Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Пожарные автолестницы. Тенденции и проблемы рынка

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пожарные автолестницыТенденции и проблемы рынка

Проблема оснащения пожарных подразделений высотной спасательной техникой всегда относилась и относится к одним из наиболее актуальных. Эта техника является основным средством спасения людей при пожарах в жилом секторе городов, а в последнее время – и в административном. Отсутствие необходимого количества современной надежной высотной спасательной техники в значительной степени способствует гибели людей на пожарах в жилых зданиях. Как этого избежать?
Юрий Яковенко
Ведущий научный сотрудник
ФГБУ ВНИИПО МЧС России,
академик НАНПБ

Ставка на многофункциональность

Классические монофункциональные подъемные механизмы, смонтированные на автомобильных шасси (автолестницы, автоподъемники) уже не удовлетворяют возросшим требованиям пожарной охраны, получившей новый статус пожарно-спасательной службы страны. Нужны машины, выполняющие функции не только подъема, но и тушения на высоте, вскрытия конструкций, нормализации газовой среды в помещениях на верхних этажах, обеспечивающие непрерывный процесс спасения пострадавших из этих помещений. Эти же машины должны быть адаптированы к тушению высотных пожароопасных объектов и технологических установок.

Речь идет о создании принципиально новых многофункциональных высотно-спасательных автомобилей нового поколения, в том числе многофункциональных пожарных автоцистерн со стрелой лестницы (или подъемника). Такие машины уже выпускаются за рубежом; созданы они (и поставляются в гарнизоны) и в нашей стране (со стрелой 18 и 24 м). В некоторых источниках такие машины называют гибридами.

Дальнейшее развитие концепции идет в направлении повышения функциональности, увеличения высоты подъема стрелы таких ПА (до 30 м и выше), оптимизации комплектования аварийно-спасательным оборудованием и инструментом (включая ПТВ), оптимизации численности боевого расчета в соответствии с поставленными оперативными задачами, совершенствования конструкции стрелы с приданием ей свойств универсальности (комбинация в одном блоке стрел лестницы и подъемника). Уже сегодня в качестве опции некоторые фирмы-изготовители предлагают устанавливать пожарные насосы на стандартные АЛ.

Нормативное поле

В соответствии с техническим регламентом, требования к конструкции, техническим характеристикам и иным параметрам высотных пожарных автомобилей (ПА), включая автолестницы, устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами серии "Общие технические требования. Методы испытаний" (ОТТ. МИ) на пожарные автолестницы, автоподъемники, автопеноподъемники, а также на многофункциональные ПА со стрелой лестницы (в составе ГОСТ на ПА тушения).

Кроме того, типы и классификация высотных автомобилей, включая АЛ, а также требования к их безопасности тоже определяются соответствующими стандартами.

Весь этот комплекс стандартов определяет модельные ряды, параметрический облик и уровень безопасности отечественных пожарных автолестниц.

За рубежом (в странах ЕС) автолестницы выпускаются по евростандарту ЕN 14043– 2000, который содержит основные требования к автоматическим пожарным автолестницам и является дополнением к общему стандарту ЕN 1846-2 "Пожарные и спасательные автомобили – часть 2. Общие спецификации". Согласно определению ЕN 14043, автоматическая автолестница – это "автомобиль с поворотной лестницей и выдвижной структурой в форме лестницы со съемной люлькой или без нее, установленной на колесном шасси".

Общая идеология российских и европейских стандартов на АЛ во многом идентична: обеспечение безопасного и эффективного функционирования автолестниц при оперативном использовании, а также проведение тестовых испытаний для подтверждения заданного уровня надежности.

Однако имеются различия в деталях, которые, возможно, придется учитывать при гармонизации стандартов. Прежде всего это относится к установленным нормами модельным рядам: в стандарте ЕС модельный ряд насчитывает три класса машин (с высотой подъема стрелы 18, 24 и 30 м), в то время как в российском стандарте таких классов 7 (с высотой подъема от 10 до 60 м). Высотные АЛ (с высотой подъема стрелы более 30 м) европейские производители предпочитают изготавливать по фирменным ТУ.

В нормах ЕС жестко обозначены такие параметры, как габаритные размеры (высота АЛ не более 3,3 м, длина 9,5–11,0 м) и полная масса (13,0–14,0 т). В то же время российский стандарт предусматривает более широкий температурный диапазон оперативного использования (-40...+40 °С) по сравнению с европейским (-15...+35 °С). Правда, в евростандарте сделана оговорка: "Технические требования для использования (например, размеры, масса, номинальная рабочая высота, номинальный вылет) зависят от национальных предписаний". Эта ремарка может рассматриваться как приглашение к поиску компромиссных решений.

Производство и рынок автолестниц в России

В течение многих лет единственным изготовителем автолестниц в стране был завод "Пожтехника" (г. Торжок) со всеми присущими монополизму проблемами – как техническими, так и экономическими. Прежде всего эти проблемы отражались на качестве и надежности продукции.

В последнее время наметилась тенденция к улучшению ситуации: на рынке появились новые игроки, такие как Урало-Сибирская пожарно-техническая компания (УСПТК), Казанский электромеханический завод и другие предприятия. Общими усилиями выпуск АЛ достиг за 5 лет (в период с 2008 по 2012 г.) 230 единиц, из них 102 единицы (около 45%) – 50-метровые автолестницы. Кроме того, ряд регионов производил разовые закупки импортных автолестниц – более дорогих, но более надежных и более функциональных, чем отечественные модели.

Прогнозируемая потребность в АЛ (550 ед. за 5 лет), как показал проведенный ВНИИПО мониторинг подразделений пожарной охраны, более чем в 2 раза превышает объем реальных поставок.

Относительно новым продуктом на российском рынке является многофункциональная автоцистерна со стрелой лестницы; за 5 лет (2008–2012 гг.) подразделениям были поставлены 43 такие машины. Объем не слишком впечатляющий, но здесь важен сам прецедент: поставки АЦЛ пожарной охране свидетельствуют об их функциональной эффективности. Характерно, что перспективная потребность в таких автомобилях составляет около 60 единиц в год, из них 64% приходится на АЦЛ со стрелой 30 м и комбинированным насосом (вместимость цистерны 3000 л). Пока такие автомобили находятся на стадии разработки.

Заявило о начале сборочного производства на собственной производственной базе и приступило к поставке на рынок пожарных автолестниц нового поколения ООО "КОМПАНИЯ ВИТАНД" (Московская область), представляющее в России всемирно известную фирму Маgirus (Германия). Созданы на российских шасси КАМАЗ (4х2 и 6х4) две модели автолестниц с высотой подъема 42 и 55 м; они прошли полный объем испытаний, одобрены МЧС и фактически являются продуктом российского производства. Лестничный комплект и компоненты для этих АЛ поставляются фирмой Маgirus (рис. 1).


Такой же бизнес-подход реализовал Варгашинский завод ППСО, создавший и поставивший на российский рынок 52-метровую автолестницу на шасси КАМАЗ (8х4) с надстройкой и комплектом колен от компании "Эвердайм" (Еverdigm) из Южной Кореи (рис. 2).


С организацией сборочного производства японских шасси ISUZU на российском предприятии "СОЛЕКС" на Дальнем Востоке появилась и была реализована возможность для создания низкогабаритной АЛ-30 (рис. 3). 


Отличительной чертой этой "тридцатки" является ее незначительная габаритная высота (2,95 м); до этого габаритную высоту менее 3 м удавалось обеспечить только за счет применения шасси с передней кабиной.

Инновационные решения

На современных АЛ реализован большой объем инновационных технических решений, направленных на повышение функциональности, надежности и безопасности автолестниц. К числу основных таких разработок, уже реализованных в производстве различными фирмами (преимущественно зарубежными и российскими, работающими с лучшими европейскими производителями) и апробированных в эксплуатации, можно отнести:

  • систему компьютерной стабилизации, которая позволяет демпфировать колебания стрелы лестницы посредством гидравлического противодействия при порывах ветра, посадке в люльку и т.д.;
  • применение многофункциональной люльки повышенной грузоподъемности (400 кг и выше), имеющей до четырех дверей, большую дверь для инвалидных колясок, штатную систему орошения, многофункциональные устройства для крепления дополнительного оборудования – вентилятора, носилок, пульта управления и т.д.;
  • стрелу с сочлененным коленом, обеспечивающим работу стрелы на теневой стороне здания;
  • реализацию алюминиевой концепции при изготовлении стрел;
  • инновационную систему дистанционной диагностики элементов АЛ, которая обеспечивает передачу информации о динамике изменения параметров АЛ и обеспечивает ее возвращение в исходное месторасположение в виде команды о необходимых технических воздействиях;
  • компьютерную систему, управляющую всеми движениями стрелы и системой безопасности, начиная с установки машины на грунт;
  • другие инновационные решения, полный перечень которых представлен в банке инноваций, разработанном ВНИИПО.

Перспективы отрасли

Современные пожарные автолестницы относятся к высокотехнологичной технике – как в производстве, так и в оперативном использовании и сервисном обслуживании.

Те инновационные решения, которые рассмотрены выше, продиктованы опытом эксплуатации и рано или поздно будут востребованы отечественной практикой. Тем более в связи с наметившейся и уже реализуемой тенденцией организации совместного производства автолестниц с ведущими зарубежными фирмами, имеющими многолетний опыт их создания.

Будущее – за такой техникой. Но необходимо учитывать, что конечный успех или неуспех реализации инноваций имеет экономическую подоплеку. Известно, что создание инновационной продукции требует определенных финансовых затрат, как правило, значительных (даже если реализуются так называемые догоняющие инновации, то есть уже внедренные за рубежом). Это неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта.

В результате в условиях жесткой ценовой конкуренции, характерной для российского рынка ПА, а также при отсутствии гарантированного рынка сбыта АЛ предприятия, предлагающие более качественные (с признаками инновации), но и более дорогие модели автолестниц, обречены на проигрыш в конкурентной борьбе. В итоге сам потребитель, отдавая предпочтение менее совершенным, но более дешевым моделям, становится препятствием на пути внедрения новых технических решений.

Определенный риск от внедрения инноваций в производство АЛ нового поколения есть, но этот риск оправдан.

Опубликовано: Каталог "Пожарная безопасность"-2014
Посещений: 10551

  Автор

Яковенко Ю. Ф.

Яковенко Ю. Ф.

Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИПО МЧС России, академик НАНПБ

Всего статей:  6

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций