Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Противопожарная защита метрополитена. Специфика объекта и подходы к безопасности

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Противопожарная защита метрополитенаСпецифика объекта и подходы к безопасности

Спецификой подземных объектов метрополитена являются, с одной стороны, высокая пожарная нагрузка, наличие большого кабельного хозяйства, протяженные линии под высоким напряжением, а с другой – высочайшая (самая высокая в городе) концентрация людей, формирующих интенсивные пассажиропотоки, особенно в часы пик. Любая, даже незначительная чрезвычайная ситуация способна спровоцировать панику, давку и человеческие жертвы
Сергей Жильников
Инженер II кат. сектора пожарной безопасности
мастерской № 15 (Проектирование объектов метрополитена)
ОАО "Мосинжпроект"

"Объекты метрополитена" – термин довольно широкий, к нему относятся и тоннели глубокого заложения, и станции, и различные служебные помещения всевозможного назначения. Например, это могут быть помещения серверных и другие помещения для обработки данных, где находится дорогостоящее электронное оборудование, диспетчерские и пункты управления, где также применяется современное электронное оборудование и где крайне важно обеспечить бесперебойный контроль и управление таким сложным хозяйством. Список можно дополнить помещениями кроссовых, электрощитовых, электрошкафами с аппаратурой коммутации, распределения энергии и автоматики, помещениями трансформаторных подстанций различного напряжения и назначения, помещениями для хранения ГСМ и т.п. В офисных помещениях особое внимание – серверным с ценной информацией, а также архивам.

Пожары на таких объектах могут сопровождаться быстрым ростом температуры, выделением токсичных продуктов горения, блокированием путей эвакуации, и без того ограниченных, повреждением и обрушением конструкций.

Российские и мировые подходы

В мировой и российской практике создания современных систем противопожарной защиты объектов особой важности (каковыми, без сомнения, являются объекты метрополитена) с каждым годом все более отчетливо наблюдается рост спроса на решения, способные обеспечить не только высокий уровень обнаружения возгораний и их быстрого тушения, но и стопроцентную безопасность таких систем для защищаемого оборудования, а также – и это, пожалуй, самая главная тенденция – безопасность для людей, находящихся на этих объектах или поблизости от них.

Помимо уже перечисленных объектов, в хозяйстве метрополитена может быть множество других, но если речь идет о противопожарной защите, следует учитывать некоторые общие для них подходы.

В мировой противопожарной отрасли эти общие подходы формировались и продолжают развиваться с появлением новых технологий либо технологий, давно и хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике. В первую очередь это касается технологий обнаружения возгораний, в части раннего и даже сверхраннего обнаружения, и это абсолютно оправданно: ведь чем раньше пожар, а точнее первые его признаки будут обнаружены, тем быстрее можно будет принять меры по его ликвидации и свести к минимуму потенциальный ущерб.

На сегодня задачу сверхраннего обнаружения перегрева и дыма – двух основных признаков пожара – наиболее эффективно выполняют в первом случае линейные тепловые извещатели (термокабель), а во втором – дымовые лазерные аспирационные извещатели, которые обеспечивают сверхраннее обнаружение дыма.

Применение термокабеля
Термокабель применяется для защиты кабельных каналов и эскалаторов различных метрополитенов по всему миру – от Сан-Франциско на Западе до суперсовременных подземок Сеула, Шанхая и Сингапура на Востоке. Главные достоинства такого термокабеля – способность обнаружить перегрев на ранней стадии, еще до начала тления и появления дыма, и не имеющая аналогов надежность в эксплуатации. При сроке службы свыше 25 лет термокабель определит начало пожара именно в нужный момент, без ложных срабатываний, с адресной точностью определения участка возгорания при разбиении контроля кабельной линии на участки детекции. При этом стоимость самого термокабеля и его обслуживания значительно ниже, чем у поставщиков других технологий линейной тепловой детекции. Удобство и простота монтажа такого рода теплового извещателя в кабельных коммуникациях очевидны настолько, что не требуют пояснений. В тоннелях метро проложены силовые питающие кабели, линии связи и управления, и они протянуты по всей длине тоннелей и станций метро. Перегрев и возгорание, вызванные электрической дугой, короткими замыканиями, искрами, появляющимися в связи с механическими неисправностями подвижного состава, – это лишь некоторые из множества потенциальных источников пожара в тоннелях. Применение термокабеля в мировой практике признано наиболее эффективным методом обнаружения возгораний, сопровождающихся повышением температуры на ранних стадиях, учитывая его высокую надежность, низкую стоимость обслуживания и возможность мониторинга участков большой протяженности.

Грамотно подобранные системы

Большинство объектов метрополитена объединяет, во-первых, наличие высокой пожарной нагрузки и, во-вторых, непосредственная близость огромного количества людей. Эти два фактора становятся критически важными при выборе установки автоматического пожаротушения. Наиболее часто на объектах метрополитена системами автоматического пожаротушения защищаются кабельные коллекторы, подэскалаторные пространства, помещения серверных, электрощитовых, шкафов автоматики и т.д.

В обширном и содержательном интервью одному из специализированных изданий начальник отдела пожарной охраны метрополитена Сергей Зайцев упомянул такие технологии, как VESDA (аспирационная лазерная детекция дыма), а также "безопасные для пассажиров и эффективные… огнетушащие вещества", применяемые для защиты критичных в плане пожароопасности зон метрополитена – подэскалаторных пространств, кабельных коллекторов, подстанций и т.д.

Огнетушащее вещество и способ тушения должны, помимо быстрого тушения огня, обеспечить максимальную сохранность защищаемого оборудования и при этом не представлять угрозы здоровью и жизни людей, которые могут оказаться внутри или поблизости от помещения, где в этот момент срабатывает система пожаротушения.

Требования к системам пожаротушения
Можно вывести ключевые требования, которым должны соответствовать системы пожаротушения, это:

  • быстрое и эффективное тушение возгорания, в особенности тлеющие пожары, характерные для оплетки силовых и сигнальных кабелей;
  • безопасность для обслуживающего персонала и пассажиров в случае выпуска огнетушащего вещества;
  • отсутствие следов на оборудовании и поверхности предметов, находящихся в помещении, как при штатном тушении, так и при несанкционированном выпуске;
  • максимально долгий срок службы;
  • отсутствие повышенных расходов на обслуживание и эксплуатацию.

Критерии выбора решений
Для систем автоматического тушения на объектах метрополитена применяется целый спектр ОТВ (огнетушащих веществ): это и порошковые, и водяные, и водно-дисперсные системы, а также системы с газовыми огнетушащими веществами.

Свойства и огнетушащая способность всех вышеперечисленных технологий тушения позволяет каждой из них найти правильное применение. Слово "правильное" является здесь ключевым, так как именно грамотно подобранная технология позволяет получать оптимальный результат. Например, порошки целесообразно применять для защиты компактных отсеков подвижного состава – высокий уровень воздухообмена не позволяет использовать для их защиты газовые ОТВ.

ФК-5-1-12: эффективная защита

Если речь идет о защите электронного оборудования, кабельных коллекторов, подэскалаторных пространств, где к тому же стоит задача максимально обезопасить пассажиров в случае срабатывания установки, таким требованиям в наиболее полной мере соответствуют системы автоматического газового пожаротушения (АГПТ), в том числе и российского производства, с использованием в качестве газового огнетушащего вещества (ГОТВ) фторированного кетона (международное обозначение ФК-5-1-12 или NovecТМ 1230). Использование ФК-5-1-12 не приводит к связыванию или вытеснению кислорода в помещении, атмосфера остается абсолютно пригодной для дыхания человека.

Безопасность применения ФК-5-1-12 подтверждена исследованиями ведущих мировых лабораторий, в России испытания проводились НИИ гигиены РЖД (НИИЖГ). Кроме того, безопасность этого ГОТВ не раз подтверждалась при проведении многочисленных огневых и демонстрационных испытаний для экспертных комиссий различных ведомств, государственных и частных корпораций (ОАО "РЖД", ОАО "Новатек", концерн "Росатом", ОАО "Роснефть", ОАО "Ростелеком", Банк России и др.).

Следуя за общемировой тенденцией, и другие информированные заказчики и проектировщики выбирают системы с безопасным ГОТВ в качестве оптимального решения задачи безопасного автоматического пожаротушения.

Мотиваций такого выбора для метрополитена может быть несколько, например:

  • Решение проблемы безопасности персонала и пассажиров в случае ложного срабатывания системы АГПТ (ложные срабатывания происходят в несколько раз чаще штатных – в силу целого ряда человеческих и природных факторов).
  • Особенности систем с применением ФК-5-1-12 позволяют при минимальной трубной разводке иметь и наименьшее количество насадок-распылителей для газа за счет их большого радиуса покрытия.
  • Установки АГПТ с использованием ФК-5-1-12 производятся в России и комплектуются линейкой модулей, не подконтрольных Ростехнадзору ввиду невысокого рабочего давления 25 и 42 бар для модульных систем ГПТ и огнегасительных станций соответственно и требуют гораздо меньшего количества модулей (баллонов) и площадей под их установку.
  • ФК-5-1-12 комбинирует эффективное тушение и безопасность, как для людей, так и для защищаемых предметов и оборудования.

Важнейшие особенности
ГОТВ, известный под международным обозначением ФК-5-1-12, внесено в перечень стандартно применяемых ГОТВ в АУГПТ (табл. 8.1.) СП 5.13130.2009 согласно приказу МЧС России № 274 от 01.06.2011 г. ГОТВ обладает рядом свойств, позволяющих в наибольшей степени относить его к разряду "чистых" газов – безопасный для людей, даже если превысить рабочую концентрацию более чем в два раза, экологически чистый при нулевом озоноразрушающем потенциале, срок жизни в атмосфере всего 3–4 дня, то есть очень низкий потенциал глобального потепления (по сравнению со сроком 36–270 лет у хладонов). Обладая высоким диэлектрическим сопротивлением (в 2,3 раза выше, чем у осушенного азота), ФК-5-1-12 способен безопасно и эффективно защищать электрооборудование при рабочей концентрации всего 4,2% от объема помещения.

Результаты проектирования
Важным аргументом в пользу выбора систем АГПТ с фторкетоном ФК-5-1-12 является то, что их производство в России и в Москве налажено российским производителем, обеспечивающим высокое качество оборудования (производство сертифицировано по стандарту ISO 9001), минимальные сроки проектирования, производства, поставки, монтажа и перезаправки систем в случае срабатывания, а также регулярного технического переосвидетельствования – в непосредственной близости от защищаемых объектов. Такими системами отечественного производства уже оборудованы новые станции Московского метрополитена – "Деловой центр", "Парк Победы", "Жулебино", "Лермонтовский проспект", "Пятницкое шоссе". Ведутся работы по проектированию систем пожарной безопасности для новых станций и транспортно-пересадочных узлов.

Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #1, 2014
Посещений: 9453

  Автор

Сергей Жильников

Сергей Жильников

Инженер II кат. сектора пожарной безопасности
мастерской № 15 (Проектирование объектов метрополитена)
ОАО "Мосинжпроект"

Всего статей:  1

В рубрику "Пожарная безопасность" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций