК – в чем выявились сложности его реализации? Какие преимущества он дал предприятиям ТЭК?
– В настоящее время всем хозяйствующим субъектам дают возможность выбора: либо выполнить все нормативные требования противопожарной защиты, либо путем анализа риска доказать, что на объекте все хорошо. Но при этом в ГОСТ занесли, что уровень безопасности должен соответствовать 10-6. А это значит, что если на объекте ТЭК работает 1 млн человек, то уровень риска должен быть такой, что в год от пожара может пострадать не более одного человека. Это реально? В вышеупомянутом пожаре сразу 10 погибло, 30 пострадало. И нет у нас таких объектов. Количество работающих в целой отрасли существенно ниже.

Анализ риска – вещь очень хорошая, правильная. Но и им должны заниматься специалисты экстра-класса, с которыми сейчас большая проблема.

– В чем отличие организации системы противопожарной безопасности на готовом и строящемся объекте ТЭК?
– Системы противопожарной защиты, самые оптимальные и эффективные, должны закладываться на стадии проекта, который еще только на бумаге. И они не должны меняться. А сейчас их меняют даже на той стадии, когда проект уже прошел Главгосэкспертизу.

К сожалению, многочисленны случаи, когда заказчик решает внести изменения в проект, прошедший Главгосэкспертизу, и в котором уже прописаны определенные проектные решения, массогабаритные и другие показатели оборудования конкретного производителя. И, проектный институт идет на это сознательно, боясь потерять клиента. Это, по сути, подлог и грубое нарушение. Если проект прошел Главгосэкспертизу и изменено проектное решение, то необходимо заново пройти процедуру согласования.

– Какие передовые технологии применяются в комплексной защите объектов ТЭК от пожаров? Какие из них вы считаете самыми перспективными и почему?
– Пожарная безопасность – область достаточно консервативная. За последние 15 лет я могу отметить всего несколько инновационных технологий. Одна из них – противопожарная защита на основе дренчерной системы и пленкообразующего пенообразователя, которая получила отраслевую премию "Газпрома" в области науки и техники. Благодаря ей и отказу от системы на основе пены средней кратности удалось добиться тушения пожара в течение 20 секунд. Это также водопленочные экраны для защиты личного состава и персонала объектов – они снижают тепловое излучение пожара до 50 раз.

Есть инновационные технологии в области противопожарных систем – применение гибкого трубопровода на установках пожаротушения, у которого множество достоинств и практически нет недостатков: он не коррозирует, не можно наращивать, не применяя сварку, не разрушается от взрыва и т.д.

Модуль пожарных гидрантов, разработанный специально для условий Севера, полностью укомплектованный необходимым пожарно-техническим вооружением. Известно, что 90% пожаров тушатся первым стволом до прибытия пожарных подразделений.

Техномодуль с установкой автоматического пожаротушения для крупных объектов.

– Какие дополнительные меры, кроме технического оснащения строительных объектов, нужно принимать для надежной защиты их от пожаров?
– На данный момент в области пожарной безопасности объектов ТЭК государственного регулирования нет. Единой технической политики нет. В самих компаниях структур жестко отслеживающих выполнение всех требований нет. Тендеры на проведение работ и услуг в области пожарной безопасности проводятся неправильно, подходы к их организации надо полностью пересмотреть, если не отменить. Нормальных специалистов в этой области мало, их единицы, от того, что человек 20 лет тушил пожары, профессионалом в области проектирования систем противопожарной защиты сложных объектов топливно-энергетического комплекса он не станет.

Для решения всех этих вопросов и задач нужны такие специалисты в области пожарной безопасности, которые могут грамотно подойти, рассмотреть проект, разработать наиболее эффективные решения с учетом специфики защищаемого объекта и обеспечить противопожарную защиту, действительно надежную и современную.

Необходимо на уровне Минэнерго создать координационный орган, который будет проводить единую техническую политику, чтобы во всех компаниях нефтегазовой отрасли была разработана и функционировала система применения самых эффективных решений и оборудования противопожарной защиты.

В самих компаниях высококвалифицированные кадры должны жестко отслеживать процесс проектирования в части выбора систем и обеспечения пожарной безопасности уже с первой строчки технического задания.

Необходимо контролировать проект и строительство объекта на соответствие его принятым решениям по безопасности. Для этого нужно создать современную нормативную базу, учитывающую специфику объектов ТЭК.

И, наконец, следует пересмотреть законодательство и практику в сфере закупок товаров, работ и услуг в области безопасности, отдав приоритет профессионализму и эффективности защиты.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2018
Посещений: 3865

  Автор

Рамис Тагиев

Рамис Тагиев

Вице-президент Национальной палаты инженеров,
председатель Экспертного совета по пожарной
безопасности ООО "Газпром проектирование",
д.т.н., академик НАНПБ России

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций